Возрастные периоды по выготскому: Высшее образование БГПУ

Периодизация л.С. Выготского

Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются воз­растными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, кото­рых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и об­учающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» специфическое для каждого возраста от­ношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале воз­растного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразова­ние

, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик­лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные сто­роны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начи­нается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более слож­ные. В ран­нем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь из­менений качественных, превращений одной формы в другую. Ре­бенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от­лична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче­зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризис­ные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психоло­гов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бес­кризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в раз­витии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школь­ный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Возрастная периодизация Л.Н. Выготского — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Возрастная периодизация Л.Н. Выготского.

Выполнила Студентка Группы ДФОп 1501
Скидан Екатерина
Законы детского развития по Выготскому.
1) Цикличность развития (периоды подъёма интенсивного
развития, сменяются периодами замедления, затухания).
2) Неравномерность развития — разные стороны личности
(психические функции) развиваются неравномерно.
Дифференциация функций начинается с раннего возраста
(выделяются и развиваются сначала основные, а потом
более сложные).
3) Метаморфозы в детском развитии ( развитие не сводится к
количественным изменениям, это цепь превращений одной
формы в другую).
4) Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
ребёнка.

3. Основные понятия теории Выготского.

Выготский рассматривает развитие, прежде всего как
возникновение нового.
Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т.е. качествами или
свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
Источником развития, по Выготскому, является социальная
среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным
окружением, воспитывающим и обучающим его,
определяет возникновение возрастных новообразований.
Выготский вводит понятие «социальная ситуация
развития» — специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной средой. Среда
становится совершенно иной, когда ребенок переходит от
одной возрастной стадии к следующей.
Динамика возрастного развития.
Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития. Для
стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких
сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую
часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные
новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются
устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет.
Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны,
между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными
возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и
сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые
другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического
развития.
Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги
— переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в
нем три этапа:
• предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;
• критический — идет поиск новых форм поведения;
• посткритический — отработка усвоенных форм поведения.
Критический период может быть просто переходным при
соответствующей ситуации развития и изменении отношений со
взрослыми.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и
подростковый период.
Периоды детского развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид:
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный
кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды,
переход из утробной среды во внешнюю среду.
2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь
негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны
с позитивным приобретениями, которые делает ребенок,
становясь на ноги и овладевая речью.
4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или
упрямства. В этот период, ограниченный коротким
промежутком времени, личность ребенка претерпевает
резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет
строптивость, упрямство, негативизм, капризность,
своеволие. Позитивное значение: возникают новые
характерные черты личности ребенка.
Периоды детского развития (продолжение).
5) Дошкольный возраст (3-7 лет).
6) Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов.
Негативные стороны: нарушение психического равновесия,
неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны:
возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его
отношение к другим детям.
7) Школьный возраст (8-12лет).
8) Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания:
падение успеваемости, снижение работоспособности,
дисгармоничность во внутреннем строении личности,
свертывание и отмирание прежде установившейся системы
интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это
вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от
наглядности к пониманию. Переход к высшей форме
интеллектуальной деятельности сопровождается временным
снижением работоспособности.
9) Пубертатный возраст (14-18 лет).
10) Кризис 17 лет
Возрастная периодизация Л.С. Выготского в таблице (кратко).

English     Русский Правила

Теория Выготского

Что такое Теория Выготского?

Теория Льва Выготского подчеркивает роль культуры в развитии у ребенка когнитивных способностей , таких как мышление и общение. Согласно теории Выготского, в обществе взрослые способствуют когнитивному развитию детей, вовлекая их в значимых и сложных видов деятельности.

Выготский был ключевой фигурой в советской психологии, изучая детей и разрабатывая собственные теории о том, как происходит обучение. Он считал, что обучение происходит на трех различных стадиях: когнитивной, двигательной и социокультурной. Когнитивное обучение включает в себя размышления о концепциях и идеях; моторное обучение предполагает действия; а социокультурное обучение предполагает взаимодействие с другими людьми.

Теория Выготского предполагает, что каждый этап основывается на предыдущих, и он считал, что взрослые учатся, наблюдая за детьми. Он также считал, что дети учатся через игру, и что игра является формой социокультурного обучения. Его работы стали неотъемлемой частью современной психологии.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Выготский привел пример мальчика, играющего в кубики. Когда мальчик играет с кубиками, он учится манипулировать объектами, а затем использует эти навыки для создания конструкций. Продолжая играть, он начинает понимать концепцию гравитации и в конечном итоге развивает способность читать книги.

История теории Выготского

Лев Семенович Выготский (1896-1919) 34) утверждал, что культура оказывает существенное влияние на умственные способности ребенка. Выдающиеся психологи, Gesell и Piaget считали, что когнитивное развитие и психологические функции происходят непосредственно от ребенка. Хотя Лев Выготский признавал активную роль внутреннего развития, он считал, что концепции, письма и устная речь, возникающие в результате культурного развития, вызывают высший уровень умственных способностей   и психологические функции. Он предположил, что социальные взаимодействия ребенка с более образованными сверстниками и взрослыми могут поддерживать потенциальное развитие умственных функций ребенка. Он считал, что в отсутствие межличностных инструкций психологические функции ребенка могут не показать большого прогресса, поскольку их психические процессы будут основываться исключительно на их открытиях .

Выготский принципиально использовал свои идеи для объяснения развития детей. Его теории основывались на наблюдениях за детьми в России в XIX в.20-х и 1930-х годов. Однако они актуальны и сегодня. Дети начинают жизнь как чистый лист, и они учатся через наблюдение и подражание. Позже они начинают создавать свои собственные мысли и мнения и продолжают расти в социальном плане до совершеннолетия. Согласно его теории, ребенок учится, наблюдая за взрослыми и подражая им. Когда ребенок видит, что кто-то что-то делает, он пытается подражать этому поведению. По мере того, как ребенок продолжает наблюдать и подражать, он или она начинает понимать концепцию поведения.

Этот процесс имитации и наблюдения называется интернализацией. Интернализация позволяет нам передавать знания от одного человека к другому. Например, если вы учите кого-то играть в теннис, вы можете ожидать, что он или она со временем станет игроком в теннис. Выготский также считал, что то, как мы общаемся с другими, влияет на то, как мы учимся. По его словам, мы учимся, разговаривая с другими и слушая, что они говорят. Затем мы пытаемся применить то, чему мы научились, в подобных ситуациях в будущем.

Помимо изучения детей, Выготский большую часть своей карьеры посвятил работе с учителями. Его цель состояла в том, чтобы разработать способы, с помощью которых учителя могли бы улучшить способности учащихся к обучению. Одна из его идей заключалась в том, что методы обучения должны быть адаптированы к каждому ученику. Его теории повлияли на образовательную практику во всем мире. Однако его идеи также подвергались критике. Некоторые утверждают, что акцент Выготского на взаимодействии между учителем и учеником слишком упрощен. Другие считают, что его внимание к внешним факторам, а не к внутренним, ошибочно.

Независимо от того, согласны ли вы с его теориями, влияние Выготского нельзя отрицать. Его идеи продолжают формировать образование сегодня.

Лев Выготский

Что такое зона ближайшего развития Выготского?

Зона ближайшего развития (ЗБР) — наиболее известная концепция психического развития, предложенная Л. С. Выготский. Согласно этой теории, ZPD указывает на широкий спектр когнитивных процессов, которые ребенок демонстрирует под наблюдением эксперта, но не может выполнять самостоятельно.

Каковы стадии ZPD?

Учащийся может относиться к одной из трех различных категорий умственных функций в зависимости от набора навыков. Для успешных психологических функций и обучения эксперт должен знать конкретное состояние психических функций обучаемого.

Задания, которые учащийся не может выполнить в присутствии помощника

За пределами ZPD учащегося , это задачи, которые учащийся выполняет в настоящее время , а не позволяют завершить его даже в присутствии эксперта. Согласно теории развития Л. С. Выготского, здесь специалист может снижать уровень сложности и искать более подходящие задания в соответствии с умственным развитием и уровнем навыков обучаемого.

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в присутствии Помощника

Учащийся почти овладевает набором навыков, необходимых для выполнения задания, тем не менее, ему все еще требуется наблюдение эксперта. Л. С. Выготский считает, что здесь эксперт может применять различные приемы, позволяющие обучаемому лучше понять навыки и понятия, необходимые для выполнения задания без помощи .

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в отсутствие Помощь

Учащийся овладел набором навыков, необходимых для самостоятельного выполнения задания. Помощь специалиста не требуется. По мнению Л. С. Выготского, после достижения этого этапа эксперт может повысить индивидуальный уровень сложности задания, чтобы найти следующий ЗПД ребенка.

Выготская зона ближайшего развития

Что такое строительные леса?

Согласно Л.С. Выготского, когда учащийся находится в своей ЗПД , эксперт окажет соответствующую помощь учащемуся, чтобы помочь ему выполнить новый навык или задачу. Согласно теории строительных лесов, ресурсы, инструменты, инструкции и действия, которые используются для поддержки процесса обучения, называются лесами .

Строительные леса относятся к структуре, созданной другими учащимися при изучении навыка. Когда кто-то изучает новый навык, он обычно выполняет ряд шагов, чтобы овладеть им. Эти шаги называются «каркасами», и они обеспечивают основу, на которой учащийся строит свои навыки.

При обучении студентов учителя обычно создают подмости, чтобы направлять их на каждом уроке. Леса помогают учащимся понять концепции и запомнить детали, а также позволяют учителям сосредоточиться на конкретных областях обучения, а не на каждой отдельной теме.

Ниже приведены примеры строительных лесов , которые могут использовать инструкторы:

  1. Спрашивать учащегося о любых других способах решения проблемы, спрашивать его, что нужно делать дальше, и спрашивать о его психологических процессах!
  2. Моделирование выполнения аналогичной задачи или решение аналогичной проблемы;
  3. Объединение учащихся в группы для обсуждения новой темы перед ее изучением;
  4. Использование визуальных ресурсов, позволяющих учащимся осмыслить задачу перед ее выполнением;
  5. Просьба к учащимся использовать прошлые знания для лучшего понимания более сложных предметных областей;
  6. Согласно теориям психологического развития, использование метакогнитивных веб-инструментов, таких как самоисправление и самооценка материала, чтобы помочь учащимся понять концепции;

В конце концов, учащийся может выполнить все задание после удаления строительных лесов.

Хотя леса чаще всего связывают с Л. С. Выготским ЗПД , это не было концепцией, первоначально предложенной советским психологом. Этот термин был введен другими исследователями человеческого развития и психических функций, входившими в круг Выготского. Они расширили на L.S. Выготский оригинальных теорий развития человека.

Каковы потенциальные проблемы использования строительных лесов в классе?

Строительные леса Теория может быть очень полезна для обучения учащихся новому навыку или концепции умственного развития. Однако, если учитель не знает об уникальном ZPD каждого ученика, применение теории лесов может быть не очень эффективным.

Хотя строительные леса полезны как для учителей, так и для учащихся, их эффективное внедрение может быть затруднено. Учителя, которые пытаются заставить учащихся запоминать факты и процедуры, рискуют воспитать зубрежку, лишенную креативности и критического мышления. В то же время, учителя, которые недостаточно подготовлены, рискуют вообще ничему не научить студентов.

Чтобы не попасть ни в одну из ловушек, учителя должны найти баланс между тем, чтобы дать учащимся достаточно опоры и позволить им найти творческие решения проблем. К счастью, есть несколько способов достичь этого баланса. Например, учителя могут давать учащимся практические упражнения, которые требуют от них творческого решения проблем. Они также могут задавать вопросы, требующие от учащихся объяснения своих рассуждений. Наконец, они могут моделировать эффективные методы решения проблем, а затем давать учащимся возможность применять их самостоятельно.

Помимо помощи учителям в построении более тесных отношений со своими учениками, строительные леса помогают учащимся стать независимыми мыслителями. Поскольку строительные леса обеспечивают основу для обучения, учащиеся могут изучать темы на своих собственных условиях. Это позволяет им обрести уверенность в своих силах и побуждает искать дополнительные ресурсы в случае необходимости.

Ниже перечислены некоторые трудности, с которыми могут столкнуться учителя при использовании строительных лесов в классе.

  • Требуется больше времени и/или ресурсов, чтобы понять уровень когнитивных навыков и уровень успеваемости каждого учащегося;
  • Может быть сложно понять постоянно меняющийся уровень способностей и умственное развитие каждого ученика в классе, где слишком много учеников;
  • В соответствии с теорией социального развития, некоторым учителям может быть трудно понять фундаментальную роль умственных концепций, таких как техника строительных лесов, в развитии ребенка;
  • Согласно теориям психологического развития, поддерживать достаточную когнитивную гибкость для выполнения техники строительных лесов может быть трудной задачей;
  • Согласно теориям психологии развития, учителя должны быть очень организованными, чтобы применять технику строительных лесов в своем обучении.

Развитие языка и мышления

Социокультурная теория развития языка и мышления Льва Выготского утверждает, что социальное взаимодействие играет решающую роль в интеллектуальном развитии. По мнению Выготского, психические функции не являются врожденными, а формируются и находятся под влиянием социальных и культурных контекстов. Роль языка особенно важна, так как он служит инструментом мышления и общения.

По Выготскому, язык не просто средство выражения существующих мыслей, но необходим для формирования познавательных процессов. Выготский утверждает, что язык и мышление неразрывно связаны друг с другом, и каждый из них влияет на другой и формирует его.

Теория Выготского подчеркивает, что интеллектуальное развитие представляет собой социальный процесс, который происходит посредством взаимодействия с другими людьми. Благодаря этому взаимодействию люди участвуют во внешней речи, которая позволяет им организовывать свои мысли и регулировать свое поведение.

Кроме того, Выготский утверждает, что интеллектуальная адаптация происходит, когда люди переходят с текущего уровня развития на более высокий уровень. Переходы между этими уровнями облегчаются за счет социальных взаимодействий с людьми, которые обладают большей степенью знаний и опыта.

В целом, социокультурная теория языка и развития мышления Выготского подчеркивает важность социального взаимодействия в когнитивном развитии, подчеркивая, что отношения, которые формируются между людьми, и культурный и социальный контексты, в которых они существуют, являются фундаментальными детерминантами интеллектуального роста.

Когнитивное развитие Выготского

Что такое частная речь?

Согласно психологии эмоций и социальной речи, люди разговаривают сами с собой внутренне. В большинстве случаев они разговаривают сами с собой, когда борются с чем-то неправильным, когда испытывают эмоции или пытаются что-то вспомнить. То же самое и с процессом развития у детей. Это было истолковано Пиаже как эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь возникает из-за неспособности ребенка воспринимать вещи с точки зрения другого человека. Но специалист по возрастной психологии Выготский считал, что в эгоцентрической речи дети разговаривают сами с собой, чтобы прояснить мысли или продемонстрировать навыки решения проблем. Согласно теории социального развития, когда дети учатся использовать слова во время размышлений, они, как правило, делают это громким голосом, прежде чем, наконец, приступить к внутренней речи или частной речи с закрытыми губами.

Мышление громким голосом, наконец, становится мыслью наряду с внутренней речью, и люди начинают говорить сами с собой только при попытке что-то вспомнить или чему-то научиться. Выготский считает, что внутренняя речь людей противоположна речи внешней. Внутренняя речь не так детализирована, как внешняя речь, которую человек использует для общения с другими.

Выготский Развитие ребенка

Пиаже против Выготского по когнитивному развитию

Согласно теории когнитивного развития Пиаже , когда учителя берут под свой контроль процесс обучения детей, это ставит индивидуальное развитие детей в пассивное положение. Согласно психологии развития, учителя могут объяснять абстрактные идеи без фактического понимания уровня развития ребенка, и вместо этого дети просто повторяют то, что слышат. Согласно теории когнитивного развития Piaget , детям должны быть предоставлены возможности для психологического развития и изучения концепций самостоятельного обучения.

С другой стороны, согласно Когнитивной Теории Выготского, дети могут достичь более высокого уровня когнитивного развития в овладении языком даже в отсутствие учений, которым обучают более образованные люди. Обе теории психологов развития, Пиаже и Выготский, вносят значительный вклад в понимание людьми того, как дети учатся и выполняют когнитивные функции.

Выготский и Пиаже

Связь между обучением и социальным взаимодействием

Согласно теории развития Выготского, социальное взаимодействие между учащимся и кем-то более знающим является обязательным условием успешного социального обучения и социального развития. Более осведомленным человеком может быть взрослый или более осведомленный сверстник. Согласно теории умственных способностей Льва Выготского , когда дети изучают новую концепцию, крайне важно иметь взрослого в качестве инструктора. Однако, если некоторые учащиеся понимают тему, в то время как другие учащиеся все еще находятся в своих ZPD , взаимодействие со сверстниками может создать наиболее эффективную среду когнитивной осведомленности для психологического развития учащихся, их когнитивных функций и процесса обучения.

Теория развития и концепция зон ближайшего развития Льва Выготского считаются его наиболее важным вкладом в формальное образование. Это полезная концепция, поскольку учителя могут использовать ее для оценки прогресса ребенка в развитии. Эффективный учитель распознает 9 качеств ребенка.0005 ZPD и помогает ребенку вытянуться за его пределы. После этого учитель постепенно прекращает поддержку, когда ребенок может выполнить задание путем самостоятельного обучения. Техника Scaffolding может рассматриваться как временная опора, которую учителя или родители могут использовать, чтобы помочь ребенку выполнить задание.

Что такое теория когнитивного развития Льва Выготского?

Воспитание

от Команда Страшная Мамочка

Обновлено:

Первоначально опубликовано:

Atikah Akhtar/Unsplash

Как родители, мы, естественно, беспокоимся о наших детях. Мамы детей, живущих в пещерах, вероятно, переживали из-за того, что на их малышей случайно не наступит шерстистый мамонт (или что-то в этом роде, основанное на научных данных, а не на Флинтстоуны ). Это имеет смысл и коренится в наших инстинктах делать все, что нам нужно, чтобы убедиться, что наш ребенок выживет. Но в какой-то момент это перешло от беспокойства об их непосредственной безопасности к беспокойству о том, достигают ли они всех вех своего развития «вовремя». И во всем этом завязана теория Выготского.

Прежде чем мы двинемся дальше, напоминаем: все дети развиваются в своем собственном темпе! Сравнение успехов вашего собственного ребенка с прогрессом его сверстников — что, к сожалению, социальные сети делают слишком легко — не поможет. Но откуда мы вообще берем представления о том, что представляет собой «нормальное» развитие? Многое из этого вытекает из различных теорий когнитивного развития, в том числе из теории Льва Выготского.

Вот что нужно знать об этой влиятельной теории.

Что такое теория когнитивного развития Выготского?

Родившийся в Российской империи в 1896 году, Лев Выготский был психологом и теоретиком, написавшим шесть книг за одно десятилетие, прежде чем умереть от туберкулеза в возрасте 37 лет. В западных странах до 1970-х годов она считалась одной из основополагающих концепций психологии развития.

Для Выготского познавательное и социальное развитие неразрывно связаны. В частности, он считал, что то, как развиваются детский мозг и мыслительные процессы, связано с их социальным взаимодействием, и эта идея также известна как социокультурная теория. Основываясь на этой идее, он предполагает, что культура играет важную роль в формировании и развитии определенных способностей, таких как обучение, память, внимание и решение проблем. Выготский объясняет, что культурно-специфические инструменты (прежде всего, стили обучения) также влияют на то, как дети думают об окружающем мире.

Каковы ключевые понятия теории Выготского?

Двумя основными компонентами теории когнитивного развития Выготского являются Зона ближайшего развития (ZPD) и строительные леса:

Зона ближайшего развития

Согласно Выготскому, у каждого человека есть две стадии развития навыков: что они собой представляют способны достичь сами, и что они могут сделать с помощью опытного наставника или учителя. Концепция зоны ближайшего развития Выготского — также известная как зона потенциального развития (в любом случае ЗБР работает) — основана на идее о том, что при обучении ребенка новым навыкам он лучше всего учится в ситуациях, в которых он может почти выполняют задачу самостоятельно, но не совсем там. Вот тут-то и приходит на помощь учитель, родитель или кто-то еще, которые постепенно предлагают меньше помощи, пока ребенок не справится с задачей самостоятельно.

Строительные леса

Выготский называл методы обучения, которые помогают ребенку освоить новый навык, «строительными лесами». Согласно Merriam-Webster, строительные леса определяются как «система или структура поддержки, предоставляемая инструктором, чтобы помочь ученику перейти на следующий уровень обучения». Они могут применяться в различных академических предметах, таких как математика, естественные науки и язык, а также в ситуациях, связанных с развитием моторных навыков, таких как спорт. Примеры использования строительных лесов включают случаи, когда учителя или родители:

  • Работайте один на один со студентами
  • Используйте наглядные пособия
  • Приведите примеры
  • Предложите подсказки
  • Используйте модели

В конечном счете, это один из основных выводов социокультурной теории Выготского. познавательного развития заключается в том, что в его С другой стороны, дети могут многому научиться, только открывая для себя что-то самостоятельно. Чтобы они действительно прогрессировали, им необходимо работать с учителями или наставниками, которые могут помочь им в их стремлении к знаниям и новым навыкам.

Кто такой Жан Пиаже?

Если вы слышали о теории когнитивного развития Льва Выготского, важно также знать, кто такой Жан Пиаже. Думайте о Пиаже как об одном из крестных отцов когнитивного развития. Он был швейцарским психологом и генетическим эпистемологом. Он изучал, как дети развивались интеллектуально в первые годы жизни. Его работа была большим вкладом в мир развития и образования детей.

Он наиболее известен созданием четырех стадий когнитивного развития, которые включают сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию. Однако его критиковали за то, что он не использовал в своих исследованиях разные группы детей. Некоторые даже пришли к выводу, что он недооценил интеллект детей.

Лев Выготский цитирует

Не могу нарадоваться Выготскому? Если вы цените его учения и хотите узнать больше, послушайте самого человека и ознакомьтесь с приведенными ниже цитатами.

Добавить комментарий