Возрастной кризис у детей: Детские возрастные кризисы. Как пережить?【 Консультация психолога 】

Возрастные кризисы. Кризисы у детей до 7 лет

Детство — время активного развития, а значит и прохождения возрастных кризисов. Разберемся в главных кризисах ребенка от года до 7 лет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Мария Кунах

Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Доверие и не доверие миру складывается у человека в первый год жизни. Многие взрослые предпочитают прятаться от мира за семью замками и везде видят подвох. Почему они такими стали и какие условия должны быть у младенца для формирования доверия.

🟥 Выготский предложил идею: вся жизнь ребенка состоит из чередования стабильных периодов и кризисов. Кризис означает, что перед ребенком стоят задачи, но нет достаточных возможностей их решить. Стабильный период означает, что у ребенка уже есть возможности решать свои возрастные задачи.

🔻 Кризис новорожденности. Кризис вхождения в мир сменяется стабильным периодом младенчества, который заканчивается примерно в год.

🔻 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Для этого нужно уметь ходить: он активно пытается, но еще не может. Кризис закончится, когда ребенок сделает первые шаги и начнется стабильный период оттачивания мастерства. Умение ходить меняет самосознание ребенка, он ощущает свою отдельность от мамы, по-другому видит мир и себя в нем. Стабильный период длится от одного года до трех лет.

☝️ Совет родителям от Выготского: стоит поощрять попытки тоддлера быть независимым, везде бегать и изучать мир. Это неудобно в бытовом плане, за его безопасностью нужно следить. Но именно активное изучение мира и себя выведет малыша на следующий этап развития.

🟦 Эриксон считал, что кризис — это ситуация разрешения внутреннего конфликта, когда человек делает выбор.

🔹 Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру. Этот выбор зависит от родителей и окружающей среды. Если родители ограничивают его желание везде ползать, все трогать, то ребенок делает вывод, что мир опасный.

☝️ Совет родителям от Эриксона: Обеспечьте младенцу безопасную, но разнообразную среду, которую ребенок будет изучать. Будьте рядом, но не ограничивайте. Так сформируется его базовое доверие миру, которое сохранится на всю жизнь.

Один из ярких кризисов в жизни ребенка называется кризисом трех лет. Ребенок становится еще более самостоятельным и при любом удобном случае заявляет: «Я сам!», даже если самому ему это сделать еще не под силу.

Почему так происходит и как справится с соблазном все сделать за него? Узнаем мнения Выготского и Эриксона.

✳️ Выготский

«Я сам!». Задача трехлетнего ребенка — ощутить еще большую степень независимости от мамы, попробовать свои силы везде: самому есть, самому одеться, самому спуститься по лестнице и т.д.

🙅 «Нет!». Другая важная задача — научиться говорить «нет». Ребенок может отказываться даже от того, чего хочет — он тренирует новый навык. Этот этап негативизма связан с развитием психики и потребностью научиться отделять желания мамы и папы от своих собственных.

🤚 «Мое!». Обычно в этом возрасте ребенок начинает ходить в детский сад, где тренируется отстаивать свои границы и интересы.

☝️ Совет родителям от Выготского: Нельзя научить самостоятельности, ее можно только предоставить. Давайте ребенку возможность попробовать сделать самому и поверить в свои силы. Закладывайте больше времени на сборы, чтобы малыш мог одеваться сам. Привлекайте к складыванию игрушек, даже если сами сделаете это в три раза быстрее.

🚹

Эриксон

От 1 года до 3 лет случается кризис автономии. Если до года ребенок слит в одно целое с мамой, то после года он чувствует себя вполне отдельной личностью.

🔹 Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения.

💪 Автономия: «Я могу сам! Я как папа! Я такой классный!».
😣 Стыд: «У меня не получается так, как у мамы. Я такой неумеха!».
🙄 Сомнения: «А получится ли у меня когда-нибудь вообще? Могу ли я?».

☝️ Совет родителям от Эриксона: Чем больше вы поощряете самостоятельность ребенка и внушаете ему веру в себя, тем скорее он перейдет на следующий этап развития. Не стыдите ребенка за его неаккуратность или медлительность, чтобы не сформировать у маленького человека неуверенность в себе длиной на всю жизнь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тема раннего развития стала модной среди молодых родителей несколько лет назад после выхода книги Ибуки Масару «После трех уже поздно». Новое веяние быстро подхватили авторы развивающих карточек, производители игрушек и владельцы детских клубов. Попробуем разобраться, есть ли во всем этом смысл?

👶 По классификации Выготского, ребенок готов сделать что-то новое тогда, когда его психика дозрела до этого. Он активно тренирует новый навык и, если все успешно, то переходит на следующий этап.

🔚 Мы приводили в пример годовалого ребенка: умение ходить для него еще не доступно, но уже в зоне ближайшего развития. А вот лазать по канату и складывать буквы в слова еще пока в зоне отдаленного развития.

👨‍👩‍👦 Родителям важно знать задачи и навыки каждого возраста и предлагать ребенку их осваивать вовремя — не слишком опережая время и не затормаживая. Пытаться идти немного на опережение, но не давать слишком сложные задания. Учить складывать пирамидку в 4 месяца еще рано, а в 3 года ребенку такое занятие уже не интересно.

🔡 Не имеет смысла в два года учить иностранный язык, находясь в родной стране и родной языковой среде. Это зона отдаленного развития. Психика ребенка станет готова учить второй язык в младших классах школы, когда в достаточной мере разовьются когнитивные способности (внимание, память, мышление) и усидчивость.

🤡 Языковые «развивашки» для малышей один-два раза в неделю — это не более чем развлечение для детей и бизнес, который строится на родительской тревожности.

👎 Двухлетний ребенок может выучить иностранные слова благодаря ресурсу памяти, но не может их применять осознанно.

👍 Другое дело, если ребенок при переезде попадает в новую языковую среду, впитывает ее и начинает разговаривать на неродном для себя языке.

Что бывает с теми, кто не прошел сквозь кризис самоопределения в дошкольном возрасте, как уроки из детства влияют на жизнь взрослых? Будем искать ответы вместе.

Но сначала мы кратко обрисуем особенности детсадовского возраста, опираясь на классификацию Выготского, и узнаем, какие фразы взрослых приводят в будущем к проблемам.

💎 Взгляд Выготского

Стабильный период длится с 3 до 7 лет, ребенок продолжает тренироваться решать задачи «Я сам!», «Нет!» и «Мое». А еще он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции. Бывает, что родители произносят фразы, которые оказывают ребенку «медвежью услугу».

Вот пример стоп-фраз 👇

🧨 «Не трогай, ты не умеешь, сломаешь. Я сделаю». «Да ничего ты еще не понимаешь, ты еще маленький. Делай, как я скажу». Это приводит к неуверенности в себе и собственной никчемности, выученной беспомощности. Вырастая во взрослого такой человек будет перекладывать ответственность за свою жизнь на других и постоянно ожидать помощи. Часто он долго живет с родителями, не может принять решения без их советов и в целом отделиться от родителей.

🧨 «Мне не интересно, что ты не хочешь. Я сказал — надо!». «Мне тут твои капризы не нужны! Ну-ка марш!».
Эти фразы переламывают ребенка, он не учится заявлять о своих желаниях. Будучи взрослым ему будет сложно сказать «нет», он будет стараться быть для всех удобным в ущерб себе. Он не слышит своих желаний, не знает чего хочет.

🧨 «Дай мальчику (какому-то незнакомому) свои игрушки. Ему тоже хочется. Нельзя жадничать». Так взрослые нарушают границы ребенка и он не учится отстаивать свои интересы, подрывается его самооценка. И на все детство или жизнь остается самоощущение: «Любой может прийти, все отнять и я не в силах дать отпор».

Продолжаем говорить о развитии ребенка в дошкольном возрасте.

🧿 Взгляд Эриксона

В возрасте 4–5 лет у ребенка возникает новый кризис, новый выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.

🕺 Инициатива — «я проявляюсь в чем-то». Ребенок чувствует, что может быть в центре внимания среди сверстников. Может сам с кем-то познакомиться на детской площадке и пойти с ним играть.

🙋‍♀️ Проявления инициативы и закрепление чувства успешности приводят к ощущению: «Я есть!», «Я классный!».

😨 Ребенок в детском саду перед всеми рассказал стишок. А мама потом отметила, что другая девочка рассказала стихотворение громче и веселее. Если родители позволяют себе подобные сравнения, ругают ребенка за попытки проявить себя, высмеивают его, не поддерживают его инициативы, то он вырастает 👇

▪️ с ощущением вины: «Я какой-то не такой, со мной что-то не так»;
▪️ с заниженной самооценкой: «Другие лучше меня, я тут вообще самозванец»;
▪️ без желания проявляться в какой-либо деятельности, человек становится безинициативным: «Я не буду ничего делать. Тогда меня не будут оценивать. Я не буду виноватым».

Почему в школу идут с 7 лет? А некоторых ведут в 1 класс в 6 лет. Давайте разберемся, есть ли разница в психическом развитии между детьми 6 и 7 лет, и как выражается готовность ребенка к школе.

По классификации Выготского, кризис 7 лет случается у кого-то в 6,5 лет, а у кого-то ближе к 8.

Как проявляется кризис 7 лет?

🤩 У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности: он яснее мыслит и излагает свои идеи, он начинает все схватывать на лету, может волевым усилием сосредотачиваться подолгу над кропотливой работой.

😤 Он уже научился различать свои эмоции и понимает, что с ним происходит, знает как действовать. Он знает, чего хочет.

📌 Это все признаки случившегося кризиса 7 лет и перехода на следующий этап зрелости.

📝 Именно поэтому в нашей стране, да и во многих других, школьные классические уроки за партой начинаются после 7 лет. До этого возраста основная потребность ребенка — играть, активно двигаться.

Как понять, что в школу еще рано?

❗️ Часто бывает такое, что детей отправляют в школу ориентируясь на возраст от рождения, а не на психическую зрелость. Это ошибка.

🆘 Учеба в первом классе не пойдет на пользу тому ребенку, у кого кризис 7 лет еще не случился и он все еще по уровню психического развития находится в дошкольном возрасте. Ему все еще требуются активные игры, а не уроки за партой. Учеба в школе, к которой он не готов, приведет к переутомлению, неврозам и конфликтам дома.

🆎 Готовность к школе выявляет психолог и нейропсихолог.

📌 В школу идут, потому что случился этот кризис и вместе с ним скачок в развитии, открылись новые возможности.

Встречайте Венеру. Это выдуманный персонаж, который делится своими историями из жизни. На ее примере проще разобраться в теме.

История Венеры 🚌

В один прекрасный весенний день пятилетняя Венера с бабушкой ехали на автобусе. Солнце светило так радостно и ярко, что девочка захотела спеть свою любимую песню. И она громко на весь автобус затянула: «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая пальма, оранжевый верблюд…». Пассажиры заулыбались, а бабушка зашипела: «Что ты разоралась? Тише ты! Нашлась тут певица, тоже мне. Людям мешаешь». Венера помнит, как ей стало стыдно, хоть сквозь землю провались, а до нужной остановки еще ехать и ехать, и никуда не деться. И все смотрят на нее, как ей казалось, с осуждением.

Подумайте, к чему в итоге привел Венеру такой жизненный опыт?

Давайте проанализируем историю из детства Венеры и выясним, к чему ее привел тот опыт.

👨‍👩‍👧 Когда Венера была маленькой, ее родители и бабушка души в ней не чаяли и заботились как умели, даже гиперопекали. Старались, чтобы все у Венеры все было «как надо» и «как у всех». Бабушка была из поколения, которое считало, что лучше не выделяться и не привлекать к себе внимания.

🚌 После того случая в автобусе Венере было страшно отвечать в школе у доски, быть в центре внимания. Она боялась ударить лицом в грязь и ей не хотелось снова испытывать стыд. Поэтому она так и не пошла в театральный кружок.

Венера выросла с ощущением, что она 👇

🔴 Какая-то не такая, что ей как будто чего-то не хватает, чтобы быть активной, инициативной, смелой, яркой;

🟠 Недостойна работать в компании ее мечты, потому что есть другие гораздо более умные и квалифицированные кандидаты, а ей не стоит даже отправлять резюме;

🟡 Ничего не решает, так как есть более мудрые и опытные люди, которые скажут ей, как поступить.

Если у вас есть дети или внуки, вспомните, как проходили перечисленные кризисы у ваших детей или внуков. Что было самым сложным для вас?

курс Level One

Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽

подробнее о курсе

зачем нужны и как их пережить 


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Истерики с валянием на полу, пререкания по поводу и без, бесконечные слезы и капризы — обычные спутники возрастных кризисов у дошкольников. Это всегда испытание как для детской психики, так и для родительских нервов. Какие кризисные этапы проходят дошкольники, для чего они нужны и как с ними справиться — разбираемся с детским психологом Ксенией Несютиной.

Кризис одного года

Когда наступает

Кризис первого года жизни отмечается у малышей примерно в возрасте полутора лет. У кого-то он начинается на пару месяцев раньше, у кого-то — позже. Длится обычно около четырех месяцев. 

Течение этого кризиса очень зависит от того, как прошел предыдущий период развития — «роман с миром», когда малыш начал активно двигаться и был полностью поглощен процессом познания. Если в это время ребенка постоянно ограничивали («нельзя», «не трогай», «грязно», «опасно») и держали в основном на руках и в коляске, то период «практикования» становится размытым или вовсе не наступает. В этом случае и последующий кризис одного года проходит почти незаметно, а состояние ребенка остается вялым и апатичным.

Как проявляется в поведении

Первое, на что обращают внимание родители во время этого кризиса, — кажущийся откат в навыках и поведении малыша. Приобретенная в период «романа с миром» самостоятельность, смелость и даже независимость от родителей как будто улетучиваются. Вместо этого появляется плаксивость и сильная зависимость от мамы, часто ребенок отказывается отпускать ее даже в соседнюю комнату.  

Казалось бы, только вчера он убегал на площадке и ему все было нипочем, а тут от него нельзя отойти ни на шаг. Дело в том, что, находясь в кризисе, ребенок почти физически может ощущать связь с мамой. Привязанность будто бы соединяет их резинкой, которая туго натягивается при отдалении мамы от малыша. И у него внутри создается сильное напряжение.

Зачем он нужен

Главная задача этого кризиса — первый шаг в сторону самостоятельности. Ребенок должен осознать, что мама не бросит и не оставит его, даже если физически ее нет рядом. Он учится и доверять родителям, и опираться на них вне зависимости от того, далеко они или близко. 

Как вести себя родителям

В первую очередь, важно понимать, что происходящее — нормально. Не стоит переживать, что в развитии ребенка что-то пошло не так, что он растет «маменькиным сынком» или «капризной девочкой». Тем более никому не пойдет на пользу вспыльчивая нервная реакция в духе «ну что ж такое, уже ведь был самостоятельным».  

Нередко мамы в этот период винят себя за то, что уделяли малышу слишком мало времени. Именно к началу первого кризиса, когда ребенок проявляет повышенную самостоятельность, они начинают посвящать время себе и своим делам (часто — впервые за время материнства). И именно за это потом себя укоряют. Часто, чтобы избавиться от чувства вины, мама начинает избыточно заниматься ребенком, забывая обо всех остальных своих интересах и задачах. 

Лучше не допускать такого перекоса. Тогда и повышенное внимание ребенка не будет вызывать у мамы раздражения и желания отдалиться. Уделяя малышу необходимое время, нужно не забывать и о своих делах, и об отдыхе. Соблюдение этого баланса позволит родителям терпеливо и спокойно реагировать на слезы и расстройства ребенка.

Кризис трёх лет

Когда наступает

Корректнее было бы называть это явление кризисом третьего года жизни: чаще всего он наступает, когда ребенку исполняется два года. Не зря в англоязычной литературе по психологии используется термин «невыносимые двухлетки». Этот кризис у кого-то начинается в год и восемь, а у кого-то — в два и восемь: разброс во времени достаточно велик. Все зависит от того, как прошел предыдущий кризис одного года и когда он закончился.

Нередко кризис трех лет проявляется особенно ярко в случае сильных изменений внутри семьи. Например, именно на третьем году жизни первенца во многих семьях появляется второй ребенок, и это стимулирует кризис у старшего.

Зачем он нужен

В результате этого кризиса ребенок понимает, что он и мама — отдельные личности, с разными мыслями и желаниями. Происходит первичная, довольно болезненная сепарация, отделение от мамы. Конечно, осознать это полностью ему не под силу, но именно в кризисе трех лет начинаются эти глубинные изменения. 

До кризиса у ребенка остается иллюзия, что мама автоматически считывает и понимает все его мысли и желания. «Я подумал — мама все поняла и сделала, что нужно: укрыла, одела, накормила». А тут вдруг мама ломается: «Я хочу вот ту игрушку, уже и плачу, и ногами топаю, а она не понимает и не дает»; «Я хочу выйти зимой в сандалиях, а мама против и почему-то настаивает на ботинках» и тому подобное.  

Как проявляется в поведении

Истерики и скандалы по самым незначительным (по мнению взрослых) поводам — верный признак кризиса трех лет. Вода не возвращается в кран, мама смыла грязь с лица, а ее надо было оставить, днем не светит луна и так далее. Малыш в кризисе может найти такие причины для расстройства, о которых мама и не догадывалась. И все это совершенно искренне его расстраивает.

Второй яркий признак этого кризиса: в речи ребенка появляется местоимение «я». Или другое слово, определяющее его как отдельную личность.

Как вести себя родителям

Родителям важно соблюдать баланс и не впадать в крайности. Не стоит резко, агрессивно и настойчиво разрушать иллюзии и сталкивать ребенка с суровой реальностью заявлениями вроде «много хочешь — мало получишь», «нет, не все будет, как ты хочешь», «ты что это, веревки из меня собрался вить?» и тому подобными. Но пытаться предугадать любое желание ребенка и потакать каждой просьбе не нужно. Важно мягко, с эмпатией и сочувствием помочь ему примириться с этим сложным миром.

Классический пример: ребенок в магазине требует у мамы игрушку, которую она не может или не считает нужным покупать. В этом случае стоит сказать: «Малыш, я вижу, как ты расстроен, как тебе хочется эту игрушку. Сейчас мы не можем ее купить. Я понимаю тебя, это очень обидно». Покупать все, что потребует двухлетка, необязательно. Но и сурово отчитывать его за истерику на полу в детском отделе не нужно (и неэффективно).

Как понять, созрел ли ребенок для школы, и подготовить его и себя к новой роли и новым стрессам? Чем запастись и какие документы собирать?

Ответы на все вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников, вы найдете в общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе. Курс для родителей», которую подготовил Учебный Центр Педсовета.

Программа состоит из 11 уроков в формате текста, видео и тестов, которые помогут проверить себя и лучше запомнить новую информацию.

Узнать подробнее

Когда наступает

Из всех кризисов дошкольников этот — самый продолжительный, он может длиться три-четыре года. За это время в психике ребенка происходят очень важные изменения. Проявиться этот кризис может в период с четырех до семи лет. 

Примечательно, что у девочек кризис зачастую наступает раньше и длится дольше. Уже в четыре с половиной года они могут превратиться в строптивых фурий, которые спорят с мамой и папой по поводу и без. А мальчишки в это время будут на их фоне небесными ангелочками и проявят все черты кризисного поведения только к шести-шести с половиной годам. 

Как проявляется в поведении 

Лейтмотив этого кризиса: «я такой же, как вы». 

Ребенок нередко устраивает открытые конфронтации с родителем, особенно одного с ним пола. Мальчик может очень болезненно реагировать на проигрыш отцу в какой-либо игре, а девочка — переживать, точно ли она красивее своей замечательной мамы. Дети в этом кризисе нередко пытаются вклиниться в отношения мамы и папы в попытке быть признанными на уровне взрослых. «Мама, ты ничего не понимаешь, это наша с папой шутка!» — такую фразу вполне может произнести девочка в кризисе шести-семи лет.

Фразы вроде «а почему я должен ложиться спать сейчас, а вы с папой не спите?», «почему вы спите вместе, а я должен засыпать один?» обычны для этого кризиса. 

Зачем он нужен

В результате этого кризиса ребенок проходит достаточно болезненный опыт: он осознает, что пока не взрослый, не такой же, как мама с папой. Понимает свою зависимость и ограниченность в ряде действий. Но главное — приобретает стремление расти, двигаться и развиваться, чтобы стать этим самым взрослым. Ему интересно пойти в спортивную секцию, чтобы стать таким же сильным, как папа. Или пойти в школу, на дополнительные занятия, чтобы стать умной, как мама. 

Это невероятно важная мотивация в преддверии школьного периода жизни ребенка. Он определяется со своей ролью в семье и начинает ориентироваться на мир вокруг. Свои силы он теперь будет тратить вовне: обучаться, выстраивать новые социальные связи в социуме и внешней среде. 

Как вести себя родителям

Родителям важно не обострять и без того гнетущее чувство зависимости от взрослых, не проявлять свою власть над ребенком слишком демонстративно. Заявления вроде «тебе слова не давали», «что ты тут о себе возомнил, вообще-то, это мы тебя содержим» в этот период будут особенно больно бить по и без того уязвленному чувству собственной значимости. 

Но и показывать ребенку, что он такой же, как родители, — не лучшая идея. Это не поможет, а только затормозит развитие: ребенок так и останется психологически замкнут внутри семьи и не сможет полноценно развиваться в социуме. Зачем ему школа, он ведь может продолжить конкурировать с мамой и папой, так и не пройдя этот кризис. Такое, к сожалению, случается, и некоторые дети даже в восемь, девять или двенадцать лет так и остаются в стагнации.

Не стоит предлагать улечься в одной кровати вместе мамой и папой. Но вот поддержать его, если ему страшно засыпать в темноте одному — посидеть немного после выключения света, вместе выбрать красивый ночник, — вполне можно и даже нужно. Подобных небольших моментов будет достаточно, чтобы сгладить болезненные переживания и при этом не мешать ребенку получить столь ценный эмоциональный опыт, который стимулирует его развитие.  


Материалы по теме:

  • 7 принципов осознанного родительства
  • Стартовый набор родителя
  • Как избежать типичных ошибок в общении с детьми до трёх лет

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Понимание реакции вашего ребенка на кризис

Сейчас все в стрессе — и дети, и взрослые. Реакция детей похожа на реакцию взрослых, но в зависимости от возраста ребенка их реакция на кризис или чрезвычайную ситуацию может сильно отличаться. У вашего ребенка может наблюдаться изменение аппетита (дети старшего возраста могут переедать; у детей младшего возраста может снижаться аппетит), учащение приступов гнева и повышенное нытье (в любом возрасте!) , а также физические симптомы, такие как головные боли и боли в животе. . Все это означает, что ваш ребенок имеет дело с более высоким уровнем стресса.

Как родители, мы можем быть разочарованы этими изменениями, но важно признать, что сложное поведение вашего ребенка связано с текущим кризисом, и постараться проявить больше терпения и сочувствия .

Подбадривайте как словесно (мы в безопасности, мы дома), так и физически (обнимайте, боритесь, укрывайте детей ночью – даже вашему подростку это может понравиться прямо сейчас!).

Возложите на всех в доме ответственность, которая дает чувство контроля и последовательности. Это могут быть простые действия, которые не обязательно являются работой по дому. Например, ваш ребенок может отвечать за выбор упражнений на день или за то, что все едят на ужин по пятницам. Или вы можете попросить старшего ребенка помочь купить продукты в Интернете или найти рецепт для приготовления.

Эти советы полезны для детей любого возраста. Но каждый возраст сопряжен с уникальными проблемами, а также возможностями для поддержки отдельного ребенка.

Реакции и механизмы преодоления для детей дошкольного возраста


(в возрасте 5 лет и младше)

Наши младшие дети могут не в полной мере осознать реалии кризиса, вызванного коронавирусом, но нет никаких сомнений в том, что они переживают изменения в рутине . Родители или братья и сестры могут быть дома с работы или учебы, игровые площадки запрещены, а другие повседневные действия, такие как покупка продуктов, могут выглядеть совсем по-другому.

Дети дошкольного возраста могут регрессировать в поведении или вехах; они могут быть более прилипчивыми или плаксивыми; они могут чаще просыпаться ночью или испытывать ночные страхи. Это , а не неправильное поведение. Это нормальная стрессовая реакция у маленьких детей.

В этом возрасте дети менее склонны к вербальному самовыражению. Вы можете поощрять детские игры как способ обработки эмоций . Ваши дети могут воспроизводить или придумывать истории, чтобы обработать то, что они видят и слышат. Не препятствуйте этому типу игры, если он расстраивает. Вместо этого присоединитесь к своему ребенку и подбодрите его.

Хотя важно сохранять ощущение рутины и нормальности, также можно быть более гибким . Например, если у вашего ребенка проблемы со сном, полежите с ним подольше ночью или позвольте ему забраться в вашу постель. Попробуйте связать это с обычным распорядком, сказав: «Ты можешь полежать здесь, пока не заснешь, а потом я отведу тебя обратно в твою уютную и безопасную спальню».

Когда все кажется очень страшным, а дети слышат предупреждения о прикосновениях, болезнях и микробах, Сосредоточьтесь на действии, а не на опасности. Эта брошюра «Маленькие супергерои» поможет им понять, почему некоторые вещи должны быть другими, а также даст им возможность лучше контролировать ситуацию.

Наконец, помните, что носитель не подходит по возрасту для детей дошкольного возраста , особенно во время пандемии. Ваша цель – сделать так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности и был любимым.

Реакции и механизмы преодоления для детей школьного возраста


(возраст 6–12 лет)

В этом возрасте дети почувствуют радикальные изменения в своей повседневной жизни, особенно в том, что касается учебы и общения с друзьями. Будет больше жалоб и сопротивления в целом. Дети школьного возраста могут потерять интерес или внимание к деятельности или даже стать замкнутыми в семье. Отношение и поведение могут стать более привлекательными, когда на самом деле они ищут связи.

«Каждый раз, когда вы думаете о том, чтобы назвать ребенка «поиском внимания» в этом году, подумайте о том, чтобы изменить его на «поиск общения» и посмотрите, как изменится ваша точка зрения».

Доктор Джоди Кэррингтон

Поощряйте детей оставаться на связи с друзьями с помощью телефонных звонков или видеочатов.

Убедитесь, что ваши дети регулярно занимаются спортом и двигаются. Есть веселые и глупые уроки танцев (смех тоже помогает!), или просто гуляйте или катайтесь на велосипеде рядом с вашим домом.

Поскольку эти дети, вероятно, впервые выполняют школьные задания на компьютере, убедитесь, что их ожидания реалистичны. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, обычная реакция на чрезвычайную ситуацию.

И помните, не стоит пытаться воссоздать дома обычную школьную обстановку. В этом нет ничего нормального, и можно придумать план, который подойдет для вашей семьи . Простой семейный список дел может работать лучше, чем расписание с цветовой кодировкой. Выполнение школьных заданий четырьмя 30-минутными блоками может работать лучше для некоторых семей, в то время как посвящать несколько часов после обеда может работать для других. Вовлеките своих детей в принятие этих решений и убедитесь, что вы выделяете время на перерывы и семейные встречи (настольные игры, приготовление пищи). И создайте место в своем доме — письменный стол, стул, подушку на полу — чтобы у каждого было свое место для работы или отдыха.

Дети этой возрастной группы также могут чаще участвовать в дискуссиях о пандемии, но им по-прежнему нужны различные инструменты для облегчения процесса (включая игры с участием детей!). Ограничьте доступ к средствам массовой информации и убедитесь, что вы можете объяснить, что делает сообщество для обеспечения безопасности всех.

 

Реакции и механизмы преодоления для детей-подростков


(возраст 13–19 лет)

Во время кризисных ситуаций подростки всегда более подвержены стрессу и беспокойству. Они лучше осознают опасность и помнят о несправедливости по отношению к себе и другим. У подростков уже есть склонность к слабому контролю импульсов, и чрезвычайные ситуации могут усугубить это. Это может проявляться на физическом уровне, включая переедание, экстремальные режимы сна (вообще не спать или спать весь день), чрезмерное использование Интернета или видеоигр, а также дальнейшую изоляцию от сверстников или близких.

Многие подростки чувствуют апатию, особенно при потере контроля над своей жизнью. Они могут быть более устойчивыми к правилам (как родительским правилам, так и правилам социального дистанцирования).

В настоящее время мы не так продуктивны в условиях стресса. Наши дети тоже НЕ будут такими продуктивными. Все в порядке. Поощряйте перерывы и снятие стресса.

Не навязывайте разговор, но держите линию связи открытой. Позиционируйте себя как источник достоверной информации и найдите способы для вашего подростка участвовать в семейных делах. Вы можете обсуждать и устранять стигмы, дезинформацию и несправедливость, которые может вызвать этот конкретный кризис.

Многим подросткам также полезно «сделать что-нибудь» в связи с кризисом. Это может быть помощь младшим братьям и сестрам с их домашним заданием или другим членам сообщества, например, волонтерство в рамках программы Meals on Wheels’ Grocery to Go, которая была адаптирована для поощрения социального дистанцирования.

Точно так же, как дети младшего возраста могут регрессировать в поведении, регрессировать могут и подростки. Они могут забираться к вам в постель по ночам или чаще плакать. Они могут быть не в состоянии правильно одеться или помыться. Предлагайте помощь без осуждения, например: «Я вижу, у тебя сейчас проблемы с этим, я тебе помогу».

И помните, для вас или любого ребенка, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смейтесь, танцуйте, обнимайтесь, прыгайте, общайтесь с природой, пейте много воды.

Просмотрите презентацию вебинара Марисоль Акоста от 9 апреля 2020 г. под названием Как справиться с последствиями COVID19: краткое введение для родителей и взрослых .

Английский: Скачать слайды / Посмотреть вебинар
Español: Descarga la Presentación / Ver el Workshopio

 

Последствия кризиса среднего возраста для детей

Несмотря на то, что все мы рано или поздно вступаем в средний возраст, кризис среднего возраста не всегда является данностью. Многим удается пройти через средние годы без особого труда. Однако для тех, кто переживает кризис среднего возраста, вы не единственные, кто страдает. Вся семья будет затронута, когда один человек будет иметь дело с этим, но последствия кризиса среднего возраста родителей для детей могут быть особенно тревожными.

Тенденция последних лет заключалась в том, что пары дольше выжидали, прежде чем создать семью. Многим парам уже за 30, прежде чем у них появится первый ребенок. Это означает, что если кризис среднего возраста должен произойти, он, вероятно, произойдет, когда дети все еще находятся в младшем возрасте или, по крайней мере, все еще живут дома, и с кризисом среднего возраста невозможно сказать, как долго он может длиться. В результате поведение родителя, переживающего кризис среднего возраста, может иметь более драматические последствия для детей, чем когда-либо прежде.

Что такое кризис среднего возраста для родителей маленьких детей?

Воспитание детей — это стресс. О, конечно, это тоже радостно, и вознаграждает, и все остальные положительные прилагательные обычно применяются, но это также стресс. Родители, особенно мамы, часто сталкиваются с ощущением потери или, по крайней мере, изменения идентичности с течением времени. Кроме того, есть множество обязанностей, связанных с ответственностью за других людей. Когда эти изменения и стрессоры происходят в среднем возрасте, они могут усугубить симптомы кризиса среднего возраста у женщины или мужчины.

При отсутствии вовлеченных детей поведение во время кризиса среднего возраста может быть сложным и разрушительным. Присутствие детей усугубляет ситуацию. Быть родителем требует самоотверженности, а кризис среднего возраста включает в себя очень эгоистичный набор симптомов. Поведение во время кризиса среднего возраста, такое как внезапное желание развестись, появление новых, требующих много времени увлечений, путешествие по прихоти, романы или безответственные траты, все это имеет гораздо большее влияние, когда речь идет о детях.

Доктор Курт работал со многими родителями, переживающими кризис среднего возраста. По его словам,

К сожалению, редко при консультировании людей, переживающих кризис среднего возраста, учитываются последствия для детей. Тот, кто в кризисе, ошеломлен своим замешательством и поведением, а его партнер также обижен, зол и сбит с толку. Дети? О, да, «А как насчет наших детей?» Мы все можем быть эгоистичными, и это один из случаев, когда это является решающим фактором. Дети, родители которых находятся в разгар кризиса среднего возраста, испытывают огромное влияние во многих отношениях, прямо и косвенно. Прежде всего, воздействие на них должно быть мотивирующим фактором для обоих родителей, чтобы они очень серьезно относились к решению своих проблем» 9.0032

Родитель, переживающий кризис среднего возраста, может начать отказываться от обычных родительских обязанностей, возмущаясь тем, что это отнимает время у их личных интересов. Все, от регулярного питания до школьных занятий и общей любви и внимания, может быть негативно затронуто. Они могут быть настолько поглощены собой, что полностью игнорируют своих детей.

Когда дети становятся свидетелями такого поведения, связанного с кризисом среднего возраста, они могут начать действовать, пытаясь вернуть утраченное внимание. Некоторые родители могут даже переходить границы родитель/ребенок, обсуждая или оправдывая свое поведение перед детьми. Женщина, с которой я когда-то дружил, рассказала своей дочери:

. Ты не понимаешь, мамина жизнь очень скучна, поэтому выпивать и гулять с подругами — единственное удовольствие, которое я получаю».

Как влияет на ваших детей кризис среднего возраста?

Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит кризис среднего возраста глазами ребенка? Утверждения ниже дадут вам представление:

  • «Вы видели маму Лизы? Ее юбка была такой короткой!» Смущение Лизы.
  • «Мамочка, почему папа больше не ужинает с нами?» Папа обнаружил непреодолимую потребность быть в спортзале каждую ночь до 9 вечера.
  • «Каждые выходные моя мама ездит в командировку со своим другом Брюсом». Мама работает из дома веб-дизайнером на полставки — никаких поездок не требуется.

Это все цитаты детей, которые были свидетелями того, как родитель переживает кризис среднего возраста.
То, что они узнают и как они относятся к такому поведению, может варьироваться в зависимости от возраста. Вообще говоря, дети, родители которых переживают кризис среднего возраста, будут чувствовать себя заброшенными и потерявшими чувство значимости. Однако, в зависимости от крайностей поведения родителей в период кризиса среднего возраста, существует множество потенциальных последствий для ребенка. Ниже приведены лишь некоторые из них:

  • Поведение, направленное на привлечение внимания и отыгрывание.
  • Обида на родителей.
  • Депрессия.
  • Смущение и отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Заниженная самооценка.
  • Гнев и агрессия.

Родители, которые переживают кризис среднего возраста, в то время как у них есть младшие (до 18 лет) дети, часто заканчивают тем, что либо соревнуются с ними за внимание, либо пытаются вести себя как их современники или лучшие друзья. Дети, естественно, хотят внимания своих родителей. Они сделают почти все (включая плохое поведение), чтобы получить это. Родитель должен признать это и обеспечить правильное руководство и поддержку, чтобы научить своих детей позитивному поведению. Но родитель кризиса среднего возраста не может.

Родители, переживающие кризис среднего возраста, также часто охвачены желанием быть признанными. И так же, как ребенок может прибегать к негативному и бездумному поведению, чтобы удовлетворить свою потребность в признании. Например, есть мама, которая хочет танцевать со всеми подростками, сопровождая школьные танцы, или папа, который хвастается своей спортивной машиной, чтобы произвести впечатление на друзей своего сына. Интрижки, беспричинные траты, сосредоточенность исключительно на себе и самореклама, взгляд на меня — обычное дело. Помните, то, что ребенок видит взрослея, он считает нормальным, по-другому он не знает. Их поведение, скорее всего, в конечном итоге будет подражать их родителям.

Такое поведение создает нездоровые отношения между детьми и родителями и лишает их надлежащего образца для подражания. Последствия этих выходок кризиса среднего возраста заключаются в том, что дети рассматривают эгоистичное и безответственное поведение как приемлемое и подходящее средство для достижения цели.

В случае с моей подругой, которая рассказала своей дочери, что ее жизнь слишком скучна, чтобы не пить и не веселиться, она фактически сказала своему ребенку, что быть родителем и заботиться о своей семье — отстой (не красноречивое слово, но определенно сообщение). В результате ее дочь в подростковом возрасте считала, что способ справиться со скукой и проблемами — это пропить их. Это нормально функционирующая, казалось бы, нормальная семья среднего класса, и, к сожалению, никто никогда не думал, что могут возникнуть проблемы.

Как уже упоминалось, воспитание детей вызывает стресс. И все мы знаем, что средний возраст может вызвать сложные чувства.

Добавить комментарий