58.Общая характеристика физических качеств человека
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. Быстрота — специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями.
Сила. Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах. Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов — величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от внутренних — функционального состояния мышц и психического состояния человека. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая — прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
Метод контроля — это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса.
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ.
Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся — подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.
Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным, как это уже было показано раньше. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что учитель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы — тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест — это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения. Однако при использовании тестов также возникает ряд проблем, о которых мы поговорим в одном из следующих разделов.
Номинации-характеристики внешнего облика и личностных качеств человека в нижегородских говорах
Аннотация. В статье представлен анализ лексики говоров Нижегородской области, характеризующей человека по внешнему облику и личностным качествам. Целью работы является выявление признаков, служащих основой для номинации особенностей образа человека в сознании носителей говора.
Ключевые слова: диалект, тематическая группа, человек, семантика, система ценностей, гендер.
Образ человека является центральным в языковой картине мира. Изучение тематической группы «Человек» интересно тем, что в нее входят слова, характеризующие самого человека, его черты характера, поведения, языковую личность диалектоносителя. Эта группа привлекает к себе активное внимание исследователей различных говоров – тульских, воронежских, ярославских, сибирских, приамурских и др. [2, 4, 8]. В нашей статье материалом для анализа послужили нижегородские говоры.
Анализ диалектных номинаций человека, характеризующих его внешний облик и личностные качества, показывает, что народное сознание характеризуется гендерностью. Гендерность проявляется в том, что, по мнению носителей говоров, для мужчин и женщин оказываются важными и ценными разные «наборы» качеств, характеристик. Например, в нашем материале встречается значительно больше номинаций с семантикой, характеризующей различные особенности внешности, относящихся к женщине. Такой факт, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что в народном сознании внешняя привлекательность необходима прежде всего женщинам. Так, невесте, как правило, желательно быть красивой. У мужчины же такой задачи нет: это не главное качество, которое ценится у жениха: Когда Клаву венчали, а у них мАлой (жених) благий (некрасивый) был, бабы промеж сея говорили: Кака невеста хорОша, а жених благий. «ХорОша невеста?» – спрашивают. Все критят: «Хороша!» Хоть бы и благая была, все равно критят: «Хороша!»; Невеста была у меня богатой (красивая, нарядная).
В нижегородских говорах внешний вид, привлекательность прежде всего связываются с опрятностью человека. Нами зафиксирован целый ряд синонимичных слов со значением «неопрятная, неряшливая женщина»: беспелюха, варнычка, грязновка, грязнуха, мазуля, микешка-неуряха, одяжка, окуля, ютёля, чубарда, чупаха, амёха, варака: Вот так и беспелюха ты, Анна; Сладу с ней нет, така амёха, варака; Эх, в этом доме и хозяйка варака! Ну и варака же ты-опять испачкалась!
Интересно, что такое качество, как неряшливость, отмечается и у мужчин, но в единичных примерах. Для обозначения мужчины-неряхи используются слова замухрастик, варнык, вахлак (вахлюх). Употребляли их чаще всего для того, чтобы юноша обратил внимание на свой внешний вид: Экой варнык! Чай оделся бы получче! Что я с тобой, с вахлаком, калякать-то буду; Вон какие теперь вахлаки, смотреть тошно; Да вон свого вахлака стричь повела; Что ты ходишь, как вахлак, поди причешись!
Для оценки внешнего вида человека в рассматриваемых говорах важными оказываются такие характеристики, как вес и рост.
Слова валоха, гамба, расползня, телепега, тулька имеют значение «полная, толстая женщина»: Ишь какая валоха отъелась! Также использовали фразеологизмы: стУпа толстая; быть как тОрба [3]. Встречаются и обозначения тучного мужчины: вятюк, вятюх, бутан, колбян: Экой ты вятюк толстый! Шутливо или насмешливо полного мужчину или мальчика называли батАном: Рази мала ему жоры нада, он вон батан какой!
Лишний вес человека в говорах рассматривается как нежелательный, оценивается отрицательно, но худоба представляется еще большим недостатком, т. к. ассоциируется с болезнями, препятствующими возможности хорошо работать. О тонком, худом мужчине говорили: как кошечье причастие; худенький как голЯща. Худоба ассоциируется с невзрачностью: угорное варевцо (Угорь – рыба нежирная, суп из неё ненаваристый, вот и говорят… тощий, как угорное варевцо). Об очень худой женщине: сухая как сИгля; суха как сИгла; веретеном стряси.
Что касается роста, то примеры показывают, что диалектоносители негативно оценивают как слишком высокий, так и маленький рост. Интересен синонимичный ряд номинаций высоких людей: амбал, большина, в небо дыра, верзилка, верета, веха, гогара, додила, долоня, додыля, дудырь, дылда, дышло, жердило, жердила, жердина, жердяй, жердь, каланча, лызло, махина, балерина: Ну, Жека, ты и амбал; Верета, верета, митя длинный, как вереста; Ну и балерина идет: худой, длинный, как жеродь, балерина вымахала. Характеристика роста в нижегородских говорах оказывается имеющей значение прежде всего для мужчин, хотя есть и отдельные упоминания о высоких женщинах: Высоких женщин у нас вЕховыми зовут. Для обозначения невзрачного человека низкого роста использовали фразеологизм: не рук, не ног, не туловища [3].
Отдельные номинации характеризуют лицо, волосы. Так, широкое лицо называется ряшкой или апАчей: Там, где я был, такую апачу наешь. Для обозначения длинных волос используют диалектизмы битлы (кошлы, патлы), длинноволосых называли висастыми: Вон мнука-то висаста. Кудряшки называют вирюшками: Ныне у молодежи коротки волосы-ти, а то недавно отростут битлы, как у баб, и ходют.
Привлекательной внешностью, по мнению сельского жителя, обладает мужчина, отличающийся незаурядной физической силой. Физическая сила, крепкое телосложение почиталось односельчанами, таких мужчин называли: бакАн, бугай, буйвол, бутуз, крепыш, варлаган, базик, бушман, кобыляк, сбитень: Тебя, бугаЯ большого, не ва что кормить. Ванька варлаган такой, а нигде не работает! Эх, брат, какой ты варлаган стал.
В нижегородских говорах также широко представлены диалектные слова, обозначающие личностные качества человека.
Большую синонимическую группу составляют диалектизмы с семантикой «толковый, обладающий умом, понятливый, сообразительный»: башковитый, босиковатый, востренький, вострый, вумный, заумный, лютый, мозголовый, мудрёный, мышленный, продумный, промышленный, размышленный, разумитый, толковитый, толтодумый, умственный, хитрееный, хоромный, чередный, высокоумный: Он у них такой высокоумный, все как по писанному говорит. Да уж больно вумный был; Правнук мой башковитый, на одни пятерки и четверки учится; Он человек башковитый. Большое количество слов с указанной семантикой свидетельствует о важности такой характеристики для носителей говоров. Людей умных, способных уважали и чтили в деревенском сообществе. Стоит отметить, что подобные характеристики носители рассматриваемых говоров используют практически исключительно применительно к мужчинам. Это связано с устойчивым убеждением, что «у бабы волос долог да ум короток». К качествам, выявляемым преимущественно у мужчин, относятся также вежливость, обходительность: басливый, высокоумный, ветляный, ветлявый, вожеватый, ветляка, обиходный, очесливый, подходительный, поклончивый, уважительный, ученый: Ох и ветлявый парень! Он ведь большой ветляка: поговорит с кажным; Он у нас важный, ученый. Однако эти качества могут отметить и у женщин: Девчонка такая ветлявая.
Грубость, как и неуравновешенность, упрямство, осуждались: охальник, верхогуб, взбалмыш, абыс (обыс): Уж такой он взбалмыш!
Ярко выражено в народном сознании негативное отношение к таким личностным качествам мужчин и женщин, как бесхозяйственность, нерасторопность, неумелость. Мужчину с подобными качествами в нижегородских говорах называют безвозвратным, обрезным, валуем, вяхляем, варёхой, вятютелем, недоделышем, тюхтей, шевелейкой: Вяхляй никогда хорошо не будет жить – трудить не любит; Парень у него растет обрезной. Для мужчины важно быть трудолюбивым, активным, ловким и проворным, чтобы добыть средства к существованию. Однако и женщины должны обладать этими качествами. Так, бесхозяйственных называли вехоглядками: Она вехоглядка, всё ещё ничего не сделала, а уж зима подходит! Вехоглядка ты, вот жди, придет час – намаешься.
Ленивых и мужчин, и женщин могли называть абатурами, балахвостами, балахрыстами, вяхляями, валявами брындами, витютенями, балалайками, даже бродягами: Мой-то бродяга ничего не делал. Бродягами-то всё ленивых мужей зовут; А сынок-то его только брында был; Валява ты, никуда не поспеешь; У валявки и дело никакое не шло; Сноха молодая такая валявка! Не все, видать, в городах, валявки; Что, валёк, не идешь никуда?
Целый ряд диалектизмов с обозначением отрицательных личностных качеств – склонность к пересудам, сплетням, праздному времяпрепровождению, болтливость в нижегородских говорах относится исключительно к женщинам. Сплетница- верхолёт, пустобрёх: Она слова разносит везде пустобрёх, верхолет. Женщина, чрезмерно любящая веселиться, петь песни и танцевать, – бухтейка, веселуха, гуляха, плясница, плясальница, плясея: Бухтейка – удалая песни петь, не ткать, не шить, а вот песни и плясать. Традиционно все-таки считается, что занятие рукоделием и шитьем – это более значимое времяпрепровождение для женщины, нежели пение песен и танцы.
Болтушка, любительница рассказывать байки – басёна: Она ведь баит и баит без умолку, вот басёна то! Однако и необщительность, молчаливость также не одобрялись, такую женщину называли быкуньей: Она неразговориста, кака-та быкунья. Пустословие в говорах считается качеством, присущим прежде всего женщинам, поэтому в нашем материале встретилось всего одно слово с подобной семантикой, относящееся к мужчинам, бастун. Бастунами называют мужчин, склонных к пустым разговорам: Бастун ты, Виталька, чего зря калякать-то!
От женщин в деревенском обществе требовалось быть спокойными, покладистыми, с хорошим характером. О вспыльчивых же говорили с неодобрением: Эта баба-то с бусорью: ей слова нельзя сказать, обругат и так и эдак. Недоброжелательно, неприязненно настроенных по отношению к окружающим, злых, т.е. имеющих плохой, вредный характер именовали вредюха, вреднюха, вруха: Здешняя вредюха вышла за другого замуж, под другим фамилиям. Номинаций мужчин, которым приписывались бы перечисленные негативные черты, в нашем материале не зафиксировано.
В результате исследования можно сделать вывод, что в составе лексики, характеризующей внешность человека, его личностные качества, в нижегородских говорах наблюдается преобладание номинаций с отрицательной оценкой над лексемами с положительной оценкой. Также можно отметить гендерную ориентированность этих номинаций.
Nominations-characteristics of the appearance and personal qualities o in Nizhny Novgorod dialects
Il’ina D.M.
bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Markina Lyudmila Vitalievna
Professor, Department of Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines, Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philology, Professor
Annotation. The article presents an analysis of the vocabulary of dialects of the Nizhny Novgorod region, which characterizes a person by appearance and personal qualities. The purpose of the work is to identify the features that serve as the basis for the nomination of features of the image of a person in the minds of speakers of the dialect. As a result of observation and interpretation of language facts, the predominance of lexical units with a negative rating over lexemes with a positive rating was revealed, as well as the manifestation of gender identity.
Keywords: dialect, thematic group, person, semantics, value system, gender.
- Диалектный словарь Нижегородской области. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госун-та, 2013. Вып. 1: А ба – Брянчить / [ред. М.А. Агапова]. 2013. 199 с. Вып. 2: Бубанка – Вячить. 2014. 197 с.
- Красовская Н.А. Тематическая группа «человек» в тульских говорах // Лексический атлас русских народных говоров (материалы и исследования). СПб.: Наука, 2009. С. 359-363.
- Кузьмин И.В. Фразеологизмы, характеризующие человека (на материале нижегородских говоров) // Сб. трудов конф. Нижний Новгород, 2018. С. 96-101.
- Литвинова Т.А. Номинации человека как отражение языковой картины мира: на материале воронежских говоров: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01. Русский язык. Воронеж: 2011. 177 с.
- Маркина Л.В. Гендерные стереотипы диалектной коммуникации (на материале бранных номинаций женщин // Русистика и компаративистика. Сборник научных трудов по филологии. М., 2019. С. 245-254.
- Маркина Л.В. Диалектные бранные обозначения женщин (на материале современных русских говоров // Сборник матер. Междунар. науч.-практич. конф. «Русский язык и литература в образовательном процессе». Саратов: ИД «МарК», 2016. С. 64-69.
- Маркина Л.В. О семантике бранных обозначений человека в современной диалектной коммуникации // Филологический сборник: в честь юбилея профессора Л.И. Осиповой. М., 2015. С. 95-102.
- Новоселова О.А., Храмцова Л.Н. Оценочные номинации женщины и мужчины в русской народно-речевой культуре (по данным сибирских говоров) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 9: Филология. С. 40-48.
- Dialect dictionary of the Nizhny Novgorod region. N. Novgorod: publishing house of the Nizhny Novgorod state University, 2013. Issue 1: A BA-Bryanchit / [ed. by M. A. Agapov]. 2013. 199 S. Vol. 2: Babanka – Vacity. 2014. 197 pages.
- Krasovskaya N.A. Thematic group «man» in Tula dialects // Lexical Atlas of Russian folk dialects (materials and research). SPb.: Nauka, 2009. Page: 359-363.
- Kuzmin I.V. Phraseologisms that characterize a person (based on the material of Nizhny Novgorod dialects). Nizhny Novgorod, 2018. Page: 96-101.
- Litvinova T.A. Human Nominations as a reflection of the language picture of the world: based on the material of Voronezh dialects: dissertation PhD of philological sciences: 10.02.01. Russian language. Voronezh: 2011. 177 pages.
- Markina L.V. Gender stereotypes of dialect communication (based on the material of women’s bran nominations) // Rusistika and comparativistika. Collection of scientific works on Philology. Moscow, 2019. Page: 245-254.
- Markina L.V. Dialect expletive designations of women (based on the material of modern Russian dialects // Collection of mater. International. scientific-practical Conf. «Russian language and literature in the educational process». Saratov: Mark publishing house, 2016. Page: 64-69.
- Markina L.V. On the semantics of human expletives in modern dialect communication // Philological collection: in honor of the anniversary of Professor L. I. Osipova. M., 2015. Page: 95-102.
- Novoselova O.A., Khramtsova L.N. Evaluation nominations of women and men in the Russian folk-speech culture (according to the Siberian dialects) // Bulletin of NSU. Series: History, Philology. 2017. Vol. 16, No. 9: Philology, Page: 40-48.
Характеристика – определение и примеры
Характеристика Определение
Что такое характеристика? Вот быстрое и простое определение:
Характеристика — это представление черт характера, мотивов и психологии персонажа в повествовании. Характеристика может происходить посредством прямого описания, в котором качества персонажа описываются рассказчиком, другим персонажем или самим персонажем. Это также может происходить косвенно, когда качества персонажа раскрываются в его или ее действиях, мыслях или диалогах.
Некоторые дополнительные ключевые детали описания:
- Ранние литературоведческие исследования, например, исследования древнегреческого философа Аристотеля, считали сюжет более важным, чем персонаж. Только в 15 веке персонажи и, следовательно, характеристики стали более важной частью повествования.
- Характеристика стала особенно важной в 19 веке, с появлением реалистических романов, в которых стремились точно изображать людей.
Характеристика Произношение
Вот как произносится характеристика: kar-ack-ter-ih- zey -shun
Прямая и косвенная характеристика
Авторы могут развивать характеристику двумя способами: прямо и косвенно. Важно отметить, что эти два метода являются , а не взаимоисключающими. Большинство авторов могут использовать и используют как прямые, так и косвенные методы характеристики для развития своих персонажей.
Прямая характеристика
В прямой характеристике автор непосредственно описывает качества персонажа. Такое прямое описание может исходить от рассказчика, от другого персонажа или через самоописание рассматриваемого персонажа. Например, представьте себе следующий диалог между двумя персонажами:
«Этот парень, Сэм, кажется милым».
«О, нет. Сэм хуже всех. Он ведет себя хорошо, когда вы впервые встречаете его, но потом он попросит у вас денег и никогда не вернет их, и съест всю вашу еду, ничего не предложив взамен, и я однажды видел он бросил камень в щенка. Слава богу, он промазал».
Здесь второй говорящий прямо характеризует Сэма как эгоистичного и жестокого человека. Прямую характеристику также иногда называют «явной характеристикой».
Косвенная характеристика
В косвенной характеристике, а не в явном описании качеств персонажа, автор показывает персонажа, когда он или она движется по миру, позволяя читателю сделать вывод о качествах персонажа из его или ее поведения. Детали, которые могут способствовать косвенной характеристике характера:
- Мысли персонажа.
- Действия персонажа.
- Что говорит персонаж (его выбор слов)
- Как персонаж говорит (его тон, диалект и манера речи)
- Внешний вид персонажа
- Движения и манеры персонажа
- Как персонаж взаимодействует с другими ( и как другие реагируют на персонажа)
Косвенную характеристику иногда называют «неявной характеристикой».
Косвенная характеристика в драме
Стоит отметить, что косвенная характеристика имеет дополнительный уровень в любом виде искусства, в котором задействованы актеры, включая кино, театр и телевидение. Актеры не просто говорят слова по сценарию. Они делают выбор относительно того, как произносить эти слова, как двигаться своим телом и по отношению к другому персонажу. Другими словами, актеры делают выбор в отношении того, как сообщать всевозможные косвенные детали. В результате разные актеры могут изображать одних и тех же персонажей совершенно по-разному.
Например, сравните, как актер Алан Бейтс играет короля Клавдия в этой сцене пьесы в пьесе из фильма «Гамлет» 1990 года, и как Патрик Стюарт играет роль в той же сцене из версии 2010 года. В то время как Бейтс разыгрывает сцену с нарастающей тревогой и вспышкой ужаса, раскрывающей его вину, Стюарт играет своего Клавдия ледяным и обиженным, но ни в коем случае не обманутым Гамлетовской маленькой пьесой внутри пьесы, чтобы что-то раскрыть.
Круглые и плоские символы
Символы часто описываются как круглые или плоские.
- Круглые персонажи: Сложные, реалистичные, уникальные персонажи.
- Плоские персонажи: Одномерные персонажи с одной всеохватывающей чертой и ограниченной личностью или индивидуальностью.
Круглый или плоский персонаж зависит от его характеристики. В некоторых случаях автор может намеренно создавать плоские символы, особенно если эти символы будут появляться ненадолго и только для определенной цели. Например, хулиган, который появляется в одной сцене телешоу, может никогда не получить или не нуждаться в большей характеристике, чем тот факт, что он ведет себя как хулиган.
Но в других случаях авторы могут непреднамеренно создавать плоские персонажи, когда нужны были круглые персонажи, и такие персонажи могут сделать повествование скучным, лишенным напряжения и нереалистичным.
Архетипы персонажей
Некоторые типы персонажей так часто появляются в повествованиях, что их начинают рассматривать как архетипы — оригинальные, универсальные модели, каждый конкретный экземпляр которых является своего рода копией. Идея архетипа была впервые предложена психологом Карлом Юнгом, который предположил, что существует двенадцать фундаментальных «паттернов», определяющих человеческую психику. Он определил эти двенадцать архетипов как:
- Воспитатель
- Создатель
- Исследователь
- Герой
- Шут
- Любовник
- Фокусник
- Сирота
- Мятежник
- Правитель
- Мудрец
Хотя многие не согласны с тем, что любые такие двенадцать шаблонов на самом деле психологически определяют людей, идея архетипов имеет большое влияние как на тех, кто разрабатывает, так и анализирует вымышленных персонажей. На самом деле, еще один способ определить круглый и плоский характер — это подумать о них, поскольку они относятся к архетипам:
- Плоские персонажи легко определить по одному архетипу, и у них нет уникального личного происхождения, черт или психологии, которые бы отличали их от этого архетипа существенным образом.
- Круглые персонажи могут иметь основные аспекты, которые соответствуют определенному архетипу, но они также могут быть комбинацией нескольких архетипов, а также иметь уникальные личные данные, поведение и психологию, которые делают их похожими на личности, даже если их можно идентифицировать как принадлежность к определенным архетипам.
Хорошая характеристика часто не требует усилий, чтобы вообще избежать архетипа — архетипы, в конце концов, есть архетипы, потому что на протяжении всей истории человечества они оказались отличными сюжетами для историй. Но успешные авторы найдут способы сделать своих персонажей не , а архетипами. Они могут делать это, играя с архетипами или разрушая их, чтобы создать персонажей, которые будут неожиданными или новыми, или, в более общем плане, создавая персонажей, характеристики которых заставляют их чувствовать себя настолько уникальными и индивидуальными, что их архетип больше похож на основу или фон, а не на полноту. кто этот персонаж.
Примеры характеристик
Персонажи почти каждой истории — будь то в литературе, фильме или любом другом повествовании — имеют некоторую характеристику. Вот несколько примеров различных типов характеристик.
Характеристика в
ГамлетИзвестный литературный критик Гарольд Блум в своей книге Изобретение человека утверждал, что «личность в нашем понимании является шекспировским изобретением». Согласны ли вы с этим или нет, нет никаких сомнений в том, что Шекспир был мастером характеристики. Один из способов, которым он достиг такой характеристики, заключался в том, что его персонажи произносили монологи. Отрывок из монолога ниже взят из Гамлет , в котором Гамлет думает о самоубийстве:
Быть или не быть? Вот в чем вопрос —
Что благородней духом терпеть
Пращи и стрелы яростной судьбы,
Иль с оружием в руках на море бед,
И, противодействуя, покончить с ними? Умереть, уснуть — 90 150 Не более — и сном сказать, что нам конец 90 150 Сердечная боль и тысяча природных потрясений 90 150 Что плоть наследница — это завершение 90 150 Усердно желать! Умереть, уснуть.
Спать, быть может, мечтать — да, вот в чем загвоздка,
Ибо в этом сне смерти могут приходить сны
Когда мы вырвемся из этого бренного кольца,
Должны дать нам паузу.
Монолог Гамлета — это не просто его высказывание того, что он думает. Когда он произносит монолог, он обнаруживает то, что он думает. Когда он говорит: «Умереть, спать. Спать», он полностью убежден в том, что самоубийство — правильный путь. Его слова «может быть, приснится» прямо вытекают из его мыслей о смерти, как о «сне». И с его положительными мыслями о смерти как о сне, когда он впервые говорит «возможно, мечтает», он думает о том, чтобы иметь добра мечты. Но когда он произносит слова, он понимает, что они глубже, чем он первоначально думал, потому что в этот момент он понимает, что на самом деле не знает, какие сны ему могут присниться после смерти — они могут быть ужасными, нескончаемыми кошмарами. . И вдруг поток его логики оставляет его в тупике.
Показывая персонажа, переживающего собственные мысли так же, как реальные люди воспринимают свои мысли, не как плавный поток, а как идеи, которые вызывают новые, разные и неожиданные идеи, Шекспир придает Гамлету могучую человечность как персонажу. Давая Гамлету монолог о возможной радости самоубийства, он еще больше улавливает нынешние страдания и меланхолию Гамлета. И, показывая, как много внимания Гамлет уделяет деталям своей логики, он улавливает довольно навязчивую природу Гамлета. Другими словами, всего в этих 13 строках Шекспир достигает значительной характеристики.
Характеристика в
Герцогиня МальфиВ своей пьесе «Герцогиня Мальфи » Джон Вебстер включает превосходный пример прямой характеристики. В этой речи персонаж Антонио рассказывает своему другу о герцоге Фердинанде:
Герцог там? Самый извращенный и беспокойный характер;
То, что кажется в нем весельем, только снаружи.
Если он смеется от души, то смеется
Всякая честность не в моде.
…
Он говорит чужими языками и слышит мужские костюмы
Чужими ушами; будет казаться засыпающим на скамейке
Только для того, чтобы заманивать обидчиков своими ответами;
Приговаривает людей к смерти по информации,
Награды по слухам.
Фердинанд прямо описывает герцога как лживого, извращенного и дикого, а также как пустого человека, который всегда смеется только для вида. Это разрушительное описание, и оно оказывается в значительной степени точным.
Характеристика в
Великий ГэтсбиВот еще один пример прямой характеристики, на этот раз с Великий Гэтсби . Здесь Ник Кэррауэй, рассказчик романа, описывает Тома и Дейзи Бьюкенен ближе к концу романа.
Они были беззаботными людьми, Том и Дейзи — они разбивали вещи и существ, а затем отступали назад к своим деньгам или своей беззаботности, или к чему-то еще, что держало их вместе, и позволяли другим людям убирать беспорядок, который они сделали .
Но «Великий Гэтсби», как и вся другая литература, опирается не только на прямые характеристики. Вот Ник, ранее в романе, описывающий Гэтсби:
Он странным образом протянул руки к темной воде, и, хотя я был далеко от него, я мог бы поклясться, что он дрожит. Я невольно взглянул в сторону моря — и ничего не различил, кроме одинокого зеленого огонька, крошечного и далекого, который мог быть концом пристани.
Это пример косвенной характеристики. Ник не описывает персонажа Гэтсби напрямую, вместо этого он описывает, как Гэтсби ведет себя, что Гэтсби делает. Но это физическое описание — Гэтсби протягивает дрожащие руки к далекому и таинственному зеленому свету — передает основные черты характера Гэтсби: его непреодолимое стремление и желание, а также, возможно, хрупкость, присущую такому стремлению.
Почему писатели используют характеристики?
Характеристика — важнейший аспект любой повествовательной литературы по той простой причине, что сложные, интересные персонажи жизненно важны для повествовательной литературы. Поэтому писатели используют методы характеристики для развития и описания персонажей:
- Мотивация
- История и фон
- Психология
- Интересы и желания
- Навыки и таланты
- Самовосприятие, qui РКС и неврозы
Такие характеристики, в свою очередь, делают персонажей реалистичными, а также помогают управлять сюжетом, поскольку сюжет часто определяется столкновением действий и желаний его различных персонажей.
Другие полезные ресурсы по характеристикам
- Запись в Википедии о характеристике: Краткая, но подробная запись.
- Архетипические персонажи: Веб-сайт TV tropes создал обширный сборник различных архетипических персонажей, которые появляются в фильмах и на телевидении (и, соответственно, в книгах).
- Британская энциклопедия символов: Краткая статья о плоских и круглых символах.
Лучшие советы по написанию животных с человеческими характеристиками: Дженнифер Грей | Детские книги
Беглый просмотр 100 лучших книг для детей покажет вам, что персонажи-животные остаются одними из самых популярных и устойчивых в детской художественной литературе. Как комедийный писатель, моими фаворитами являются неуемная жаба из Тоад-Холла, склонный к несчастным случаям медвежонок Паддингтон, хомяк Хамфри, решающий проблемы, и шарлотта, умный паук. Мой главный персонаж-зверь — кот-грабитель по имени Аттикус, который меняет свое мнение, когда случайно попадает в семью местного инспектора полиции.
Персонажи-животные демонстрируют весь спектр человеческих характеристик. Они могут быть добрыми, смелыми, жадными, жестокими, эгоистичными, амбициозными, застенчивыми, уверенными в себе, ленивыми, умными, трудолюбивыми, независимыми, боязливыми, находчивыми или просто глупыми. У них могут быть определенные атрибуты, например, способность говорить! Как и людям, им, несомненно, придется преодолевать препятствия по ходу истории. И они, вероятно, усвоят один или два урока на этом пути.
Так как же убедить своего читателя в том, что для медведя вполне приемлемо остановиться, чтобы поболтать, для жабы вполне допустимо вытащить перед судьей, для хомяка вполне естественно тайно решать кризисы в классе или для пауку писать сообщения в своей паутине (или, если уж на то пошло, все более ласковому коту помогать людям ловить банду воров-сорок), не прибегая к этому чрезмерно используемому ресурсу, «волшебству»?
Купить Аттикус Коготь нарушает закон в книжном магазине Guardian
1. Говорите правду. Ну, почти
Каковы предполагаемые характеристики и репутация животного? Это хорошая отправная точка, которая может привести вас во всевозможных интересных направлениях. Животное действительно такое? Если да, то меняется? Создавайте конфликты, которые животное должно разрешить. Например, что может заставить кошку поступиться своей независимостью — может быть, шанс на постоянный дом? Или вы можете предпочесть обратную ситуацию: кошка не ленивая, а трудоголик, не плотоядная, а вегетарианская. Играйте со стереотипами. Третий вариант — преувеличить известные характеристики животного: это злобное животное из семейства кошачьих с острыми как бритва когтями, которое разрывает крыс на хрустящий завтрак.
2. Населите их мир
Ваш животный персонаж может делать что-то удивительное, например, спасать мир от злых гениев, или что-то ужасное, например, замышлять падение человечества; они могут просто отправиться на пикник на пляж с семьей, но он или она всегда должен вызывать доверие и нравиться читателю. Что заставляет их тикать? Как выглядят вещи с их точки зрения? Каково их восприятие окружающего мира, других животных и, в частности, людей? Загляните в их головы и посмотрите на мир их глазами. Попробуйте написать несколько сцен, чтобы проверить их голос. В их разных взглядах на жизнь есть много комедийного потенциала. Аттикус, например, хоть и хочет идти прямо, но практически продаст душу за сардины. В конечном счете, хотя у них есть человеческие черты, тот факт, что животные подходят к вещам под другим углом, привлекает в них читателей всех возрастов.
3. Преподнесите несколько сюрпризов
Испытайте своего персонажа неожиданными событиями или появлением нежелательного гостя и посмотрите, как он отреагирует. Какие характеристики они отображают? Попробуйте дать им некоторые необычные черты характера, которые вы можете не ассоциировать с конкретным животным, и посмотрите, подходят ли они им. Медведь, поедающий мармелад, совершенно незабываем.
4. Четко проясните, как ваш персонаж относится к людям
Их взаимодействие с человеческим миром, вероятно, самый сложный аспект вашего животного характера. Как они делают вещи? Общаются ли они, и если да, то как? Лично у меня нет проблем с говорящими животными, но их бывает трудно убедить. Более распространенная формулировка состоит в том, что животные могут разговаривать друг с другом и понимать людей, но люди не наделены таким пониманием. Дети гораздо больше настроены на представление о животных как о разумных существах, чем взрослые, поэтому делиться секретом с читателями, когда некоторые из (взрослых) человеческих персонажей в истории не понимают его, очень весело. Тем временем ваши человеческие персонажи проявляют себя по тому, как они реагируют на животных. Помните, они тоже могут измениться!
5. Ничего не объясняй!
Независимо от того, хотите ли вы, чтобы ваше животное разговаривало с людьми, как Жаба и Паддингтон, или общалось более тонкими способами, как Хамфри, Шарлотта и Аттикус, вы должны быть четкими, уверенными и последовательными в своем подходе.