Волевые качества это в психологии: Волевые качества личности

Содержание

Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

Содержание:

  • Что такое волевые качества личности
  • Как они проявляют себя
  • Кто такой волевой мужчина
  • Можно ли развивать такие черты характера
  • Как формируются волевые качества
  • Видео

Сила воли – распространенное понятие, с которым человек не раз сталкивается за свою жизнь. Она вырабатывается как неосознанно, путем «проб и ошибок», так и сознательно. Зная, из чего состоят основные волевые качества человека, можно выработать твердый характер, готовность преодолевать жизненные преграды и без страха брать ответственность за свои поступки.

Сила воли – путь к достижению цели

Что такое волевые качества личности

Волевые качества личности – это выработанные годами, опытом и регулярными вызовами самому себе психологические установки. Можно определенно сказать, что с силой воли не рождаются, ее следует развивать на протяжении всей жизни. Состоит воля из нескольких составляющих, которые, в свою очередь, являются сильными чертами характера, если их тренировать. Волевые качества личности осуществляются в три этапа, которые содержат отдельные элементы силы воли. Элементы существуют и самостоятельно, и, дополняя друг друга. Если развить все элементы воли, то индивид с таким крепким характером сможет преодолеть любые сложности на жизненном пути.

Волевые качества личности в психологии состоят из следующих элементов характера, которые входят в базовые волевые качества личности:

  1. Целеустремленность. Означает умение человека установить желаемый результат, к достижению которого придется приложить усилия;
  2. Инициативность. Умение индивида направить свои физические и моральные ресурсы на действия, которые вскоре помогут достичь желаемого;
  3. Самостоятельность. Свойство человека «фильтровать» советы и предложения посторонних лиц, иными словами, полезный навык никого не слушать, делать по-своему, следуя своим принципам;
  4. Выдержка. Другими словами сдержанность, т. е. сознательное ограждение от эмоций и чувств, которые выступают в роли сомнений;
  5. Решительность. Умение обдумать, обосновать и принять непоколебимое решение. Синоним решительности, хотя и более разрушительный, – импульсивность, т. е. торопливое, необдуманное принятие решения.
  6. Смелость. Индивид может принять решительные действия, несмотря на собственные страхи и риск;
  7. Энергичность. Умение человека направлять свои физические и моральные ресурсы на достижение цели;
  8. Настойчивость. Индивид умеет взвешивать свои силы так, чтобы их хватило на преодоление возникающих препятствий на пути к цели. Однако настойчивость имеет тонкую грань с обратной, неразумной чертой характера – упрямством, которое выражается в неразумной трате энергии в попытке добиться своего;
  9. Организованность. Человек умеет распоряжаться своим временем, распределять физические и материальные ресурсы во благо дела;
  10. Дисциплинированность. Индивид может и подчиняет собственное поведение в пользу общепринятых норм и порядка;
  11. Самоконтроль. Человек властен над своими эмоциями, контролирует свои чувства, способен «фильтровать» их, исходя из принимаемых решений.

Волевой человек умеет взвесить все «за» и «против»

Как они проявляют себя

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Формирование силы воли подвластно каждому индивиду. Чтобы стать волевой личностью, нужно получить физическое, интеллектуальное и моральное развитие. Совокупность нескольких характеристик человека – это есть его волевой характер.

Начинается все с целеустремленности. Оказалось, что поставить цель недостаточно, нужно ее достичь. Тогда в человеке просыпаются инициативность, энтузиазм, которые порождают начало самостоятельных действий на пути к цели. Однако на пути к становлению волевой личности индивид сталкивается с чужим мнением и опытом, которые всерьез могут навредить его взглядам и планам. Если он их не преодолеет, то силу воли придется тренировать заново.

С другой стороны, человек набирается решительности, смелости действовать, снова преисполняется энтузиазмом, который открывает потайные ресурсы с энергией. Оглядываясь назад, индивид чувствует, что идет верной дорогой, поэтому не будет лишним закрепить результат, настойчиво преодолевая большие и маленькие сложности. Правда делать это стоит с ясным умом, организованно, прослеживая пройденный путь и все еще прокладывая дальнейший.

Совсем скоро индивид научится подстраиваться под ситуацию так, чтобы не навредить себе и окружающим, не жертвовать своим мировоззрением, но и не обидеть чужих ожиданий. В этом ему помогает дисциплина, которой бы человек не овладел без самоконтроля. Так, преодолевая этапы на пути к цели, человек в итоге берет на себя ответственность за совершенные и совершаемые деяния, но нисколько этому не противится, натренировав мощную силу воли.

Кто такой волевой мужчина

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Волевой характер мужчины должен развиваться еще с тех пор, как он был ребенком. В психологии волевые черты характера предопределяют сильного духом индивида, способного на решительные действия в любой сфере жизни. Во многом они определяют мужественность человека. Мужчин по праву можно называть волевыми людьми, если они являются практически каноническим образом добытчика, кормильца.

Быть волевым – значит быть ответственным

Быть волевым мужчиной – значит уметь принимать решения, кратко говоря быть ответственным. Определения большинства элементов волевой личности олицетворяют, что называется, идеального мужчину. Он знает цену себе, окружающим людям и предметам. Поступает по совести, невзирая при этом ни на чье-либо мнение, если уверен, что его выбор максимально подходит для решения той или иной задачи. Волевой мужчина – самый подходящий пример сильного, здравомыслящего, морально устойчивого человека.

Можно ли развивать такие черты характера

Отрицательные черты характера — как найти и исправить негативные качества

Волевые черты характера можно и нужно развивать. Стоит лишь помнить, что у некоторых характеристик воли есть противоположные симптомы, например, импульсивность вместо решительности, собственно, нерешительность, а также упрямство, схожее с настойчивостью. Если не суметь вовремя проконтролировать ход становления волевых качеств, можно столкнуться с патологией – отсутствием решительности, когда индивид будет приходить к тому, что цель поставлена, путь намечен, но методы успешного его преодоления вдруг померкли, энтузиазм угас. Человек, не имеющий должной силы воли, опускает руки, не начав действовать. Но это не критично, главное – проявить инициативу и действовать по плану.

Как формируются волевые качества

Примечательно то, что человек может овладеть стойкой силой воли, сам того не подозревая. С самых малых лет он овладевает начальными навыками контроля поведения. Поначалу это происходит неосознанно, но, начав внимательно наблюдать за своими действиями, индивид отмечает свои слабые и сильные стороны личности. Для дальнейшего развития воли необходимо ставить перед собой цели: сначала легко достижимые, затем усложнять, прорабатывая каждый элемент, каждую черту характера, необходимую для тренировки воли.

Обратите внимание! Есть такие события в жизни человека, которые способны «сломить» волю. Поэтому так важно осознавать проделанный путь и регулярно пересматривать дальнейшие шаги.

Сломленную волю можно восстановить, хотя многое придется пережить заново. Однако, зная, что сила воли делает человека сильнее, индивиду стоит преодолеть себя и взять ответственность за свои цели и пути их достижения.

Сломленную волю можно восстановить

Сила воли определяет личность, твердость характера, уровень ответственности индивида. Волевые качества личности имеют определенную структуру, элементы которой являются отдельными чертами характера. Последние бывают положительными и отрицательными. Тем не менее, сила воли поддается тренировке и закреплению, привычке.

Видео

Автор:

Нeля Нoвикoвa

какие основные виды, из каких компонентов состоит каждое, чем определяется сила

Содержание:

  • Волевые качества личности человека в психологии
  • Классификация, какие основные
    • Структура и общие характеристики первичных и системных
  • Особенности развития волевых качеств в течение жизни

Содержание

  • Волевые качества личности человека в психологии
  • Классификация, какие основные
    • Структура и общие характеристики первичных и системных
  • Особенности развития волевых качеств в течение жизни

Волевые качества личности человека в психологии

На способы и особенности активного взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром оказывают большое влияние волевые качества его личности.

Чтобы понять, что это такое, нужно вспомнить понятие воли.

Воля — способность человека осознанно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей, системная по своему строению; та сторона психической жизни, которая получает выражение в сознательных целенаправленных действиях человека. Л.С. Выготский определял волю как физическую и личностную независимость, синоним свободы.

Волевые качества личности — устоявшиеся, независимые от обстоятельств, одинаково проявляющиеся в различных ситуациях психические образования, которые демонстрируют достигнутый человеком уровень сознательного контроля над собой. Примеры — настойчивость, целеустремленность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Такие личностные качества, как безынициативность, несдержанность, робость, показывают слабую волю человека.

Классификация, какие основные

В. К. Калина разделил волевые качества личности на два вида — первичные (они же основные) и системные, более сложные, состоящие из нескольких компонентов. Первичные, или базовые волевые качества:

  • энергичность;
  • терпеливость;
  • выдержка;
  • смелость.

Также существует классификация, делящая волевые качества на:

  1. Первичные, свойственные личности изначально.
  2. Вторичные, развивающиеся в единстве с характером — например, решительность.
  3. Третичные, связанные с моральными установками и ценностями — например, ответственность, принципиальность.

Структура и общие характеристики первичных и системных

Многие волевые качества личности можно назвать системными:

  • настойчивость;
  • самостоятельность;
  • целеустремленность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • организованность;
  • дисциплинированность.

Системные качества опираются на первичные. Это означает, что при слабой выраженности первичного качества — например, отсутствии настойчивости — человеку сложно стать инициативным и целеустремленным.

Энергия и терпеливость

У некоторых людей много энергии, когда они приступают к делу, но им не хватает терпеливости. Люди с сильной волей способны распределять свои усилия во времени и прилагать энергию к решению задачи достаточно долго, что в итоге определяет эффективность их действий.

Выдержка и самообладание

Эти качества личности позволяют человеку сдерживать порывы, мешающие достичь цели, и выполнять принятые решения. Для этого приходится справляться со страхами, ленью, застенчивостью, усталостью и прочими внутренними препятствиями, а также сдержанно и рационально реагировать на противодействие других людей и внешних сил.

Рассмотрим системные качества.

Настойчивость

Это качество помогает человеку реализовывать намеченные планы. Важно помнить о цели и вовремя изменять стратегию ее достижения, если реальность вносит свои коррективы и первоначальный план не так эффективен, как ожидалось. В противном случае мы скорее назовем человека упрямым и ригидным, нежели настойчивым.

Самостоятельность

Самостоятельного человека отличает то, что он руководствуется осознанными желаниями, тесно связанными с его устоявшимися взглядами и убеждениями. Самостоятельность противопоставляется таким свойствам характера, как внушаемость и негативизм. Самостоятельный человек слабо поддается внушению, он следует чужим советам только тогда, когда понимает их обоснованность и внутренне с ними соглашается.

Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм, стремление поступать наперекор, часто кажется подросткам признаком самостоятельности. Но это лишь обратная сторона внушаемости. Слабовольный человек не анализирует ситуацию, его легко спровоцировать на неразумные действия.

Целеустремленность

Человека можно назвать целеустремленным, если он способен ставить для себя четкие, ясные цели, которыми руководствуется в дальнейшем. Также целеустремленный человек способен ставить общую, возможно, очень отдаленную цель, которую достигает с помощью множества более конкретных.

Инициативность

Инициативный человек умеет находить новые решения, нестандартные, но при этом реализуемые на практике. Он слабо поддается влиянию окружающих, так как самостоятельно анализирует ситуацию и продумывает возможные решения, а не ждет, что кто-то решит все за него. Для проявления инициативности важно не только вовремя принять решение, но и быть уверенным в нем.

Нельзя назвать инициативным того человека, который постоянно сомневается в собственных решениях и ждет одобрения от других. Противоположные инициативности качества — зависимость, пассивность.

Решительность

Решительность складывается из умения подождать и собрать достаточное количество информации для принятия взвешенного решения и умения отличить критическую ситуацию, в которой принять решение нужно быстро. Также решительного человека отличает уверенность в принятом решении.

Организованность

Организованная личность способна строить рациональные, разумные планы, склонна к упорядочиванию своей деятельности. Для такого человека важно представлять четкую схему действий.

Дисциплинированность

Дисциплинированный индивид сознательно подчиняется нормам, принятым в обществе, учитывает в своих действиях установленный порядок и требования, регулирующие конкретную сферу деятельности.

Особенности развития волевых качеств в течение жизни

Воля — не врожденное качество, ее формирование и развитие происходит постепенно, вместе со становлением личности. Для высокого уровня развития воли необходимо развитие самоконтроля, т. е. постоянное преобразование бесконтрольных психических процессов в сознательные.

Функция воли выражается в преодолении препятствий, для которого нужна достаточная мотивация. Важными характеристиками волевых людей являются, например, требовательность к себе и реалистичный взгляд на мир, выражающийся в способности оценить ситуацию и принципиальную возможность ее разрешения.

Слабовольные люди могут казаться очень решительными и мотивированными, но отсутствие опыта в преодолении трудностей приводит к тому, что они переоценивают свои силы и не способны заставить себя относиться ответственно к собственным обещаниям. Та внутренняя активность, которая называется волевым усилием, может проявиться только при столкновении с трудностями.

На формирование волевых качеств сильно влияет семейное воспитание. Если родители не требуют от ребенка вещей, которые тот должен выполнять безоговорочно, или требуют слишком многого (столько, сколько ребенок не способен выполнить в принципе), ребенок вырастет недисциплинированным. Ему придется исправлять недостатки волевого поведения самостоятельно, например, заставлять себя соблюдать режим дня и следовать определенным правилам.

К факторам, влияющим на развитие волевых качеств, также относятся коллективные игры, обучение и общественно полезный труд. В играх, особенно сюжетно-ролевых, существуют правила, которым участники подчиняются.

И в играх, и в школе дети и подростки сами обучаются контролировать себя, регулировать повседневную деятельность, выполнять данные себе обещания и сдерживать ненужные импульсы.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 3)

Поиск по содержимому

Фриз И. В., Сидоренро Н. И. Психологические детерминанты развития волевых качеств в подростковом возрасте.

Фриз И. В., Сидоренро Н. И. Психологические детерминанты развития волевых качеств в подростковом возрасте.

(2016) Наука и образование, 5, 136-141. Одесса.


DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2016-5-21

Ирина Фрис ,
кандидат психологических наук, доцент,
Наталья Сидоренко ,
кандидат психологических наук, доцент,
Кафедра общей, возрастной и педагогической психологии,
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко,
Украина, г. Житомир, ул. Большая Бердичевская, 40,



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЛИ
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОМ


РЕЗЮМЕ:

В статье рассматриваются особенности проявления волевых качеств в подростковом возрасте. Актуальность исследования обусловлена ​​важностью формирования воли, необходимой для решения многих жизненных задач. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования вышеперечисленных качеств, что обусловлено такими особенностями, как осознание своей индивидуальности, самоутвержденное честолюбие, умение управлять своим внутренним миром. Статья направлена ​​на анализ детерминант, влияющих на формирование волевой сферы. На формирование волевой сферы личности влияют следующие факторы: внешние (особенности, формирующиеся под влиянием разных жизненных условий) и внутренние (индивидуально-типологические особенности нервной системы, возрастные и половые особенности и др. ). Эмпирическое исследование позволяет выделить 6 групп обследуемых по уровню проявления волевых качеств. Так, первый тип, самодостаточный, характеризуется высоким уровнем проявления всех волевых качеств. Ему свойственны следующие черты характера: эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, социальная смелость и активность. Целеустремленный тип характеризуется следующими чертами: настойчивость, мотивация достижения, уверенность в себе и др. Саморегулирующий тип характеризуется самообладанием, эмоциональной устойчивостью, спокойствием, низким уровнем лидерства. Независимость, смелость, активность, стремление доминировать свойственны представителям импульсивного типа. Решительный тип характеризуется храбростью и самообладанием. Пассивный тип характеризуется немощью, низким уровнем проявления всех волевых качеств. Представленные характеристики могут быть использованы в индивидуальном подходе в образовательном процессе, а также для формирования волевой сферы студентов.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

воля, волевые качества, формирование волевых качеств, учебно-профессиональная деятельность.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:


ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская, К.А. (1985) Типология активности личности. Психологический журнал – Психологический журнал, 5, 3-18.
2. Ильин Е.П. (1983). О соотношении понятий, характер-изирующих волевую активность. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы всесоюзной конференции молодых ученых – Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь.
3. Калин В.К. (1983). Воля, эмоции, интеллект [Воля, эмоции, интеллект]. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы всесоюзной конференции молодых ученых – Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы Всесоюзной конференции молодых ученых. (стр. 171-175). Симферополь.
4. Селиванов В.Ю. (1992). Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань.

Развитие волевых качеств в предподростковом возрасте / июнь / 2022 / Диссертации / CNAA


Статус

Диссертация защищена 27 июня 2022 г.
Одобрена NCAA 25 ноября 2022 г.

Тезисы

– 0,86 Мб / на румынском
– 0,86 Мб / на английском

Диссертация

ЧЗУ 159.922.7+159.947(043.3)

4,29 Мб/ на румынском
249 страниц


Ключевые слова

воля, настойчивость, волевые качества, черты личности, программа психологического воздействия, предподростковый возраст

Резюме

Структура диссертации: Диссертация состоит из: аннотации, списка сокращений, введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций; библиография, включающая 227 библиографических источников; 6 приложений, 137 страниц основного текста, 63 рисунка и 16 таблиц. Результаты исследования опубликованы в 10 научных статьях.

Направление обучения: Психология развития, психология подросткового возраста

Целью данного исследования было изучение особенностей воли и волевых качеств в предподростковом возрасте, а также разработка и внедрение новой модели психологического вмешательства, направленного на развитие воли и волевых качеств и тем самым на содействие развитию личности. черты.

Задачи исследования: Анализ литературы по психологии в отношении воли, волевых качеств, предподросткового возраста, способов изучения воли, а также методов, приемов и способов развития волевых качеств; Выявление и выделение половых и возрастных различий в проявлении воли и волевых качеств в предподростковом возрасте; Выделение личностных черт подростков предподросткового возраста с разным уровнем развития воли; Разработка, реализация и оценка эффективности программы психологического воздействия, направленной на развитие воли и волевых качеств в предподростковом возрасте.

Полученные результаты, способствующие решению этой важной научной проблемы, состоят в комплексной концептуализации воли, выводимой из гендерно-возрастного подхода, в выявлении особенностей волевых качеств, зависящих от пола и возраста, а также в условиях выявление проявления личностных черт у подростков с разным уровнем развития воли, что легло в основу разработки и реализации модели психологического вмешательства, способствующей развитию воли и волевых качеств (умение достигать цели, смелость и способность принимать решения, настойчивость и твердость, инициатива и самостоятельность, выдержка и выдержка).

Научная новизна и оригинальность. Впервые на национальном уровне проводится теоретическое и экспериментальное исследование воли и волевых качеств у подростков. Нами разработана психодиагностическая модель, направленная на исследование воли, волевых качеств и коррелирующих с ними личностных черт у подростков. Мы сделали акцент на эволюции воли и волевых качеств в предподростковом возрасте. Нами установлены особенности воли и волевых качеств у мальчиков и девочек предподросткового возраста. Мы рассмотрели черты личности, характерные для подростков предподросткового возраста, имеющих разный уровень развития воли. Нами выделен психологический портрет подростка с высоким уровнем волевого развития. Нами разработана модель психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств у подростков предподросткового возраста.

Теоретическое значение диссертации . Результаты теоретико-экспериментального подхода обогащают область психологии развития и педагогической психологии новыми и обширными знаниями, касающимися развития воли и волевых качеств в предподростковом возрасте, половых и возрастных различий в проявлении воли и волевых качеств у предподростков, а также особенностей личности и закономерностей развития предподростков с разным уровнем волевой активности. Результаты исследования и сделанные выводы имеют важное значение для теоретической разработки проблемы воли, эмоционально-волевой сферы и личности в контексте направления «Познавательное и психосоциальное развитие в предподростковом возрасте».

Прикладное значение диссертации. Представленные в данном исследовании идеи и закономерности развития воли и волевых качеств, взаимосвязей с чертами личности могут быть использованы в процессе развития и формирования уравновешенной и гармоничной личности. Предложенные нами средства психодиагностики для исследования воли, волевых качеств и черт личности могут быть использованы школьными психологами, клиническими психологами и психотерапевтами, учителями и т. д. Программа психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств, может быть используется школьными психологами, психотерапевтами, работающими с группами личностного развития, учителями, родителями и подростками, и может служить основой руководства по методологии надлежащей практики.

Добавить комментарий