Возрастные особенности развития личности и как они формируются
Время чтения 9 минут
Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.
Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:
У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©
В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого.
<<Оглавление>>
Детство и подростковый возраст
В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.
- В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
- Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.
Зрелость
Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».
Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:
- Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
- Ощущение эмоциональной теплоты;
- Интерес к окружающему миру;
- Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
- Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Возрастные кризисы
Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».
В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.
Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.
Кризисы второй половины жизни
«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.
Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.
Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.
Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.
Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».
Зрелая личность
Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?
- Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать.
- Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
- Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
- Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.
Психологический инфантилизм
Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.
Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам».
Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.
Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?
- Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
- Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
- Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
- Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
- Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.
Делаем вывод
Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.
Тематика: Личностный рост, Самореализация, Детская психология, Развитие детей, Для школьников
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
Педагог-психолог Османова Э. Н
Личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, а так же социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка без учёта его возрастных возможностей.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет).
Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенности поведения.
Особенности развития и воспитания младших школьников.
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени, в основном, заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перенагрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т. д.
Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обуславливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы, проводить физкультпаузы, в тёплое время заниматься при открытых форточках, а в прохладную погоду чаще проветривать классы. Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников.
Психологические особенности младшего школьного возраста:
Ведущая деятельность – учёба.
— Происходит перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической), мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий.
— развитие саморегуляции поведения, воли;
— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
— овладение навыками домашнего труда;
— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношение в учебном коллективе;
— развивающие игры занимают второе место после учёбы;
— формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
— формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Данный возраст обычно называют переходным т.к. в этот период происходит переход от детства к юности.
По иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков обуславливается так же гиподинамией т.е. недостаточной подвижностью. Учение. Требующее усидчивости может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказываться на физическом развитии учащихся.
Психологические особенности подросткового возраста:
-интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
— ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
— формирование самооценки, характера;
— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптированных форм поведения;
— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
— самоконтроль и планирование деятельности ещё затруднены;
— склонность к риску, агрессивности как приёмам самоутверждения;
— появление сексуальных влечений и интересов;
— формирование самосознания своего «Я»;
— избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При её проведении нужно учитывать то, что своё будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремления подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
Особенности развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции, которые присущи подросткам. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.
Основные психологические особенности.
— формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
— происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания;
— возрастает волевая регуляция;
— возрастает концентрация внимания, объём памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
— появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
— формируется собственное мировоззрение;
— стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
— пренебрежение к советам старших;
— критиканство, проявление недоверия;
— отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
— завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
— возникает первое чувство любви, дружбы;
— недостаточное осознание последствий своих поступков.
Индивидуальные особенности развития учащихся и их учёт в процессе воспитания.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?
При учёте возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщённые данные педагогики и психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которого во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесённые учеником заболевания, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Всё это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а так же сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти склонности и интересы. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов со сверстниками. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которая поможет её при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям, труду, а так же к учителям и классному коллективу.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а так же динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Актуальность характеристик личности для возраста: представления людей об изменениях в развитии на протяжении всей жизни
. 2011 март; 47(2):376-87.
doi: 10. 1037/a0021315.
Даниэль Грюн 1 , Анн-Лора Жиле, Жозеф Штудер, Жизела Лабувье-Вьеф
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина, США. [email protected]
- PMID: 21142359
- DOI: 10.1037/а0021315
Даниэль Грюн и др. Дев Психология. 2011 9 марта0003
. 2011 март; 47(2):376-87.
doi: 10. 1037/a0021315.
Авторы
Даниэль Грюн 1 , Анн-Лора Жиле, Жозеф Штудер, Жизела Лабувье-Вьеф
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина, США. [email protected]
- PMID: 21142359
- DOI: 10.1037/а0021315
Абстрактный
Авторы исследовали нормативные представления о развитии личности. Молодежь, люди среднего и старшего возраста указали возрастную релевантность 835 французских прилагательных, указав характеристики личности как типичные для любого возраста от 0 до 9 лет. 9 лет. С помощью этой парадигмы авторы определили возрастную релевантность (насколько типична характеристика для данного возрастного десятилетия?). Большинство характеристик было приписано молодому взрослому возрасту. Однако на протяжении всей жизни картина различалась для положительных и отрицательных характеристик личности, а также для физических, когнитивных и личных / выразительных характеристик. В то время как общее количество приписываемых положительных характеристик достигло своего пика в молодом взрослом возрасте и затем снизилось, количество приписываемых отрицательных характеристик человека достигло своего пика в подростковом возрасте, оставалось довольно низким в середине взрослой жизни и немного увеличивалось в пожилом возрасте (70+ лет). Как следствие, наиболее позитивный профиль был приписан молодым пожилым людям (от 60 до 69 лет).лет), тогда как наиболее негативные личностные характеристики относились к самым старшим возрастным группам (70+ лет) и подростковому возрасту (от 10 до 19 лет). Отрицательные профили в основном связаны с более негативными физическими характеристиками, приписываемыми пожилым людям, и более негативными когнитивными характеристиками, приписываемыми подросткам.
Запись базы данных PsycINFO (c) 2011 APA, все права защищены.
Похожие статьи
Хроническая височная эпилепсия: заболевание нервной системы или прогрессирующее слабоумие?
Helmstaedter C, Elger CE. Helmstaedter C, et al. Мозг. 2009 окт; 132 (часть 10): 2822-30. дои: 10.1093/мозг/awp182. Epub 2009 27 июля. Мозг. 2009. PMID: 19635728
Продольное исследование воспринимаемого контроля и когнитивных функций у молодых людей, людей среднего возраста и пожилых людей.
Виндзор ТД, Ансти К. Дж. Виндзор ТД и др. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2008 ноябрь; 15 (6): 744-63. дои: 10.1080/13825580802348570. Epub 2008, 11 сентября. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2008. PMID: 18787982
Развитие личности: преемственность и изменение на протяжении жизни.
МакАдамс Д.П., Олсон Б.Д. McAdams DP, et al. Анну Рев Психол. 2010;61:517-42. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100507. Анну Рев Психол. 2010. PMID: 19534589 Обзор.
Возрастные различия в динамических связях эмоций и познания.
Чоу С.М., Хамагани Ф., Несселроуд Дж.Р. Чоу С.М. и др. Психологическое старение. 2007 Декабрь; 22 (4): 765-80. дои: 10.1037/0882-7974.22.4.765. Психологическое старение. 2007. PMID: 18179296
Мотивация социальных контактов на протяжении всей жизни: теория социально-эмоциональной избирательности.
Карстенсен Л.Л. Карстенсен ЛЛ. Небр Симп Мотив. 1992;40:209-54. Небр Симп Мотив. 1992. PMID: 1340521 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние активизации стереотипов натуралистического возраста.
Strickland-Hughes CM, West RL. Strickland-Hughes CM, et al. Фронт Псих. 2021 9 июля;12:685448. doi: 10.3389/fpsyg.2021.685448. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34305742 Бесплатная статья ЧВК.
Изменения возрастных стереотипов у подростков и пожилых участников программы межпоколенческих встреч.
Кранц Д., Томас Н.М., Хофер Дж. Кранц Д. и др. Фронт Псих. 2021 16 апр; 12:658797. doi: 10.3389/fpsyg.2021.658797. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33935918 Бесплатная статья ЧВК.
Сдерживающая роль образования в отношениях между воспринимаемой угрозой стереотипов и ложными воспоминаниями при старении.
Жилет А.Л., Эврард С., Галхаррет Дж.М., Коломбель Ф. Жилет А.Л. и соавт. Фронт Псих. 2021 12 января; 11:606249. doi: 10.3389/fpsyg.2020.606249. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33519612 Бесплатная статья ЧВК.
Молодые люди чувствуют себя мудрыми, а пожилые — энергичными: сравнение возрастных стереотипов и самооценки в зрелом возрасте.
Bowen CE, Spuling SM, Kornadt AE, Wiest M. Боуэн К.Э. и соавт. Eur J Старение. 2019 12 декабря; 17 (4): 435-444. doi: 10.1007/s10433-019-00548-4. Электронная коллекция 2020 декабрь. Eur J Старение. 2019. PMID: 33380997 Бесплатная статья ЧВК.
Множественные стандарты старения: гендерно-специфические возрастные стереотипы в разных сферах жизни.
Корнадт А.Е., Восс П., Ротермунд К. Корнадт А.Е. и соавт. Eur J Старение. 2013 28 апреля; 10 (4): 335-344. doi: 10.1007/s10433-013-0281-9. Электронная коллекция 2013 декабрь. Eur J Старение. 2013. PMID: 28804307 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
символов — Атрибуты возраста
Тысячи писателей используют StoryWeaver для создания мира, персонажей, сюжета, темы,
и жанра своей истории.
Тысячи писателей используют Dramatica, чтобы находить и улучшать структуру своих историй, а также находить и исправлять дыры и оплошности.
Персонажи: атрибуты возраста
Мелани Энн Филлипс
Введение
Писатели склонны создавать персонажей более или менее того же возраста, что и они сами. С одной стороны, это следует из старой поговорки о том, что нужно писать о том, что знаешь. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с людьми всех возрастов в большинстве ситуаций. Конечно, мы часто видим истории, отдающие дань уважения нужному младшему или старшему человеку, но столь же часто мы встречаем разрывы возрастных групп, в которых вообще нет персонажей, а не ровный спектр возрастов.
Вдобавок к возрасту есть много причин, помимо внешнего вида, манеры одеваться и стереотипных ожиданий. В этом уроке мы раскроем множество черт, которые имеют отношение к точному изображению возраста, и даже предложим возможность исследовать редко изображаемые человеческие проблемы, связанные с возрастом.
Атрибуты возраста
Люди в целом и писатели в частности склонны стереотипировать возрастные атрибуты больше, чем любую другую черту характера. Есть, конечно, и физические аспекты возраста, начиная от размера, гладкости кожи, силы, подвижности и заканчивая различными недугами, связанными с нашим продвижением по жизни. Кроме того, есть умственные и эмоциональные качества, которые мы ожидаем найти в различные моменты жизни. Но процесс старения включает в себя гораздо более тонкие компоненты нашего путешествия по жизни.
Анатомический и хронологический возраст
Перед изучением каких-либо специфических признаков важно отметить разницу между анатомическим и хронологическим возрастом. Анатомический возраст — это состояние вашего тела, тогда как хронологический возраст — это фактическое количество лет, которые вы прожили. Например, если вам тридцать лет, но вы все измотаны и генетически предрасположены к преждевременному старению, вы можете выглядеть более похоже на то, что люди ожидают от пятидесятилетнего. Тем не менее, у вас не было бы такого же интереса к музыке или прямых знаний о популярной культуре, как у человека, которому на самом деле пятьдесят лет. Описывая персонажа, вы можете обыграть ожидания своих читателей, позволив им принять физическое состояние, основанное на вашем описании возраста. Или вы можете захотеть создать дополнительный интерес к своему персонажу, описав его как «средний 9».0154 пожилой мужчина, такой здоровый и крепкий, что его все еще «картили» всякий раз, когда он отдыхал в Вегасе». Такое описание добавляет элемент интереса и сразу выделяет вашего персонажа как личность.
Жаргон
Слишком часто персонажи изображаются говорящими на том же родном разговорном языке, который мы слышим по телевизору. Единственным отличием от этого является наложение этических модных словечек на наше стандартное очищенное телевидение через шаблон. Другими словами, персонажи ведут себя так, как будто они во всем одинаковы, даже если у них совершенно разное культурное воспитание. Но старение — это непрерывная эволюция культуры, укореняющая человека в мыслительных моделях его или ее формирующихся слухов и смягчаемая (в некоторой степени) продолжающейся культурной идеологической обработкой социального образа жизни.
Таким образом, персонажи, как правило, приобретают базовый словарный запас, отражающий как их этническую принадлежность, так и их возраст. Например, чернокожий, который боролся за гражданские права вместе с доктором Мартином Лютером Кингом, не использовал бы тот же жаргон, что и чернокожий, выступающий сегодня за права человека. И ни один из них не использовал бы тот же словарный запас, что и молодой чернокожий мужчина в центре города, пытающийся найти выход с помощью образования. Простое наложение шаблона «черного жаргона» на таких персонажей — это тот же вид бессознательного тонкого предубеждения, продвигаемого мелками «телесного цвета».
Конечно, мы все учимся отбрасывать некоторые из более устаревших терминов и ругательств нашей юности, чтобы казаться «модными» или «с ними», но в конце концов мы либо звучим глупо, пытаясь использовать новые, либо избегаем их полностью, оставляя нас мягкими и не страстными в нашей
Перспективы
Говоря об уме персонажей, у всех нас есть созданный культурой фильтр, который фокусирует наше внимание на одних вещах и ослепляет (или принижает) другие. Иногда это встроено в сам язык. Когда жарко, испанцы говорят: «hace calor» (от этого становится жарко). Эта формулировка связана с лежащими в основе убеждениями людей, разработавших этот язык, которые видят каждый объект, даже неодушевленный, как обладающий духом. Так что, когда жарко, это не бездумное положение дел из-за метеорологических условий, а скорее по замыслу духа погоды. Конечно, если бы вы спросили современного испаноговорящего человека, верит ли он в такое, вы, скорее всего, получили бы отрицательный ответ. И все же, поскольку эта концепция пронизывает язык (делая предметы повседневного обихода мужскими или женскими), она не может не изменить то, как носители языка формируют свои мысли.
В качестве другого примера, японское население во время Второй мировой войны было привито культуре чести, долга и необходимости ставить потребности общества выше потребностей личности. Хотя большинство стран поддерживают эту точку зрения, в Японии времен войны
Корпоративная Япония была построена вокруг этих самурайских идеалов, и рабочие обычно считали себя существующими, чтобы служить своим компаниям с верностью и беспрекословным послушанием. Но когда экономика пошатнулась, те, кто рассчитывал остаться в своих компаниях на всю жизнь, были уволены или даже уволены навсегда. Это привело к разочарованию в менталитете «группа прежде всего», особенно среди молодежи, которая еще не устоялась в своих убеждениях. Итак, сегодня все еще существует разрыв между старо-
Продолжая тему разрыва между поколениями, я вырос, когда девизом было «Не доверяй никому старше 30». Конечно, сейчас нам всем за пятьдесят или даже за шестьдесят, поэтому мы вынуждены признать, что сами стали «истеблишментом».
Но это то, что нам видно и очевидно. Реальная разница между моим поколением и пост-яппи, пост-GenX, GenY, Gen? Генерация гораздо более фундаментальна. В беседах с дочерью я обнаружила, что если я вижу себя по ту сторону разрыва поколений, то она его вообще не воспринимает! Это связано в первую очередь с обилием высоко-
Для поколения моей дочери важно только то, есть ли у вас что-то стоящее сказать. Сколько вам лет, не имеет ничего общего с вашей важностью или значимостью. Короче говоря, разница между моим поколением и молодым поколением в том, что мы видим разницу между поколениями, а они нет!
Таким образом, возраст, в котором вы формируете свое мировоззрение, будет определять, как вы будете воспринимать текущие события до конца своей жизни. При создании персонажей любой конкретной эпохи вам следует учитывать культурный ландшафт, который преобладал, когда каждый персонаж подвергался идеологической обработке.
Символы комфорта
У всех нас общие эмоциональные потребности. И каждый из нас испытывает моменты, которые удовлетворяют эти потребности. Эти переживания становятся приятными воспоминаниями, и многие атрибуты этих переживаний становятся символами комфорта. В более позднем возрасте мы ищем эти символы, чтобы вызвать повторное пробуждение.0154 переживание заветных мгновений. Возможно, в вашей семье в детстве подавали особое блюдо, которое ассоциируется у вас с теплом и любовью. Например, моя мама выросла во время Великой депрессии 1930-х годов. Ее семье часто не хватало еды. Так вот, на закуску ей давали кусок хлеба, намазанный салом и горчицей! Теперь меня почти тошнит от этой мысли, но она часто снова тосковала по этому вкусу, поскольку он напоминал ей о любви, которую она получила в детстве.
Как только мы зафиксировали символы, которые можем использовать для запуска эмоциональных переживаний, нам редко нужно их заменять. Это наши символы комфорта, на которые мы всегда можем положиться. Это имеет два эффекта, когда мы стареем: во-первых, мы цепляемся за исполнителей и музыку, например, которые стареют вместе с нами. Мы помним их в расцвете сил, когда впервые столкнулись с ними, а также провели годы, старея вместе с ними. Это приводит к тому, что однажды мы внезапно просыпаемся и понимаем, что больше не знаем, кого они имеют в виду в популярных журналах о культуре и развлекательных телевизионных шоу. Другими словами, массовая культура прошла мимо нас. Во-вторых, мы видим, как многие из наших символов (любимые рекламные кампании, ресторан, в котором мы побывали на первом свидании и т. д.) исчезают, поскольку их заменяют новыми и текущими заботами. Итак, мир вокруг нас кажется менее актуальным, менее знакомым и менее комфортным, точно так же, как мы кажемся миру в целом.
При создании персонажей учитывайте постоянное и растущее чувство утраты, печали и связи между персонажами и их окружением. И не думайте, что это проблема только пожилых людей. Мой 24-
Физические характеристики
У младенцев есть мягкое пятно на голове, которое не затвердевает в течение некоторого времени после рождения. Хрящ изнашивается. У подростков в период полового созревания бушуют гормоны. Маленькие дети растут так быстро, что у них нет возможности привыкнуть к размеру и силе своего тела, прежде чем они снова изменятся, мало чем отличаясь от попыток каждый день водить новую и другую машину. Я не могу вспомнить, когда в последний раз я бежал на полной скорости
При создании персонажей подумайте о физических характеристиках и недостатках любого возраста и подумайте, как они влияют не только на способности и манеры ваших персонажей, но и на их умственные и эмоциональные основы.
Вывод?
Конечно, мы могли бы продолжать и продолжать исследовать особенности возраста и старения, но, поскольку это пандемическое состояние человека, оно затрагивает практически все человеческие переживания и усилия. Смысл здесь не в том, чтобы полностью охватить тему, а в том, чтобы побудить вас учитывать ее при создании каждого из ваших персонажей. Недостаточно просто описать персонажа как «мужчину средних лет» или «веселого 8-летнего мальчика».