Возраст понятие: 📖 4.2. Понятие возраста. Возрастная психология: конспект лекций. Хилько М. Е. Страница 7. Читать онлайн

Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития

Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития

Склярова Т. В.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Различают паспортный, умственный и психологический возраст человека.

Паспортный, или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).

Умственный возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые

впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Паспортный возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим возрастом.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

— преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

— непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль

и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста
и старения; в социогенетическом – научения и социализации.

Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Анализ психического развития можно вести по-другому:
в системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке, являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности, и долгое детство.


[1] Филогенез — словарь

[2] Онтогенез — словарь

[3] Патогенез – словарь


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

ВОЗРАСТ | Энциклопедия Кругосвет

ВОЗРАСТ. Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется.

Характерно, что понятие хронологического времени и выражающие его термины исторически возникли значительно позже, чем членение человеческой жизни на такие этапы как детство, взрослость и старость, или представления о космических и социальных циклах. Этимология славянских терминов «возраст» и «век» показывает, что слова, восходящие к первоначальному значению «годы» или «время», возникли позже, чем слова, восходящие к значениям «рост» и «сила». Слово «возраст» происходит от корня «рост»; его семантика связана с понятиями «родить», «вскармливать», «растить», «воспитывать». Слова «старый», «пожилой» – позднейшие образования от этого корня: «старый» – значит выросший, поживший. Понятия, описывающие длительность, течение и собственное «время жизни» (англ, «life time», нем. «Lebenszeit») исторически наиболее поздние. Они возникли на базе нерасчлененного понятия «жизнь», в котором количественные характеристики (время, длительность) еще не отделялись от самих жизненных процессов. Древнейшие славянские хронологические понятия – те, что восходят к значению «вечность», «на век». А слово «век» первоначально означало «жизненную силу», восходя к индоевропейским глаголам с корнем veik – «прилагать силу», «мочь» и т.п.

Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др. ). Возрастные свойства – то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.

Индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями. Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Индивидуальное развитие, которое изучают возрастная физиология и возрастная психологии (сейчас ее более точно называют психологией развития), всегда происходит в определенной социальной системе. Поэтому вторая группа возрастных категорий – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «возрастные когорты» и т. д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, отражение возрастных процессов и свойств в культуре. Возрастной символизм включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей «Мы».

Хотя каждый из этих предметов является по сути своей комплексным, в изучении индивидуального развития ведущую роль издавна играли физиологи и психологи; сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества – область социологии и демографии, тогда как возрастной символизм изучается преимущественно антропологами, фольклористами и историками. По мере развития науки возрастные категории все больше дифференцируются, обрастая системой специфических индикаторов. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной возраст, возраст полового развития и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними.

Содержание понятий «молодость» и «молодежь» зависит, с одной стороны, от темпов индивидуального развития и созревания, а с другой – от продолжительности первичной социализации и смены исторических поколений. С ростом ожидаемой продолжительности жизни существенные изменения претерпело понятие старости и т.д.

См. также ДЕТСТВО; СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.

Игорь Кон

определение возраста | Open Education Sociology Dictionary

Home

> A Words

> age

Содержание

Определение возраста

( существительное ) Количество лет, которые прожил человек.

Пример возраста

  • Столетний человек прожил не менее 100 лет.

Возраст Произношение

Руководство по использованию произношения

Слоговая система: age

Звуковое произношение

— американский английский

— британский английский

Фонетическое правописание

  • Американский английский — /AYj/
  • Британский английский — /AYj/

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский – /eɪdʒ/
  • британский английский — / eɪdʒ /

Примечание по использованию

  • Множественное число: возраст

Связанное предложение

  • «В нашем обществе [США] одним из самых сложных переходов является переход к старости. В этом обществе нас учат бояться старения, и многие люди тратят много времени и денег, пытаясь сохранить молодость. В отличие от многих других обществ, наше не уважает пожилых людей, а вместо этого обесценивает их, еще более затрудняя процесс старения» (Андерсен и Тейлор, 2011: 91).

Связанное видео

Дополнительная информация

  • Происхождение слова «возраст» – Онлайн-словарь этимологии: etymonline.com
  • Хоккей, Дженнифер и Эллисон Джеймс. 2003. Социальная идентичность на протяжении всей жизни . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Холмс, Эллен Р. и Лоуэлл Д. Холмс. 1995. Другие культуры, старшие годы . 2-е изд. Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
  • Пилчер, Джейн. 1995. Эпоха и поколение в современной Британии
    . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Винсент, Джон А. 2003. Старость . Лондон: Рутледж.
  • Программа ООН по проблемам старения: un.org

Связанные термины

  • эйджизм
  • старение
  • геронтология
  • жизненный путь
  • ожидаемая продолжительность жизни
  • первичное старение
  • вторичное старение
  • старение
  • статус

Ссылка

Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: Основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Консультации по работам

Словарь английского языка American Heritage . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

Макмиллан. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www. macmillandictionary.com/).

Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006.  Социология: осмысление общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

Мерриам-Вебстер. (Nd) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).

Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).

участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

Приведите определение возраста

ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2015. «Возраст». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 6 июля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/age/).

АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

возраст. (2015). В К. Белл (ред.), Открытый словарь по социологии образования . Получено с https://sociologydictionary. org/age/

Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2015. «Возраст». In Open Education Sociology Dictionary . По состоянию на 6 июля 2023 г. https://sociologydictionary.org/age/.

MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

«возраст».

Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2015. Интернет. 6 июля 2023 г. .

«Старость» выдумана — и эта концепция вредит всем

Из всех мучительных изменений, с которыми человечество, как известно, столкнется в ближайшие несколько десятилетий — изменение климата, появление ИИ, революция в области редактирования генов — ни одно из них почти не последствия столь же предсказуемы, как глобальное старение. Средняя продолжительность жизни в промышленно развитых странах увеличилась более чем на 30 лет с 1900, и впервые в истории человечества сейчас больше людей старше 65 лет, чем моложе 5, и все благодаря сочетанию увеличения продолжительности жизни, снижения рождаемости и старения когорты бэби-бума. Мы наблюдали за развитием этих тенденций на протяжении поколений; демографы могут наметить их на десятилетия вперед.

И все же мы совершенно не готовы к последствиям.

Мы не готовы экономически, социально, институционально и технологически. Широкий круг работодателей в США — как в промышленности, так и в правительстве — переживает так называемую утечку мозгов на пенсию, поскольку опытные работники уходят с ключевых должностей. В то же время безработные пожилые работники изо всех сил пытаются найти хорошую работу, несмотря на то, что уровень безработицы сейчас достиг 50-летнего минимума. Между тем, половина пожилых людей, которые долгое время работали, были вынуждены уйти с работы до того, как планировали выйти на пенсию. Половина американцев в финансовом отношении не готовы к выходу на пенсию — 25% говорят, что планируют никогда не переставать работать — и государственные пенсионные системы вряд ли лучше. Системы общественного транспорта, в той ограниченной степени, в которой они существуют даже за пределами крупных городов, не справляются с задачей доставки большого пожилого населения, не пользующегося автомобилями, туда, куда ему нужно. США также сталкиваются с нехваткой профессиональных поставщиков услуг по уходу за пожилыми людьми, которая будет только ухудшаться по мере роста спроса, а тем временем «неформальный» уход за пожилыми людьми уже приносит ежегодные экономические потери в размере 522 миллиардов долларов в год в виде альтернативных издержек — в основном из-за того, что женщины сокращают свое рабочее время или вообще уходят с работы, чтобы заботиться о стареющих родителях.

И все же эти проблемы могут оказаться на удивление решаемыми. Странно, например, что работодатели сталкиваются с пенсионным кризисом в то время, когда многим пожилым работникам приходится бороться с откровенным эйджизмом, чтобы доказать свою ценность — что-то вроде лесного пожара, сосуществующего с проливным ливнем. В этом отношении странно, что мы, как общество, ставим препятствия на пути пожилых людей, ищущих работу, учитывая, что их наем может помочь предотвратить исчерпание денег таких программ, как Social Security и Medicare.

Возрастная лаборатория Массачусетского технологического института, которую я возглавляю, сосредоточилась, в частности, на одном таком парадоксе: глубоком несоответствии между продуктами, созданными для пожилых людей, и продуктами, которые им действительно нужны. Приведу лишь несколько примеров: только 20% людей, которым могут быть полезны слуховые аппараты, ищут их. Всего 2% людей старше 65 лет ищут персональные технологии экстренного реагирования — носимые устройства, которые могут вызвать 911 нажатием кнопки, — и многие (возможно, даже большинство) из тех, у кого они есть, отказываются нажимать кнопку вызова даже после серьезного падения. История дает нам много примеров таких неудачных продуктов, от автомобилей, не подходящих для пожилых людей, до пищевых смесей и огромных сотовых телефонов.

В каждом примере дизайнеры продукта думали, что они понимают требования старого рынка, но недооценивали, как пожилые потребители будут избегать любого продукта, источающего запах «старости». В конце концов, не может быть никаких сомнений в том, что персональные подвески для экстренного реагирования предназначены для «старых людей», и, как сообщает Pew, только 35% людей в возрасте 75 лет и старше считают себя «старыми».

Попросить молодых дизайнеров просто встать на место пожилых потребителей (и мы в MIT AgeLab буквально разработали для этой цели костюм, имитирующий физиологическое старение) — хорошее начало, но этого может быть недостаточно, чтобы дать им истинное понимание в желания пожилых потребителей.

Существует разрыв в ожиданиях между тем, что пожилые потребители хотят от продукта, и тем, что дает большинство этих продуктов, и это не легкомысленный вопрос. Если вам нужен слуховой аппарат, но никто не может изготовить его, который, по вашему мнению, стоит купить, это будет иметь серьезные последствия для качества вашей жизни и может привести к социальной изоляции и физической опасности в будущем.

Но разрыв ожиданий тоже — вот опять это слово — странный. Почему продукты, созданные для пожилых людей, так часто кажутся такими скучными — большими, бежевыми и скучными? Дело не в том, что у пожилых людей нет денег. Население старше 50 лет контролирует 83% благосостояния домохозяйств в США и в 2015 году потратило больше, чем люди моложе 50 лет: почти 8 триллионов долларов экономической активности, если учесть последствия нисходящего потока. Конечно, это богатство распределяется неравномерно, но если бы существовали более качественные продукты, вы бы ожидали, что они будут раскуплены людьми с большими деньгами, а этого не произошло (за несколькими совсем недавними исключениями, о которых я расскажу).

George Wylesol

И не пытайтесь мне сказать, что настоящая проблема в том, что пожилые люди не разбираются в технологиях. Возможно, когда-то в этом стереотипе была доля правды — в 2000 году интернетом пользовались только 14% жителей Америки старше 65 лет, — но это уже не так. Сегодня 73% населения старше 65 лет находятся в сети, и у половины из них есть смартфоны.

Разрыв ожиданий, таким образом, является своего рода вакуумом, который, как ожидается, природа не потерпит. Если вы считаете, что рынки при достаточном спросе склонны решать проблемы рано или поздно, постоянство разрыва будет сверхъестественным: оно подобно валуну размером с «Фольксваген», парящему в шести дюймах от земли.

Не беспокойтесь; этому есть естественное объяснение, и оно дает ключ к пониманию того, как мы можем превратить многие парадоксальные проблемы глобального старения в возможности.

Обман «золотых лет»

Коренная причина всего этого дневного света — между продуктами и ожиданиями потребителей, между работодателем и пожилым работником, между тем, что 75-летние считают «старым», и их самооценкой — это обезоруживающе просто. «Старость», как мы ее знаем, выдумана.

Безусловно, с возрастом может появиться полный Уитменовский семплер неприятных биологических случайностей, и в конце концов смерть наступит для всех нас. Но разница между этими горькими правдами и господствующим нарративом о старости, который мы унаследовали, достаточно велика и достаточно постоянна, чтобы объяснить разрыв в ожиданиях, а затем и некоторые другие.

Двести лет назад никто не думал о «пожилых» или «старых» как о проблеме численности населения, которую нужно решить. Но все изменилось благодаря слиянию развенчанной с тех пор науки и бешеного институционального строительства. В первой половине 19 века врачи, особенно в США и Великобритании, считали, что биологическая старость наступает, когда в организме заканчивается вещество, известное как «жизненная энергия», которая, подобно энергии в батарейке, расходуется свыше в течение всей жизни физической активности, никогда не восполняться. Когда у пациенток начали проявляться ключевые признаки старости (седые волосы, менопауза), единственным разумным с медицинской точки зрения ответом было настоять на том, чтобы они сократили все виды деятельности. «Если смерть наступила в результате исчерпания запаса энергии, то цель состояла в том, чтобы сохранить ее любой ценой», — писала историк Кэрол Хабер в своей книге «19 лет».94 book Old Age and the Search for Security , «употребляя правильную пищу, надевая одежду и выполняя (или воздерживаясь) от определенных действий». Секс и ручной труд считались особенно изматывающими.

К 1860-м годам современные представления о патологии начали заменять жизненную энергию в континентальной Европе и в конце концов нашли свое применение в США и Великобритании. Тем временем, однако, происходили социальные и экономические процессы, которые сохраняли, словно в янтаре, представление о старости как о периоде пассивного отдыха.

В условиях все более механизированного рабочего места эффективность стала новым лозунгом, и на рубеже веков эксперты повсюду вылезали из гипсокартона в офисах и на фабриках, предлагая выжать из рабочих дополнительную производительность. Пожилой рабочий с низким уровнем жизненной энергии был легкой мишенью. Как утверждал один эксперт по эффективности Харрингтон Эмерсон в 1909 году, когда компания увольняла своих самых старых работников, она производила «желанный виток жизни на всем протяжении своей жизни». Частные пенсии, которые были впервые введены компанией American Express в 1875 году и получили широкое распространение в последующие десятилетия, были естественной реакцией. В некоторых случаях они были выпущены из искренней гуманитарной заботы о невольно ушедших на пенсию служащих, но также и потому, что они давали менеджерам моральное прикрытие, в котором они нуждались, чтобы увольнять рабочих просто за преступление пенсионного возраста.

К 1910-м годам общепринятым было мнение, что старость представляет собой проблему, достойную решения в массовом масштабе. В период с 1909 по 1915 год в стране был принят первый законопроект о пенсиях на федеральном уровне, всеобщая пенсия на уровне штата и общественная комиссия по проблемам старения, а также проведено крупное исследование экономического положения пожилых людей. В медицине термин «гериатрия» был введен в 1909 г.; к 1914 г. был издан первый учебник по этой специальности. Возможно, лучшим представлением тенора того времени был 1911 фильм известного (и заведомо расистского) режиссера Д. У. Гриффита, в котором рассказывается история стареющего плотника, впавшего в нищету после того, как он уступил работу более молодому человеку. Его название было Что нам делать со старым?

К началу Первой мировой войны была написана первая половина нашего современного нарратива о старости: пожилые люди составляют население, остро нуждающееся в помощи. Лишь после Второй мировой войны наступила вторая половина в виде «золотых лет», гениального маркетингового хода Дел Уэбба, застройщика пенсионной Мекки Сан-Сити в Аризоне. Золотые годы позиционировали выход на пенсию не только как что-то плохое, что ваш начальник сделал с вами, но, скорее, как период вознаграждения за упорный труд на протяжении всей жизни. Когда выход на пенсию стал синонимом досуга, сформировалась полная концепция старости 20-го века: если вы не из тех пожилых людей, которые нуждаются — в деньгах, в помощи в повседневных делах, в медицинском обслуживании — тогда вы должны быть вид, который был жаден: для легкой жизни и потребительской роскоши.

Эта картина с изображением лица Януса, о которой говорилось как о желаниях, так и о потребностях, производила впечатление всеобъемлющего, но на самом деле она классифицировала пожилых людей. Быть старым означало всегда брать, а не давать; всегда экономический потребитель, никогда производитель.

Почему продукты создают стереотипы

Один из наиболее заметных способов, с помощью которых сконструированный нарратив о старости проявляет себя сегодня, — это продукты, созданные для пожилых людей, которые, как правило, относятся к обеим сторонам диалектики нуждающихся/жадных: ходунки, лекарства и приложения-напоминания о таблетках, с одной стороны, и круизные лайнеры, выпивка и плата за игру в гольф, с другой.

Конечно, в жизни есть нечто большее, чем вещи, которые ты покупаешь. И все же есть веские основания полагать, что ключом к лучшей, более продолжительной и более устойчивой старости могут быть просто лучшие продукты, особенно если мы определяем «продукт» широко: как все, что общество создает для людей, от электронных безделушек до продукты питания транспортной инфраструктуре.

Рассмотрим текстовое сообщение. Первоначально заявленный как провинция сплетничающих подростков, он стал находкой для глухих. Трансцендентный дизайн, как мы в AgeLab называем такие разработки, предлагает решение, которое выходит за рамки базовых потребностей пожилых людей, но при этом учитывает их потребности. Другим примером является электрический открыватель гаражных ворот: изначально разработанный как механическое средство для тех, кто не в состоянии поднять тяжелые деревянные двери, он предлагал удобство, слишком привлекательное, чтобы его игнорировать, и нашел широкое применение.

Зарождающаяся область «слуховых устройств» — наушников, способных выполнять такие задачи, как перевод в реальном времени и усиление определенных звуков окружающей среды — может, наконец, снять клеймо со вспомогательных слуховых аппаратов. В то же время услуги совместного проживания предлагают услуги по меню, которые ранее можно было получить только в виде пакета в условиях проживания с престарелыми. Когда вы можете вызвать доставку продуктов, помощь по дому и поездки по требованию со своего телефона, вы можете даже отложить переезд в более институциональную обстановку, тем более что это может сэкономить вам много денег на этом пути. Около 87% людей старше 65 лет говорят, что предпочли бы «стареть на месте» в собственных домах.

George Wylesol

Но для целей переписывания нарративов даже важнее того, что продукты делают, это то, что они говорят. Я мог бы написать сотню статей, восхваляющих достоинства пожилых людей, но любое положительное влияние, которое они оказывают на общественное восприятие, было бы намного меньше, чем один инфантилизирующий продукт на полках магазинов. Когда компания создает что-то, что относится к пожилым людям как к проблеме, которую нужно решить, все сразу получают сообщение, даже не задумываясь об этом.

Продукты увековечили упрощенное представление о старости в порочном круге, который длился десятилетиями. Это работает примерно так: вся продуктовая экономика, связанная со старостью, укрепляет в общественном сознании образ пожилых людей как пассивных потребителей. Затем, когда пожилой человек подает заявление о приеме на работу, он должен бороться с окружающим ощущением — назовите это эйджизмом, если хотите, — что она, потребитель по натуре, не принадлежит к роли производителя. В результате ее с таким трудом полученный опыт редко находит отражение в дизайнерских решениях для новых, передовых продуктов, особенно высокотехнологичных, которые могут определить, как мы будем жить завтра. И поэтому, не имея такой проницательности, которой они могли бы руководствоваться, те немногие дизайнеры, которые соизволили вводить новшества для пожилых людей, обращаются, сами того не осознавая, к окружающему нарративу, в конечном итоге производя одни и те же старые упрощенные продукты. И так цикл увековечивает себя.

Как исправить наше мышление

Вряд ли я первый ученый, заметивший, что свободный рынок может создать искажающее поле реальности, но в этом редком случае возможно использовать энергию этого рынка и направьте его прямо на наши мифы о старости. В конце концов, разрыв в ожиданиях хочет быть закрыт — этот парящий валун хочет рухнуть на землю — по той простой причине, что компании зарабатывают больше денег, лучше обслуживая действительно огромный старый рынок.

Такая разработка, конечно, не решит всех проблем, связанных со старением. Неравенство доходов и расовое неравенство тревожным образом пересекаются со старением. Более богатые и белые американцы с большей вероятностью финансово подготовлены к выходу на пенсию, а также более здоровы и живут дольше. Изменение того, как мы думаем о пожилых людях, не устранит этого неравенства, но может, по крайней мере, сделать преждевременное увольнение пожилых людей менее распространенным явлением и помочь им найти более высокооплачиваемую работу.

Это работает примерно так: вся экономика продуктов, связанная со старостью, укрепляет в общественном сознании образ пожилых людей как пассивных потребителей. Затем, когда пожилой человек подает заявление о приеме на работу, он должен бороться с окружающим ощущением — назовите это эйджизмом, если хотите, — что она, потребитель по натуре, не принадлежит к роли производителя.

Это также не решит эпидемию самоубийств или «смертей от отчаяния», от которых страдают американцы среднего возраста. Но, с другой стороны, переопределение «старости» из черной дыры пассивности в период, отмеченный активностью, свободой воли и даже обновлением, конечно же, не могло повредить представлениям о среднем возрасте. Когда вы говорите об изменении самого смысла последней трети (или более) взрослой жизни, невозможно предсказать все эффекты, которые паутиной пройдут через более ранние этапы. Возможно, обещание светлого будущего не будет иметь большого значения для людей в возрасте 20, 30 и 40 лет, но уж точно не усугубит ситуацию. На самом деле я задаюсь вопросом, может ли новый, более реалистичный образ старости мотивировать молодых работников и работников среднего звена откладывать больше на будущее и требовать от работодателей более высоких пенсионных пособий. Впервые они могут обнаружить, что копят не для какого-то гипотетического пожилого человека, а для лучшей версии самих себя.

Технологи, особенно те, кто производит потребительские товары, будут иметь сильное влияние на то, как мы будем жить завтра. Относясь к пожилым людям не как к вспомогательному рынку, а как к основной аудитории, технологический сектор может сделать большую часть работы, необходимой для переопределения старости. Но технические рабочие места также печально известны молодыми людьми. Попросить молодых дизайнеров просто встать на место пожилых потребителей (и мы в MIT AgeLab буквально разработали для этой цели костюм, имитирующий физиологическое старение) — хорошее начало, но этого недостаточно, чтобы дать им истинное представление о желаниях потребителей. потребители старшего возраста. К счастью, есть более простой путь: нанять пожилых работников.

На самом деле, то, что верно в отношении технологий, применимо и к рабочим местам в широком смысле. В следующий раз, когда вы наймете на работу и на вашем столе появится резюме пожилого работника, взгляните на него серьезно. Ведь когда-нибудь и ты станешь старше. Так нанеси удар себе в будущее.

Глобальное старение может быть неизбежным, но старость, какой мы ее знаем, — нет.

Добавить комментарий