Возрастные этапы развития человека: Возрастное развитие человека

Содержание

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”.

Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф. деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Магистерская программа «Педагогическое образование» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2 года

Очная форма обучения

35/5/2

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Образовательная программа обновлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Кого и зачем здесь учат

Что нужно на старте

Во время учебы

Где работать после

Что нужно знать для поступления

Мероприятия

Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).

Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается возрастом 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образе жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0)

Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано много факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .

Смерть и умирание

Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом,

. Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими. Споры вокруг эвтаназии (помощь человеку исполнить свое желание умереть) — активного и пассивного типов, а также самоубийства с помощью врача, и законность в Соединенных Штатах различается.

Попробуйте

Подумайте о собственном развитии. В каком периоде или стадии развития вы сейчас находитесь? Вы сталкиваетесь с похожими проблемами и испытываете сопоставимое физическое, когнитивное и психосоциальное развитие, как описано выше? Если нет, то почему? Отсутствуют ли важные аспекты развития, и если да, то являются ли они общими для большей части вашей когорты или уникальными для вас?

Лицензия

Периоды человеческого развития Лауры Оверстрит и Lumen Learning лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Этапы человеческого роста. Учебное пособие от рождения до взрослой жизни

Инструменты для творчества скоро появятся, чтобы вдохновить!

Присоединяйтесь к списку рассылки, чтобы узнать, когда мы запустимся.

Биология

Общая биология

Биология человека

Стадии человеческого роста. Учебное пособие от рождения до взрослой жизни

Равела Да Круз

смерть.

Введение:

«Рост — единственное свидетельство жизни». — Джон Генри Ньюман

Рост и развитие постоянны в нашей жизни. Помните таблицу роста и веса в роддоме, которую составляют каждый раз после рождения ребенка? С момента рождения ребенка врач должен следить за его ростом и весом, двигательными навыками и словарным запасом.

Определение роста и развития

  • Рост человеческого тела представляет собой увеличение размера и веса.
  • Развитие человека относится к когнитивному развитию.

Человеческий рост и развитие не могут быть одинаковыми у каждого ребенка, так как каждый ребенок уникален, но во многом похож.

Итак, теорию человеческого развития и роста можно обобщить, согласно которой существует последовательность моделей развития и роста.

Стадии роста и развития

Пища, которую мы едим, помогает нам в развитии нашего тела. По мере нашего роста начинается цикл развития и роста, что приводит нас к следующему вопросу: каковы разные стадии развития человека?

источник

Жизненный цикл человека состоит из шести стадий:

  1. Плод: Когда женщина беременна, ребенок находится в форме плода, зависящего от женского тела. Все, что требуется для развития, например, кислород, пища и питание, исходит от женского тела.

  2. Младенчество: Плод полностью развивается к 9 месяцам и рождается. Младенец (сейчас) зависит от своих родителей. Постепенно младенец учится плакать и издавать звуки.

  3. Детские годы: Когда дети начинают ходить; они уже не младенцы. Младенца теперь называют малышом. В этом возрасте начинается когнитивное и эмоциональное развитие.

  4. Детство: К настоящему времени развита моторика, и ребенок более самостоятелен в повседневной работе.

  5. Подростковый возраст: Ребенок превращается в подростка, и видны дополнительные физические изменения. Этими изменениями могут быть рост волос, рост груди у девочек-подростков и изменение голоса у мальчиков-подростков.

  6. Взрослость: Взрослость – это возраст, когда ребенок становится взрослым и может размножаться.

Иногда 5 стадий роста и развития человека разделяют по возрасту следующим образом:

  1. Младенчество: до 1 года
  2. Малыш: от одного до пяти лет
  3. Детство: от трех до одиннадцати лет
  4. Подростковый возраст: от двенадцати до девятнадцати лет (также известный как подростковый возраст)
  5. Взросление: Двадцать лет до смерти

источник

Развитие человеческого тела

Развитие человеческого тела можно определить как созревание и обучение.

  • Взросление человека начинается, когда ребенок может ходить и говорить осмысленные слова.

  • Обучение также помогает в развитии человека. Обучение – это совокупность различного опыта, который человек получает в течение своей жизни.

  • Этот опыт производит необратимые изменения в человеке и, таким образом, помогает в когнитивном развитии.

Эриксон был эго-психологом и разработал теорию стадий психосоциального развития. Его теория имеет 8 стадий развития человека, а именно:

  • Психосоциальная стадия 1 — доверие или недоверие:

Первый этап – с момента рождения ребенка до достижения им возраста 18 месяцев. На этом этапе малыши полностью зависят от родителей. Младенцы, которые учатся доверять своим родителям, могут построить доверительные отношения в своей жизни. Доверие на этом этапе строится путем кормления малышей, их утешения и, конечно же, любви и нежности.

  • Психосоциальная стадия 2 — автономия против стыда и сомнения:

Второй этап начинается с 18 месяцев до 2-3 лет. Этот этап является первым шагом к независимости. Ребенок начинает выбирать одежду или игрушки. Поощрение со стороны родителей может привести к уверенному ребенку. Родители, которые не очень поддерживают своих детей, наказывая их за их ошибки, приводят их к неуверенности в себе или стыду.

  • Психосоциальная стадия 3 – Инициатива против чувства вины:

Согласно Эриксону, третья стадия начинается с трех лет и продолжается до пятилетнего возраста. Дети, прошедшие два вышеуказанных этапа, более уверены в себе и самостоятельны. Поощрение, данное родителями на этом этапе, может привести их к изучению своих способностей. Дети могут сформировать чувство направления и амбиций.

  • Психосоциальная стадия 4 – Трудолюбие против неполноценности:

Этот этап происходит с шести до одиннадцати. Ребенок начинает ходить в школу и иметь дело со многими людьми, такими как одноклассники, учителя и т. д. Формируется чувство сравнения, и ребенок сравнивает себя с другими детьми. Это приводит к формированию самооценки у детей.

  • Психосоциальная стадия 5 – Идентичность и путаница ролей:

Возраст от двенадцати до восемнадцати лет, когда ребенок становится подростком, является пятой стадией по Эриксону. Эго-идентичность входит в жизнь ребенка. Согласно Эриксону, идентичность описывается как «фундаментальный организующий принцип, который постоянно развивается на протяжении всей жизни». Формирование уверенности и чувства независимости связано с формированием личности человека.

  • Психосоциальная стадия 6 — Близость или изоляция:

Этот этап происходит с девятнадцати до сорока. Конфликт на этом этапе жизни человека склоняется к любви и отношениям. Человек ищет глубоких и значимых отношений, и если этого не происходит, ситуация может привести к стрессу и депрессии.

источник

  • Психосоциальная стадия 7 – Генерация против стагнации:

Этот этап начинается в сорок и продолжается до шестидесяти пяти. На этом этапе человек, успешно прошедший все предыдущие этапы, больше думает о возвращении обществу. Они создают позитивные отношения. Невыполнение предыдущих этапов приведет к застою, что приведет к снижению качества отношений и снижению удовлетворенности жизнью.

  • Психосоциальная стадия 8 – Целостность против отчаяния:

Это последняя стадия, которая начинается в возрасте шестидесяти пяти лет и заканчивается смертью. На последней стадии человек может чувствовать горечь, удовлетворение или принятие в соответствии с опытом предыдущих стадий.

Согласно теории Эриксона, у людей есть шанс искупить свою вину на каждом этапе, только если они работают над этим.

Заключение:

  • Концепция человеческого роста и развития постоянно меняется.

  • Обобщенные теории помогают, но с каждым новым технологическим усовершенствованием возникают и новые проблемы.

  • Например, использование мобильных телефонов и Интернета стало серьезной проблемой, и ученые каждый божий день обнаруживают новые последствия их воздействия на детей.

  • Но что бы ни случилось в этом мире, человеческий рост и развитие будут иметь шесть стадий, а именно:

    • Плод
    • Детство
    • Малыш лет
    • Детство
    • Подростковый возраст
    • Взросление

Часто задаваемые вопросы:

1. Каковы этапы от рождения до взрослой жизни?

Этапы от рождения до взрослой жизни: младенчество, младенческий возраст, детство и юность.

2. Каковы 8 стадий развития человеческой жизни?

Теория Эриксона предлагает восемь стадий развития человеческой жизни:

  1. Стадия 1 — Детство: доверие или недоверие
  2. Стадия 2 — Детство: автономия против стыда и сомнения
  3. Стадия 3 — Дошкольные годы: инициатива против вины
  4. Этап 4 — Ранние школьные годы: трудолюбие против неполноценности
  5. Стадия 5 — Подростковый возраст: идентичность и смешение ролей
  6. Стадия 6 — Молодость: близость против изоляции
  7. Стадия 7 — Средняя взрослость: генеративность против стагнации
  8. Стадия 8 — Старая взрослость: честность против отчаяния

3. Каковы 5 стадий человеческого роста?

Пять стадий развития человека:

  1. Младенчество: до 1 года
  2. Малыш: от одного до пяти лет
  3. Детство: от трех до одиннадцати лет
  4. Подростковый возраст: от двенадцати до девятнадцати лет, также известный как подростковый возраст 9.0008
  5. Взросление: Двадцать лет до смерти

4. Каковы шесть этапов жизненного цикла человека?

Шесть стадий жизненного цикла человека

  1. Плод
  2. Детство
  3. Малыш лет
  4. Детство
  5. Подростковый возраст
  6. Взросление

Мы надеемся, что вам понравился этот урок, и вы узнали что-то интересное о стадиях человеческого роста — от рождения до взрослого человека ! Присоединяйтесь к нашему сообществу Discord, чтобы получить ответы на любые вопросы и пообщаться с другими студентами, такими же, как и вы! Не забудьте загрузить наше приложение, чтобы испытать наши веселые классы виртуальной реальности — мы обещаем, это делает учебу намного веселее! 😎

Продолжить обучение:

1. Бесполое размножение 2. Принципы наследования и изменения

Источники:

  1. От рождения до совершеннолетия. https://flexbooks.ck12.org/cbook/ck-12-biology-flexbook-2.0/section/13.70/primary/lesson/development-from-birth-to-adulthood-bio/. По состоянию на 1 декабря 2021 г.
  2. ПРИРОДА, ВОПРОСЫ И ОБЪЕМ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. https://www.distanceeducationju.in/pdf/BA%20Psychology%20Sem%20III.pdf. По состоянию на 1 декабря 2021 г.
  3. Жизненный цикл человека. http://martleshamacademy.org/wp-content/uploads/2020/04/Human-life-cycle-explanation-text.pdf. По состоянию на 1 декабря 2021 г.
  4. Стадии роста Развитие ребенка. https://education.stateuniversity.com/pages/1826/Child-Development-Stages-Growth.html. По состоянию на 1 декабря 2021 г.
  5. Что такое человеческое развитие и почему это важно? https://online.maryville.edu/online-bachelors-degrees/human-development-and-family-studies/resources/stages-of-human-development/#stages-human-development.

Добавить комментарий