24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.
В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б. М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное Тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешнем воздействием, — реактивностью.
Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Сангвиник.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.
В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — в настоящее время еще не известно.
Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.
Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента.
Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.
В заключение следует еще раз отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. с. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой.
Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.
Структура, свойства и типы темперамента
Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:
- Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [33].
- Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
- Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).
Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.
Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности» [29].
В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:
- Сензитивность (чувствительность) – определяется наименьшей силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.
- Реактивность – сила непроизвольных эмоциональных реакций на внешние или внутренние воздействия.
- Активность – свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
- Соотношение реактивности и активности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
- Пластичность – свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.
- Ригидность – свидетельствует, насколько инертно и косно поведение человека.
- Темп реакций – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
- Экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
- Возбудимость внимания – чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.
- Тормозимость – быстрота прекращения того или иного познавательного процесса.
- Переключаемость – скорость переключения познавательных процессов с одного объекта на другой.
- Эмоциональная возбудимость – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
- Эмоциональная стабильность – устойчивость настроения индивида к внешним и внутренним воздействиям.
- Впечатлительность – эмоциональная восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует; сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них.
- Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
- Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их; проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности.
- Эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек «загорается» и с какой быстротой он «угасает».
- Резистентность – сопротивляемость неблагоприятным условиям, способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.
Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я. Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л. Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.
Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В. Д. Небылицын [33]:
- Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
- Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
- Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
- Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.
Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.
Далее: Общая характеристика эмоций
Эти 9 черт темперамента помогут вам понять своего ребенка
Поиск
НОВЫЙ курс для родителей: трансформируйте свои навыки воспитания с помощью целостного позитивного воспитания™
Классическое исследование развития ребенка, проведенное докторами Чесс и Томасом, выявило 9 черт темперамента:
- Уровень активности: Это «скорость холостого хода ребенка или его активность в целом. Младенец всегда шевелится, больше извивается? Трудно ли из-за этого подгузник младенца? Доволен ли младенец сидеть и спокойно наблюдать? Ребенку трудно усидеть на месте? Ребенок всегда в движении? Или ребенок предпочитает сидячую тихую деятельность? Высокоактивные дети могут направить такую дополнительную энергию на успехи в спорте; может хорошо работать в энергичной карьере и может выполнять множество различных обязанностей.
- Отвлекаемость: Степень концентрации и внимания, проявляемая, когда ребенок не проявляет особого интереса к какой-либо деятельности. Эта черта относится к легкости, с которой внешние раздражители мешают текущему поведению. Легко ли младенец отвлекается на звуки или образы во время питья из бутылочки? Легко ли успокаивается младенец, когда он расстроен, если ему предлагают альтернативную деятельность? Легко ли ребенок отвлекается, пытаясь следовать рутине или работая над какой-либо деятельностью? Высокая отвлекаемость рассматривается как положительная, когда ребенка легко отвлечь от нежелательного поведения, и как отрицательная, когда она мешает ребенку закончить школьную работу.
- Интенсивность: Энергетический уровень ответа, положительный или отрицательный. Реагирует ли младенец сильно и громко на все, даже относительно незначительные события? Ребенок выражает удовольствие или сильно и драматично расстраивается? Или ребенок просто замолкает, когда расстроен? Интенсивные дети с большей вероятностью удовлетворят свои потребности и могут иметь глубину и восторг эмоций, которые редко испытывают другие. Эти дети могут быть одарены драматическим искусством. Интенсивные дети, как правило, утомительны, чтобы жить с ними.
- Регулярность: Признак относится к предсказуемости биологических функций, таких как аппетит и сон. Проголодается ли ребенок или устанет в предсказуемое время? Или ребенок непредсказуем с точки зрения голода и усталости? Будучи взрослыми, люди с нестандартным статусом могут лучше других справляться с поездками, а также с большей вероятностью адаптироваться к карьере с необычным рабочим временем.
- Сенсорный порог: Относится к тому, насколько этот ребенок чувствителен к физическим раздражителям. Это количество стимуляции (звуки, вкусы, прикосновения, изменения температуры), необходимое для того, чтобы вызвать реакцию у ребенка. Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на те или иные звуки? Легко ли ребенок пугается звуков? Является ли ребенок разборчивым в еде или он съест почти все? Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на ощущение одежды? Высокочувствительные люди более склонны к артистизму и творчеству.
- Подход/Уход: Относится к характерной реакции ребенка на новую ситуацию или незнакомцев. С энтузиазмом ли ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ребенок кажется нерешительным и сопротивляющимся, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами? Дети, которые медленно разогреваются, склонны думать, прежде чем действовать. В подростковом возрасте они менее склонны действовать импульсивно.
- Адаптивность: Связано с тем, насколько легко ребенок адаптируется к переходам и изменениям, например, к новому виду деятельности. Испытывает ли ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к новым ситуациям? Медленно адаптирующийся ребенок с меньшей вероятностью бросается в опасные ситуации и меньше подвержен влиянию давления сверстников.
- Постоянство: Это продолжительность времени, в течение которого ребенок продолжает действовать перед лицом препятствий. Продолжает ли ребенок работать над головоломкой, когда у него возникают трудности, или он просто переходит к другому занятию? Способен ли ребенок ждать удовлетворения своих потребностей? Сильно ли реагирует ребенок, когда его прерывают? Когда ребенок упорствует в деятельности, которую его просят прекратить, его называют упрямым. Когда ребенок остается со сложной головоломкой, он проявляет терпение. Очень настойчивый ребенок с большей вероятностью преуспеет в достижении целей. У ребенка с низкой настойчивостью могут развиться сильные социальные навыки, потому что он понимает, что другие люди могут ему помочь.
- Настроение: Это склонность реагировать на мир преимущественно позитивно или негативно. Видит ли ребенок стакан наполовину полным? Сосредотачивается ли он на положительных аспектах жизни? Ребенок в целом в хорошем настроении? Или ребенок видит свою желчь полупустой и склонен сосредотачиваться на негативных аспектах жизни? Ребенок вообще серьезный? Серьезные дети склонны к анализу и тщательно оценивают ситуации.
Подписаться
Подпишитесь на Институт развития ребенка, чтобы никогда не пропустить важную статью.
Имя
Электронная почта
CategoriesSelect CategoryActivities for KidsBabiesBehavior MannersBullyingChild DevelopmentChild Development Books For ParentsChild Health NewsChild Psychology ADD-ADHD Anxiety StressChildren Media SafetyChoresCommunicationCraft – Hobby ProjectsDad’s CornerDivorceDrugsElectronicsExpert Parenting ArticlesFamily BuildingFamily FinancesFitness for Kids & TeensFun Family ActivitesGrievingHealthy Meals for KidsHolidayHoliday – Seasonal ArticlesHomeHomework HelpLearningMom’s CornerNews MediaParty PlanningReading ComprehensionResponsibilitySafety IssuesSchoolScreen TimesleeptechnologyTeensTravelUncategorizedWell-Balanced FamilyWinter Деятельность Искать:Поделитесь с нами на facebook
Следуйте за нами в Твиттере
Следите за @parentingweb
Последние твиты от @parentingweb
Избранные категории
Экспертный контент
Рекомендуемые инструменты
Хорошо сбалансированная семья
Как отключиться, чтобы снова соединиться, чтобы вы могли расти и веселиться вместе.
Информация о сайте
Политика
Вы можете нам доверять
Мы не продаем вашу информацию.
Информация на этом сайте предназначена исключительно для информационных целей. ОН НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Ни Parenting Today, LLC, ни доктор Майерс, ни кто-либо из редакторов, обозревателей или авторов не несут ответственности за любые возможные последствия любых действий, предпринятых в результате чтения или следования информации, содержащейся в этой информации. Публикация этой информации не является медицинской или психологической практикой, и эта информация не заменяет рекомендации вашего врача или поставщика психиатрических услуг. Перед проведением любого курса лечения читатель должен обратиться за советом к своему врачу или другому поставщику медицинских услуг.
Copyright © 1999-2023 Parenting Today, LLC — Все права защищены
Фейсбук Инстаграм Твиттер YouTube Пинтерест
9 черт характера, которые следует знать о своем темпераменте
Темперамент относится к нашему врожденному (не усвоенному) стилю поведения. Все мы приходим в этот мир с уникальным набором характеристик темперамента, которые остаются стабильными на протяжении всей жизни. Эти характеристики модулируют то, как мы реагируем на каждую ситуацию в нашей жизни. Понимание нашего собственного индивидуального темперамента и темперамента наших детей невероятно полезно для того, чтобы быть лучшими, кем мы можем быть, и для того, чтобы выявить лучшее в наших детях.
По нашему опыту, понимание концепции темперамента и применение этих знаний к себе как к родителям и супругам, а также к окружающим помогает нам лучше понять поведение… трудности, неудачи и успехи. На самом деле непонимание темперамента ребенка и той роли, которую он играет в его поведении и деятельности, может быть основным источником разочарования для родителей .0104 .
В нашей модели есть девять измерений темперамента, и все мы попадаем в континуум по каждому из них. Диапазоны этих континуумов представлены в следующем разделе для каждой черты темперамента. Важно знать, что , где человек попадает в этот континуум для любой данной черты темперамента, не является ни хорошим, ни плохим… это просто так! На самом деле одна и та же черта темперамента (например, очень напористая), которая помогает нам в одной ситуации, может мешать нашему поведению или действиям в другой.
Основной целью должно быть понимание нашего темперамента и темперамента детей, с которыми мы живем и работаем. Нам необходимо критически рассмотреть вопрос о том, как любые экстремальные черты темперамента могут способствовать проблемам в производительности, поведении или социальном взаимодействии. Когда крайности темперамента действительно мешают производительности, поведению или социальному взаимодействию, нам нужно узнать, как лучше всего работать с этими крайностями или контролировать их.
Поэтому, когда мы подозреваем, что у ребенка с СДВ/СДВГ или характеристики темперамента взрослого играют роль в его неспособности оправдать ожидания в школе или на работе, мы знаем, что должны разработать какой-то тип приспособления, чтобы адресовать этот вклад .
1. Уровень активности относится к количеству активности от высокой до низкой, которой мы занимаемся в течение дня. Некоторые из нас всегда в движении и физически активны; другие из нас ведут более сидячий образ жизни и проводят большую часть времени, занимаясь тихими делами. Ребенок с высоким уровнем активности, вероятно, будет чувствовать себя в своей стихии на уроках физкультуры и играть в пятнашки во время перемены, и ему будет труднее сохранять неподвижность во время спокойной сидячей деятельности; с другой стороны, ребенок с низким уровнем активности может предпочесть сидеть и рисовать или читать в свободное время, а не выходить на улицу для активной игры.
2. Ритмичность относится к предсказуемости наших ежедневных телесных процедур сна, еды и походов в туалет. Он варьируется от очень регулярного до очень нерегулярного. Те из нас, кто очень ритмичен, голодны, испражняются и чувствуют сонливость примерно в одно и то же время каждый день. У других из нас, очень нерегулярных, вообще нет расписания или ритма… время нашего пробуждения меняется день ото дня; мы чувствуем себя готовыми ко сну в разное время и нуждаемся в туалете в разное, непредсказуемое время в течение дня. Эта непредсказуемость может стать проблемой для ребенка, которого просят придерживаться жесткого школьного расписания, когда все едят и ходят в туалет в одно и то же время каждый день.
3. Порог реакции относится к количеству стимуляции, в диапазоне от высокой до низкой, которую мы требуем перед реакцией. Тем из нас, у кого низкий порог, требуется очень мало, чтобы сделать нас счастливыми, грустными, злыми и т. д. Другим из нас с высоким порогом требуется много, прежде чем мы отреагируем. Ребенок с очень высоким порогом может получить травму и как бы не заметить своей боли. С другой стороны, ребенка с очень низким порогом может беспокоить малейший шум, хмурый взгляд учителя, бирки на одежде, жужжание флуоресцентных ламп, швы на носках, вкус, текстура или запах. еды.
4. Терпимость к фрустрации относится к уровню трудности, которую мы можем испытать, прежде чем разочаруемся. Толерантность к фрустрации варьируется от высокой до низкой. Те из нас, у кого высокая терпимость к фрустрации, могут испытать огромное количество трудностей, прежде чем почувствуют фрустрацию. Другие из нас, у кого низкая толерантность к фрустрации, очень легко разочаровываются. Ребенок с высокой толерантностью к фрустрации может справляться с повторяющимися трудностями и неудачами в классе, не испытывая значительного фрустрации. Однако ребенок с очень низкой толерантностью к фрустрации может быстро испытывать фрустрацию, когда его просят выполнить задания лишь средней сложности. Это, в свою очередь, настраивает его на повторную борьбу и может обернуться негативным отношением к школе и другим учебным ситуациям.
5. Интенсивность реакции относится к силе нашей реакции в диапазоне от высокой до низкой. Эти реакции могут быть продемонстрированы внешне или испытаны внутренне. Так что не всегда легко судить об интенсивности чьей-то реакции по тому, что мы видим. Наша интенсивность не зависит от качества (отрицательного или положительного) нашей реакции и непосредственности нашей реакции (порога).
Те из нас, у кого высокая интенсивность реакции, испытывают или демонстрируют сильную реакцию. Когда мы счастливы, мы очень, очень счастливы; когда нам грустно, нам очень, очень грустно; когда мы злимся, мы очень, очень злимся. Другие из нас, у которых низкая интенсивность реакции, почти не показывают вспышку на экране, когда наши эмоции вспыхивают. Ребенок с высокой интенсивностью может стать чрезмерно глупым на праздновании дня рождения, в ярости во время конфликта на игровой площадке и обездвиженным из-за нервозности на математических тестах на время. С другой стороны, может показаться, что ребенок с низкой интенсивностью реакции вообще не реагирует; она не испытывает сильного волнения по поводу особого события или сильного разочарования по поводу неудачи. На самом деле нам может быть трудно читать реакции ребенка с низкой интенсивностью, часто ошибочно принимая низкую интенсивность за безразличие.
Важно помнить, что при наблюдении за интенсивностью отклика мы не всегда можем судить о книге по обложке; некоторые очень интенсивные люди переживают всю свою интенсивность внутренне; кусание ногтей, ковыряние кожи, жалобы на стеснение в груди, боли в животе, боли в челюсти или головные боли и т. д. могут быть нашими единственными ключами к пониманию того, что происходит внутри.
Высокая интенсивность реакции (внешней или внутренней) — очень сильная черта темперамента. Когда он присутствует, он может управлять всем: хорошим мышлением, вниманием, надлежащим самоконтролем и соответствующими социальными навыками, и это лишь некоторые из них. Неспособность идентифицировать паттерн реакции высокой интенсивности и надлежащим образом приспособиться к нему может непреднамеренно настроить ребенка на обращение к целому ряду других дисфункциональных форм поведения в попытке справиться со своими сильными реакциями, включая такие вещи, как переедание, употребление наркотиков, и развитие отношения «мне все равно».
6. Настроение относится к общему качеству эмоций в течение дня в диапазоне от очень положительных до очень отрицательных. Те из нас, у кого хорошее настроение, проводят большую часть дня в хорошем настроении; мы склонны придавать всему положительное значение; проблемы — это вызовы. Другие из нас с плохим настроением могут казаться более критичными в течение дня; мы, вероятно, увидим стакан наполовину пустым. Ребенок с позитивным настроением, как правило, хорошо ведет себя в классе и может даже с трудом распознавать трудности, возникающие или возникающие. Ребенок с плохим настроением, скорее всего, нахмурится, покачает головой или сделает критический комментарий в адрес кого угодно или чего угодно.
7. Приближение-отстранение относится к нашей первоначальной реакции на новых людей, места, события и идеи, варьирующейся от сильного приближения до сильного отстранения. Те из нас, кто очень близок, с готовностью берутся за новые задачи, знакомятся с новыми людьми и пробуют новые продукты. Другие из нас, кто сильно абстинентен, сопротивляются новому занятию, избегают посещения вечеринок с незнакомцами и отказываются от другой еды. Ребенок, который очень подходит, без колебаний начнет разговор с новым учеником или учителем, прыгнет в новые виды деятельности и примет новые концепции и академические задачи. Ребенок, который сильно замкнут в себе, может бороться с новыми учениками, избегать новых занятий на игровой площадке и отступать от незнакомой концепции в классе.
8. Адаптивность относится к количеству времени и усилий, необходимых для адаптации или приспособления к новому человеку, ситуации или концепции после нашего первоначального подхода или реакции отстранения. Это может варьироваться от легкого (хорошо адаптируемого) до очень медленного (неадаптируемого). Те из нас, кто хорошо адаптируется, легко интегрируют в свою жизнь новые рутины, ожидания и концепции. Те из нас, кто медленно адаптируется, испытывают огромные трудности с этими же изменениями. В классе ребенок, который хорошо адаптируется, легко плывет по течению, независимо от изменений, происходящих в его день, таких как распорядок дня, структура класса и правила. Ребенку, который медленно адаптируется, может потребоваться длительное время, чтобы войти в поток в начале каждого учебного года, бороться с меняющимися ожиданиями, сопротивляться новым правилам и сопротивляться изменениям в рутине. Тот же самый ребенок может показаться медленным, чтобы понять и интегрировать новые концепции, которые представлены, даже если они соответствуют уровню его способностей.
9. Настойчивость относится к тому, как долго мы выполняем задачи, независимо от их сложности, от очень длинных до очень коротких. Некоторые из нас очень настойчивы даже перед лицом огромных трудностей; мы продолжаем идти и идти и идти. Другие из нас тратят лишь короткое время на сложную задачу, прежде чем сдаться и перейти к чему-то другому. Ребенок с длительным упорством сопротивляется сдаче и будет повторять задание неоднократно, пока не освоит его. Этот же ребенок может изо всех сил пытаться прекратить действие, когда пришло время двигаться дальше, если он еще не освоил или не завершил его. Ребенок с непродолжительной настойчивостью может прекратить практиковаться до того, как освоится, с трудом справится с более длинными и сложными задачами и будет готов отложить сложную книгу задолго до последней страницы.
Заключительное слово о темпераменте
Каждая из черт нашего темперамента важна и играет важную роль в формировании того, кто мы есть, как мы себя ведем, как мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир. Хотя мы определили и обсудили эти черты по отдельности, важно помнить, что в реальном мире эти черты не существуют изолированно; они взаимодействуют друг с другом, комплексно влияя на наше поведение. Тонкие различия в профилях темперамента могут привести к резким различиям в том, как они проявляют себя в наших домах и классах.
Например, с ребенком с плохим настроением, длительной настойчивостью, медленной приспособляемостью, низкой переносимостью фрустрации и высокой интенсивностью реакции может быть очень трудно работать, когда этот набор характеристик взаимодействует друг с другом, что приводит к частым, очень большим негативные реакции, длящиеся длительное время в ответ на неизбежные изменения и вызовы, ежедневно происходящие в классе.