Проблемы возрастной периодизации в психологии
9.02.2015
Общеизвестно, что в процессе индивидуального развития индивид проходит ряд стадий, ступеней, которые качественно отличаются друг от друга и характеризуются специфическим функционированием и соотношением психических процессов, а также особыми личностными образованиями.
Однако возникают трудности в определении возрастных границ этих стадий и критериев периодизации. Главная трудность заключается в том, что индивидуальное развитие личности происходит в трех системах отсчета, осями которых является время: биологическое, социальное и психологическое.
Проблема критериев периодизации развития в психологической науке поднималась неоднократно, при этом в основу классификации возрастных периодов закладывались биологические, социальные и психологические параметры, которые нередко смешивались между собой. Первая календарная периодизация была предложена Пифагором.
- Весна, до 20 лет — период становления, характеризуемый как «время не работать».
- Лето, до 40 лет — молодость, возраст, рассматривающийся как «время работать».
- Осень, до 60 лет — расцвет сил, период, когда наступает «время работать с наибольшей отдачей».
- Зима, 60-80 лет — старость и угасание, время спада работоспособности.
Таким образом, в основу этой периодизации был положен социальный критерий — способность приносить пользу обществу.
В возрастной и детской психологии выделяется группа периодизаций, основанных на биологическом принципе, например периодизации Ст. Холла, А. Гезелла, 3. Фрейда, П. П. Блонского и др.
Анализ и систематизация имеющихся подходов в решении вопроса о периодизации психического развития были осуществлены Л. С. Выготским. В соответствии с теоретическими основами предложенных в науке схем периодизации детского развития он подразделял их на три основные группы.
В первую группу вошли периодизации, предусматривающие не расчленение самого хода развития ребенка, а выделение периодов на основе ступенчато образного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе Л. С. Выготский отнес периодизации, базирующиеся на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Таковы, например, концепции К. Бюлера, Гетчинсона, в которых обнаруживается стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии с развитием животного мира или этапами человеческой культуры.
К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетикам, однако его взгляды свидетельствуют о приверженности теории рекапитуляции: этапы развития ребенка отождествлялись им со ступенями развития животных. В развитии ребенка, так же как и в развитии животного, К. Бюлер выделял три ступени развития: инстинкт, дрессура и интеллект.
Гетчинсон, ученик Ст. Холла, на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
- от рождения до 5 лет — стадия рытья и копания: на этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
- от 5 до 8 лет — стадия охоты и захвата: эта ступень развития характеризуется тем, что дети начинают бояться чужих, у ни появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
- от 8 до 12 лет — пастушеская стадия: в этот период дети стремятся иметь собственный уголок, строят его обычно во дворе, в лесу, но не в доме; любят животных и стремятся их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать; у детей, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности;
- от 11 до 15 лет — земледельческая стадия: связана с интересом к погоде, явлениям природы, с любовью к садоводству; в это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность;
- от 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека: в это время дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал, что эра цивилизованного человека начинается с пастушеской стадии, то есть с 8 лет, и именно с этого возраста человека можно систематически обучать, что было невозможно на предыдущих стадиях.
Как отмечал Л. С. Выготский, не все попытки периодизаций этой группы в одинаковой мере несостоятельны, так как в ней присутствуют классификации в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, со структурой системы образования, принятой в данной стране. К этой группе можно отнести периодизацию французского психолога Р. Заззо, в которой детское развитие в соответствии с принятыми ступенями обучения подразделено на следующие периоды: отО до 3 лет, 3-6 лет, 6-9 лет, 9-12 лет, 12-15лет, 15-19 лет. И хотя подход к выделению периодов на основе ступеней образования рассматривался Л. С. Выготским как ошибочный, он в значительной мере приближается к истинному определению стадий детства, поскольку само разделение воспитания на ступени опирается на большой педагогический опыт.
Ко второй группе Л. С. Выготским были причислены многочисленные попытки, направленные на выделение какого-либо одного признака как условного критерия разделения детства на периоды. Типичным примером могут служить периодизации П. П. Блонского и 3. Фрейда.
П. П. Блонский видел в детском возрасте последовательную смену трех эпох, определяемую дентицией, то есть появлением зубов: беззубое детство (от 8 месяцев до 2—2,5 лет), детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов — «зубов мудрости»). В прорезывании молочных зубов, в свою очередь, П. П. Блонский различал три стадии: абсолютно беззубое детство (первое полугодие), стадия прорезывания зубов (второе полугодие), стадия прорезывания промуляров и клыков (третий год жизни).
В других периодизациях, построенных по тому же принципу, выдвигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна. Он различал раннее детство, для которого характерна лишь игровая деятельность (до 6 лет), следующим идет период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14—18 лет) характеризуется развитием самостоятельности личности и определением планов дальнейшей жизни. В то же время следует отметить, что В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником теории рекапитуляции, поэтому развитие ребенка связывалось им с этапами эволюции животного мира и человечества.
В соответствии со взглядами В. Штерна, ребенок в первые месяцы младенчества с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего’, во втором полугодии он осваивает схватывание предметов и отличается подражательностью, что свидетельствует о достижении стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; поступление в школу, связанное с овладением более широкими социальными обязанностями, говорит о вступлении ребенка в культуру с ее государственными и экономическими организациями и т. п.
З. Фрейд, в соответствии со своей сексуальной теории психики, сводил стадии развития психики к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Каждая стадия, по Фрейду, имеет свою сексуальную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие.
- Оральная стадия (0—1 год). Источник удовольствия сосредоточен на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущей эрогенной зоной является рот — орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Эта стадия подразделяется на две фазы: раннюю (первое полугодие), когда ребенок еще не отделяет своих ощущений от объекта, которым они были вызваны, и позднюю (второе полугодие), когда начинает формироваться представление о другом объекте (матери), существе, независимом от него.
- Анальная стадия (1—3 года). На этой стадии энергия либидо концентрируется вокруг ануса, который становится предметом внимания ребенка, приучаемого к контролю за естественными отправлениями организма. Отмечается, что к этому моменту уже полностью образована инстанция «Я» и она способна контролировать импульсы «Оно».
- Латентная стадия (5 — 12лет) характеризуется снижением полового интереса. Инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
- Генитальная стадия (12 — 18лет). Этой стадии присуще возрастание детских сексуальных устремлений: все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, сточки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако такого рода общение может быть затруднено, и тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.
По мнению Л. С. Выготского, периодизации этой группы также отличает определенная несостоятельность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, авторами берется за основу субъективно выбранный критерий, в зависимости оттого, на какой стороне остановит свое внимание исследователь. Во-вторых, недостатком является выделение единого критерия для всех возрастов, в то время как в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака. Например, признак полового созревания важен для подросткового возраста, но не имеет существенного значения в предшествующих возрастах. Третий недостаток указанных схем, подчеркивал Л. С. Выготский, состоит в том, что они ориентированы на исследование внешних признаков, а не внутренней сущности детского развития, внутренних закономерностей этого процесса.
Третья группа попыток разделить детское развитие на стадии характеризуется стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития»’. В то же время обращает на себя внимание и половинчатость в разрешении поставленной задачи выделения периодов развития. В качестве примера Л. С. Выготский предлагал рассматривать здесь периодизацию А. Гезелла, построенную в соответствии с внутренним темпом и ритмом детского развития.
Гезелл обратил внимание на снижение темпов развития с возрастом, на основе чего им был сделан вывод о том, что чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его психике. Л. С. Выготский, соглашаясь с положением о максимальном темпе развития элементарных функций в ранних возрастах, подчеркивал, однако, что нельзя в развитии ограничиваться схемой «больше—меньше»: если рассматривать формирование высших психических функций, то здесь результат будет обратным — темп и ритм их является минимальным в первые годы жизни и максимальным в ее финале.
Проблема периодизации детского развития и поиска ее критериев не стала менее актуальной в последующие годы. И хотя ученые опирались при этом на психологические критерии (например, в концепции Ж. Пиаже стадии психического развития отождествляются со ступенями развития интеллекта), значительная часть периодизаций не смогла решить правильно вопрос о выделении периодов развития ребенка.
Из зарубежных концепций психического развития заслуживает внимания концепция французского психолога А. Валлона, в которой намеченные стадии отражают становление личности ребенка.
А. Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой — это не просто результат накопления количественных изменений, а качественная реорганизация психики. Согласно его представлениям, детское развитие подразделяется на следующие стадии.
- Стадия внутриутробного развития.
- Стадия моторной импульсивности — до 6 месяцев. Это период начала формирования условных рефлексов, возникновения комплекса оживления.
- Эмоциональная стадия — до 1 года. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти эмоциональные реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, как отдельного человека.
- Сенсомоторная стадия — 1 -3 года. На этой стадии проявляется интерес к внешнему миру, формируются навыки хождения, речи. Поведение ребенка показывает, что в этот период он постоянно чем-то занят: исследует предметы, играет, общается со взрослыми и детьми, постоянно меняясь ролями с партнерами. Но при этом он еще не может отделить своих действий от действий партнера — они остаются для него частью целого. К трехлетнему возрасту слияние взрослого и ребенка неожиданно исчезает, и личность вступает в период утверждения и отстаивания собственной самостоятельности, что приводит ее ко многим конфликтам.
- Стадия персонализма — от 3 до 12—13 лет: включает в себя два периода, смена которых происходит в возрасте около 7 лет. Это стадия позитивного становления личности, ее самосознания и возрастания самостоятельности. В первый период воспитание ребенка, как указывает А. Валлон, должно быть насыщено симпатией, привязанностью к людям. Если лишить ребенка этой привязанности, это может привести к страхам и тревожным переживаниям.
- Стадия полового созревания и юношества — 12—18 лет.
Итак, в истории детской психологии неоднократно предпринимались попытки расчленения детского развития на периоды. Однако следует признать, что выделяемые большинством ученых критерии не отражают объективных внутренних законов детского развития.
Ключевые слова: Возраст, Развитие
Источник: Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Материалы по теме |
---|
Категория возраста в психологии развития Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Развитие в среднем возрасте (40 — 65 лет) … |
Возраст и развитие личности Обозов Н. Н., Возрастная психология |
Возрастные особенности развития (основные параметры) … |
Возрастное развитие человека Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Основные закономерности возрастного развития Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ |
Психологический возраст. Факторы и стадии развития психики Е.Б. Усова. Возрастная психология — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Возрастная периодизация психического развития Урунтаева Г.А., Детская психология |
Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
- исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
- подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле -психического развития ребенка;
- представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
- выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
- выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой «ребенок в обществе», внутри которой существуют системы «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый». Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе «ребенок — вещь» вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система «ребенок — вещь» в действительности является системой «ребенок — общественный предмет» Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого «уравновешивания» с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т. п.).
При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.
В системе «ребенок — взрослый» взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична.
В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий | Общение со взрослыми | Человек — человек |
Ранее детство |
Предметная деятельность |
Человек — вещь |
Дошкольный возраст |
Игра |
Человек — человек |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | Человек — вещь |
Подростковый возраст |
Общение со сверстниками | Человек — человек |
Юношеский возраст |
Учебно – профессиональная деятельность | Человек — вещь |
Эпоха раннего детства (до 3 лет).
- Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с предметом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.
- Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я», «Я сам».
Эпоха детства (3-11 лет).
- Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
- Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха.
Эпоха подростничества (11-14 лет).
- Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность — деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых — «трудный возраст», «переломный возраст».
- Юность — старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.
Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.
Периодизация как континуум: как тренировочный возраст может определить оптимальную форму периодизации спортсмена — The Strength Athlete
Автор Брайс Льюис
Предыстория:
Что такое периодизация?
Kraemer and Hakinnen (2002) : Определяется как запрограммированное изменение тренировочных стимулов с использованием запланированных периодов отдыха для ускорения восстановления и восстановления потенциала спортсмена.
Майк Х. Стоун (2004) : Определяется как логически-фазовый метод изменения объема тренировок, коэффициентов интенсивности и упражнений для оптимизации прогресса тренировок.
Верхошанский и Сифф (2009): Определяется как долгосрочная циклическая структура тренировок и тренировок, направленная на достижение максимальных результатов в соответствии с важными соревнованиями.
Приведенные выше определения вместе отражают целостный взгляд на цель периодизации: обеспечить максимальное восстановление, которое оптимизирует тренировочный процесс и, в свою очередь, максимизирует спортивные результаты во время важных соревнований.
Какие существуют виды периодизации?
Линейная периодизация: прогресс от высокообъемной тренировки с малой относительной нагрузкой в начале программы к малообъемной тренировке с высокой относительной нагрузкой в конце. Объем и интенсивность обычно периодизуются, но могут использоваться и другие переменные (частота, темп, периоды отдыха и т. д.). Существует меньше последовательных изменений тренировочных переменных на нескольких тренировках за короткий промежуток времени, возможно, ежедневно или еженедельно. Опять же, объем и интенсивность, как правило, являются наиболее часто периодизуемыми переменными.
Периодизация блоков: Блоки обучения запрограммированы в последовательном порядке для достижения желаемой цели. Каждый блок запрограммирован таким образом, что он предназначен для разработки основы для следующего блока и имеет общую направленность на цель тренировочного цикла. Это не следует путать с традиционной моделью, в которой, хотя у каждой фазы есть цель, многие качества развиваются одновременно, а в программировании больше внимания уделяется подходам и повторениям.
Что такое тренировочный возраст?
Тренировочный возраст спортсмена или его классификация имеют множество определений. Люди часто классифицируют спортсменов по силовым показателям. Марк Риппето, автор книги «Практическое программирование силовых тренировок», вместо этого предложил классифицировать спортсменов по их способности восстанавливаться после перегрузки на тренировке. Стандарты Rippetoe строги: новичок определяется как просто тот, кто может восстанавливаться от тренировки к тренировке, средний уровень — это тот, кто может восстанавливаться неделю за неделей, а продвинутый стажер — это тот, кому требуется месяц или больше для восстановления.
Ниже приведены стандарты классификации ProgrammingToWin Israel Narvaez. Они уменьшают жесткость определений Риппето. Они следующие:
Начинающий стажер : Спортсмен, которому не требуются определенные периоды акцента на определенных характеристиках производительности или разнообразие программ с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.
Стажер среднего уровня : Спортсмен, который не требует определенных периодов акцента на определенных атрибутах производительности, но ДЕЙСТВИТЕЛЬНО требует программного разнообразия с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.
Спортсмен продвинутого уровня : Спортсмену требуются как определенные периоды акцента на определенных атрибутах производительности, так и разнообразие программ с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.
Цель:
В этом обзоре будет предпринята попытка сравнить типы периодизации с тренировочными возрастами, чтобы определить, существует ли оптимальный тип периодизации для определенного тренировочного возраста.
Критерии выбора:
Для этого обзора были отобраны исследования, в которых сравнивались две или более программы тренировок с отягощениями, за исключением продвинутых спортсменов из-за отсутствия литературы, где по крайней мере две программы следовали обычно используемой (но другой) программе. Тип периодизации. Исследования также были выбраны на основе опыта силовых тренировок испытуемых до начала исследования. Кроме того, исследования также были выбраны на основе диапазона полнотекстового доступа Сиракузского университета, чтобы обеспечить соответствующий анализ. Таким образом, некоторые исследования, которые можно было бы использовать, не были использованы.
Начинающие стажеры:
Нелинейная и линейная
Ахмадизад:( 2014 ) у 32 мужчин с избыточным весом и малоподвижным образом жизни. Мужчины были случайным образом распределены либо в непериодизированные, линейно-периодизированные, либо в ежедневные волнообразные периодические тренировочные группы. Они тренировались 3 дня в неделю в течение 8 недель. Исследователи обнаружили, что жим лежа на 1ПМ значительно увеличился в группах без периодизации, линейной периодизации или ежедневной волнообразной периодизации (7%, 12% и 15%). Жим ногами с 1ПМ также значительно увеличился во всех группах (4%, 7% и 10%). Группа ежедневных волнообразных упражнений показала лучшее улучшение в жиме лежа с 1ПМ по сравнению с группой без периодизации и большее увеличение в жиме ногами с 1ПМ, чем в группах с линейной периодизацией и без периодизации.
Simão ( 2012 ) сравнили нелинейную и линейную периодизированную тренировку с отягощениями по мышечной силе и толщине мышц в 1ПМ с использованием ультразвукового метода у 30 нетренированных мужчин. До и после 12-недельного вмешательства исследователи тестировали жим лежа, тягу вниз, разгибание трицепса и сгибание рук на бицепс. Нелинейная программа менялась раз в две недели с 1 по 6 неделю и волнообразно ежедневно с 7 по 12 неделю. Линейная программа менялась каждые 4 недели. Исследователи обнаружили, что обе тренировочные группы продемонстрировали значительное увеличение 1ПМ во всех упражнениях (кроме жима лежа в линейной программе). Тем не менее, прирост силы в нелинейной группе был значительно выше, чем в линейной группе для жима лежа и подъема рук на бицепс.
Kok ( 2009 ) сравнили линейную и ежедневную волнообразную периодизацию изменения силы у 20 нетренированных женщин с соответствующей общей рабочей нагрузкой и относительной нагрузкой. До и после 9-недельного вмешательства исследователи измеряли 1ПМ в приседаниях со штангой на спине и в жиме лежа. Испытуемые тренировались 3 дня в неделю. Исследователи обнаружили, что как линейные, так и ежедневные волнообразные группы значительно улучшились в приседаниях на спине с 1ПМ (34,8% и 41,2%) и жиме лежа (21,8% и 28,3%) без существенных различий между группами. Наблюдалась тенденция к тому, что группа ежедневных волнистых движений демонстрировала превосходные результаты.
Apel ( 2011 ) сравнил влияние линейной и еженедельной волнообразной периодизации на прирост силы у 42 рекреационно активных мужчин в течение 12-недельного периода. До и после вмешательства исследователи измеряли приседания со штангой на спине и жим лежа со штангой 10 повторений. Субъекты тренировались 3 дня в неделю с 1-й по 2-ю недели и 4 дня в неделю с 3-й по 12-ю недели. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение силы, но линейная группа продемонстрировала значительно более значительные улучшения, чем группа еженедельной волнообразной периодизации.
Линейная и блоковая
Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у начинающих тренирующихся.
Нелинейная и блоковая
Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у начинающих тренирующихся.
Промежуточные стажеры:
Нелинейный против линейного
Franchini ( 2014 ) Сравнение. взрослые спортсмены-дзюдоисты мужского пола в течение 8-недельной тренировочной программы. До и после вмешательства исследователи измеряли 1ПМ в жиме лежа, приседаниях и упражнениях на тягу, а также максимальную изометрическую силу хвата руками. Линейные и волнообразные ежедневные группы увеличили тягу (12,2% против 10,5%), жим лежа (12,5% против 90,5%) и приседания с 1ПМ (5,2% против 8,2%) значительно, но существенных различий между группами не было.
Miranda ( 2011 ) сравнила влияние линейных и ежедневных волнообразных периодических тренировок с отягощениями на прирост силы у 20 мужчин, тренировавшихся с отягощениями. До и после вмешательства исследователи измеряли нагрузку 1ПМ и 8ПМ в жиме ногами и жиме лежа. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение нагрузки 1ПМ и 8ПМ в обоих упражнениях, и не наблюдалось существенной разницы между группами. Ежедневная волнообразная периодизированная тренировка с отягощениями показала незначительную тенденцию к большим улучшениям.
Prestes ( 2009 ) сравнили влияние линейных и ежедневных волнообразных периодических тренировок с отягощениями на максимальную силу у 40 мужчин с опытом тренировок с отягощениями более 1 года. До и после 12-недельного вмешательства исследователи измеряли жим лежа, жим ногами под углом 45 градусов и сгибание рук на 1ПМ. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение по всем показателям, но между группами не было существенной разницы. В группе ежедневной волнообразной периодизации наблюдалась тенденция к большему увеличению результатов в жиме лежа (18,2 против 25,0%), жиме ногами под углом 45 градусов (24,7% против 40,6%) и сгибании рук (14,2% против 23,5%). .
Линейная и блоковая
Bartolomei ( 2014 ) сравнили блочную и линейную периодизацию у 24 силовых и силовых спортсменов с опытом тренировок с отягощениями в течение 15-недельного периода. Испытуемые тренировались 4 раза в неделю. Программы тренировок включали одни и те же упражнения и одинаковый объем. Субъекты, выполняющие блок-периодизацию, продемонстрировали превосходное улучшение максимальной силы в жиме лежа, но не было различий между группами в отношении силы нижней части тела.
Non-Linear v. Block
Hartmann ( 2009 ) сравнил влияние периодизации силы и мощности в блочном стиле и ежедневной волнообразной периодизации на прирост силы в жиме лежа у студентов мужского пола, занимающихся спортом с отягощениями. опыт обучения. Испытуемые тренировались в течение 14 недель, 3 дня в неделю. Исследователи обнаружили, что хотя 1ПМ в жиме лежа увеличился в обеих группах, существенной разницы между группами не было. Они обнаружили, что группа периодизации с блоками увеличила 1ПМ в жиме лежа на 14,6 ± 11,0%, в то время как группа с ежедневными волнообразными движениями увеличила на 90,9 ± 4,5%.
Продвинутые тренирующиеся:
Нелинейная и линейная
Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у продвинутых тренирующихся.
Линейная и блоковая
Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у продвинутых тренирующихся.
Non-Linear v. Block
Painter ( 2012 ) сравнил блочные и ежедневные волнообразные периодические тренировки с отягощениями у 31 легкоатлета Дивизиона I в течение 10-недельного тренировочного периода. Исследователи не обнаружили существенных различий между группами, но была тенденция в пользу блочных тренировок для увеличения силы.
Брейл ( 2010 ) сравнил влияние блочной периодизации и смешанной (волнообразной) периодизации на элитных горнолыжников. VO2 Max и пиковая выходная мощность оценивались до и после исследования. Группа смешанного подхода была отделена от контрольной. Группа смешанного подхода тренировалась с обычным смешанным подходом, состоящим из силовых и выносливых тренировок, в то время как группа блока выполняла только 4×4-минутные сеансы HIIT (15 за 11 дней). Исследователи обнаружили, что группа с блочной периодизацией значительно улучшила VO2 Max на 6 ± 2,1% и пиковую выходную мощность на 5,5 ± 0,7%, в то время как в контрольной (волнообразной) группе изменений не произошло.*
*Следует отметить, что это исследование было проведено на анаэробных, сердечно-сосудистых спортсменах, а не на силовых спортсменах. Но это единственное исследование такого рода в мире, и оно заслуживает внимания.
Краткое изложение результатов:
Литература практически отсутствует с точки зрения целенаправленного сравнения типов периодизации как континуума. Тем не менее, исследования, по-видимому, указывают на небольшую тенденцию к лучшему увеличению силы при линейной периодизации для новичков и при нелинейной периодизации для среднего уровня. Хотя известно только одно исследование с использованием элитных спортсменов и блочной периодизации, оно, по-видимому, показывает благоприятные результаты блочной периодизации по сравнению с волнообразной моделью у элитных спортсменов.
Обсуждение:
Для каждого типа стажеров необходимо решить множество вопросов. Каждое исследование, кажется, предоставляет информацию, которая может привести к определенному выводу, но затем другое дает противоречивую информацию.
Начиная с новичков, исследования, кажется, подтверждают то, что уже известно большинству хорошо образованных тренеров и спортсменов: новичок может добиться заметных результатов, используя любую программу, при условии, что объем равен объему. Напрашивается вопрос: «Если все программы работают, то какие использовать?» Опять же, этот ответ очевиден для тех, кто знаком с наукой о физических упражнениях: новичку не нужно периодически тренироваться, чтобы увидеть результаты. Подъемник-новичок обладает необычайной способностью развивать все атрибуты подъема сразу. Однако по мере того, как новичок приближается к промежуточной стадии, эта реакция ослабевает. И по мере того, как ответ уменьшается, периодизация может стать уместной. Я полагаю, что именно здесь вступает в действие исследование Апеля и его коллег. Хотя этих мужчин нельзя считать настоящими «новичками», можно утверждать, что они, возможно, достигли точки в обучении, когда их реакция на обучение начинает уменьшаться. Зачем вводить периодизацию, если они еще новичок? Подготовка. Линейная модель, используемая в этой программе, давала равный прирост силы по сравнению с DUP до 8-й недели, затем проблемы с восстановлением в виде DOMS начали наносить ущерб группе DUP. Почему? Потому что они не были по-настоящему готовы к тяжелой нагрузке. Это говорит о том, что, возможно, новичкам было бы полезно сначала выполнить некоторую форму традиционной линейной периодизации, чтобы подготовить свое тело к тяжелым нагрузкам, когда они выходят из фазы новичка. Возможно, это может даже потребовать новой классификации лифтеров (может быть, продвинутого новичка?). Потребуются дальнейшие исследования, чтобы увидеть, есть ли какая-либо польза от включения начинающего новичка в программу с традиционной периодизацией.
Исследования промежуточного звена стали немного яснее. Как настоящий промежуточный вариант, нелинейная периодизация, по-видимому, дает наилучшие результаты. Хотя некоторые исследования были незначительными, в то время как другие были незначительными, тенденция определенно благоприятствует этой модели. Что касается модели, то ежедневная волнообразная периодизация кажется наиболее изученным нелинейным типом периодизации, и поэтому, вероятно, будет лучшим выбором для внедрения в ваши собственные тренировки. Интересно, что в единственном исследовании «блок против нелинейного», проведенном среди спортсменов среднего уровня, было показано, что блок лучше, а результаты статистически значимы. Ответ здесь приходит с проблемой определения тренировочного возраста. Хотя испытуемые на бумаге выглядят как атлеты среднего уровня, если судить только по уровню силы, они вполне могли быть более продвинутыми, судя по их способности к восстановлению. Хотя это маловероятно, это наводит на мысль о том, что действительное определение тренировочного возраста требует дальнейшего изучения, если мы хотим когда-либо решить, существует ли действительно подходящий тип для каждого возраста.
Продвинутого спортсмена судить труднее всего. Найти исследования продвинутых спортсменов оказалось довольно сложно, и это правильно. Конечно, продвинутых спортсменов не всегда можно привлечь к учебе. Это может мешать их тренировкам, это может не нравиться их тренерам и т. д. и т. д. Два упомянутых исследования, по-видимому, показывают благоприятный ответ на блочную периодизацию, однако, как указывалось ранее, блочная периодизация также хорошо работала на промежуточных уровнях в одном исследовании. Эта тенденция, по-видимому, показывает, что блочная периодизация может быть подходящим способом по мере продвижения нашего тренировочного возраста. И это правильно, поскольку нам требуется гораздо больше времени, чтобы адаптироваться к данному событию перегрузки, как продвинутому тренирующемуся.
В целом, литература расплывчата, и, насколько мне известно, ничего не было сделано для формального изучения долгосрочного планирования карьеры спортсмена в силовых тренировках.
Возможное применение и обсуждение ограничений:
Новичок-> Промежуточный-> Усовершенствованный
*Сложная параллельная периодизация *Линейная периодизация *Нелинейная (DUP) *Периоризация блока
. Я предлагаю, чтобы продвинутый новичок начал использовать линейную периодизацию после окончания того времени, когда они могут получить свои «прибыли для новичков». Хотя это можно считать сбором вишен, я считаю, что статистически значимые данные исследования Апеля могут быть верны и лучше подготовить новичков к более сложным формам периодизации. Также, как видите, первые три формы тренировок гораздо ближе друг к другу, чем блочная периодизация. Это связано с тем, что потребуется много тяжелой работы и тренировок, чтобы достичь точки продвижения, когда периодизация блоков может стать подходящей. Хотя исследование Хартмана действительно показало, что блок дает несколько лучшие результаты в промежуточных упражнениях, оно было статистически незначимым по сравнению с результатами других рассмотренных исследований.
Наконец, я хочу обратить внимание на несколько ограничений «реального мира» этой идеи. Как отметили Грег Наколс и доктор Майкл Израетель в своей замечательной серии «Есть только один тип периодизации», у вас никогда не будет «чистой» волнообразной программы. Если бы это было так, вы бы никогда не смогли увеличить общий объем программы. Повторения и подходы будут меняться изо дня в день, но вы никогда не добьетесь увеличения объема нагрузки. Вам понадобится элемент линейного прогресса. То же самое можно сказать и о сопряженных или блочных методах. Если бы вы использовали чисто блочный метод, вы бы изменили упражнения, чтобы отразить цель каждого блока, но опять же нет возможности добавить к общей объемной нагрузке. Вы могли бы, конечно, иметь чисто линейную модель. Это вполне возможно, потому что вы все еще можете продвигаться по курсу программы. Тем не менее, это будет очень повторяющимся и скучным… не говоря уже о том, что ваша громкость и интенсивность, вероятно, выйдут из-под контроля (если вы, конечно, не новичок… что приводит меня к…)
Итак, что это означает для приведенного выше континуума? Вместо того, чтобы использовать чистые формы любого типа периодизации, возможно, нам следует подумать о том, чтобы подчеркнуть тип периодизации в заданных точках, т. Е. Продолжать использовать составные движения, распространенные в программах для начинающих, по мере того, как вы вводите периодизацию и сохраняете ее чисто линейной. Почему? Потому что кто-то ближе к их начинающим годам может справиться с большим объемом и интенсивностью за меньшее время из-за их способности преодолевать перегрузку и восстанавливаться. Затем, по мере того, как они продвигаются дальше к своей промежуточной стадии, вводите волнистость, чтобы помочь добиться дальнейших успехов и создать лучшую адаптацию, особенно для спортсмена, специализирующегося на конкретном виде спорта. Блоки также могут быть введены здесь, но они могут не понадобиться для достижения необходимого прогресса. Опять же, потому что, чем ближе вы к началу, тем меньше у вас времени на восстановление после перегрузки (прогрессивной перегрузки).
В целом, кажется, существует логическое развитие типов периодизации, которое подтверждает исследование. Конечно, как и в случае с любой теорией, ее необходимо проверить в ходе дальнейшего изучения, а это, к сожалению, трудная задача. Чтобы подтвердить нечто подобное, потребуются годы наблюдения и вмешательства с несколькими субъектами. Таким образом, я призываю вас попробовать это на своих тренировках и посмотреть, каковы результаты для вас (или других спортсменов, с которыми вы работаете).
Спасибо за внимание,
Джо Станек, стажер TSA 2015
@Joe_Stanek, YouTube
Брайс Льюис
Стадии развития: этап развития в раннем детстве
Стадии развития человека — сложный вопрос. Многие факторы, такие как генетические и социальные, влияют на этапы развития человека. При изучении человеческого или нечеловеческого развития, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии исследователи руководствуются научно разработанной концепцией, называемой возрастной периодизацией. Личностное развитие, или онтогенез, происходит во все периоды жизни, от рождения до смерти. Факторы, влияющие на индивидуальный онтогенез, делятся на наследственные и средовые. Степень генетического влияния неодинакова на разных стадиях роста и развития.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы предоставим индивидуальную Психология развития бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой был выбран этап детского развития. Анализируемая статья затрагивает тему разработки приборных откосов для оценки уровня развития детей раннего возраста (Gunarth et al., 2020). В данной работе представлен обширный взгляд на этап развития раннего детства, позволяющий лучше понять процесс развития ребенка. В статье представлены многие уникальные факторы, касающиеся этого этапа развития. Стадия длится от года до трех лет. Ведущей в этот период является манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает множество предметов вокруг и стремится исследовать их как можно быстрее, пробуя на вкус, ломая, осязая и совершая другие виды непосредственного контакта. На этом этапе дети узнают свои имена и делают первые попытки вступить в разговор со взрослыми.
Особенности этапа раннего детства следующие: понимание названий и назначения предметов, овладение правильным обращением с тем или иным предметом, понимание правил. К упомянутым факторам также относится развитие концепции «Я», или, другими словами, процесс самореализации и формирование самооценки (Gunarth et al., 2020). Предоставленная информация необходима для понимания процесса развития человека. Формирование различных навыков и моделей поведения на этом этапе способствует лучшему пониманию будущего развития личности.
Развитие нечеловеческих видов также оценивается на основе возрастной периодизации. Стадию развития котят можно сравнить с стадией раннего детства человека (Bennett et al., 1980). Считается, что эта стадия длится от рождения до одного года (Bennett et al., 1980). Кошки также приспосабливаются к окружающим объектам и людям через физический контакт. Этот период характеризуется замечательной способностью приобретать новые навыки и приспосабливаться к определенным объектам или действиям. Домашние кошки были выбраны для сравнения, потому что процесс развития аналогичен детскому, учитывая сходные условия. Однако на этой стадии развития между людьми и нечеловеческими видами возникают значительные различия. Перцептивная психика является характерной чертой детей на этой стадии развития (Gunarth et al., 2020). Это понятие также можно найти у нечеловеческих видов, но на более поздних стадиях. Перцептивная психика позволяет людям анализировать полученный опыт и переформировывать его в мыслеобразующую идентичность.
Согласно проанализированной информации курса, личность представляет собой совокупность генетических и социальных воздействий, формируемых опытом человека, полученным на разных стадиях развития. Такие факторы, как социальная психология, нейробиология и обучение, влияют на процесс формирования личности человека. Окружающие условия и общество воздействуют на психологическое становление детей, формирующих личность, через родителей, друзей, учителей. Нейробиологические факторы обеспечивают ту комбинацию генов, которая потенциально может быть реализована. Обучение является жизненно важным для любого процесса стадии развития. На основе способностей к обучению человек формирует свое отношение к различным событиям и становится более состоявшейся личностью. В результате совокупность названных факторов обеспечивает стабильное развитие личности.
Беннетт Т., Кросс Х. и Гайо Г. (1980). Влияние социальной изоляции на поведение молодых домашних кошек. Психобиология развития, 13 (3), 317–329. Веб.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Начнем
322 специалисты онлайн
, Сардиман, Картоги, В.