Харизматичные личности в истории: Презентация по социальной психологии «Харизма и харизматичные личности в истории»

Десятка людей, изменивших ход истории и сознание человечества на протяжении последнего тысячелетия / Миллениум / Независимая газета

В число самых значительных людей последнего тысячелетия мы включили и религиозных, и политических деятелей, оставивших глубокий след в мировой истории. Политические деятели включены в этот список потому, что они сыграли важную роль в религиозной жизни как отдельных стран, так и всей цивилизации. Вообще очень трудно разделить великих людей последнего тысячелетия на светских и религиозных деятелей. Каждый из них, даже сам того не желая, оказал огромное влияние как на развитие массового, так и религиозного сознания.

1. Чингисхан (1155-1227 гг.)

Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона, носившего название «Яса».

Но в отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но консолидированной цивилизацией. Именно в ее границах потом началось тюркское возрождение исламского мира, своим вторым натиском (после арабов) чуть было не добившего Европу.

В государстве монголов был установлен принцип веротерпимости. Путешественники описывали, что перед шатром великого хана стояли церковь, мечеть, буддийская пагода и приплясывали шаманы.

Но самое главное, что Чингисхан явился своего рода апокалиптическим напоминанием европейскому христианскому и азиатскому исламскому мирам. Вслед за десятилетиями междоусобиц, в которых единоверцы истребляли друг друга ради куска земли или россыпи золотых монет, приходит «бич Божий» и отбирает у всех подряд и землю, и золото, и саму жизнь.

Монголы и вообще народы Азии почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества. В европейской (в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового багрового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей.

2. Мартин Лютер (1483-1546 гг.)

Эрфуртский студент, получивший степень магистра «свободных искусств», к 1510 году испытывает столь сильный приступ «страха Божьего», что решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. Там он предается аскезе и постигает глубины догматического богословия.

Если бы Рим знал, какому именно «смиренному рабу» он дарует священнический сан и титул доктора богословия! Мучительные поиски истины и напряженное изучение Священного Писания привели Лютера к выводу, что сверкающее здание Римской Церкви, столетиями выстраивавшееся почти над всем христианским миром, есть не более чем украшенная гробница.

95 тезисов, опубликованных в 1517 году в знак протеста против торговли индульгенциями, и Аугсбургское исповедание веры наносят почти смертельный удар католицизму. Их итогом является появление «свободного» европейского христианства (протестантизма), основополагающими стопами догматики которого становятся признание абсолютного авторитета Священного Писания, «личной веры» как краеугольного камня человеческого спасения, доктрина «всеобщего священства» (отсутствия какой-то особой благодатной традиции, в рамках которой только и может существовать священство, независимое от морального облика носителей сана).

Лютер показал своим примером, что может сделать один человек, если он наделен волей, верой и работоспособностью. Лютер сумел бы сделать еще больше, если бы во время крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера не призвал к расправе над восставшими. Это движение проходило под очевидными религиозными протестантскими лозунгами, говорившими о том, что восставшие понимали христианство как религию социального равенства, противостоящую несправедливости и угнетению.

Встав на сторону князей и аристократов, Лютер поставил весь профетический жар Реформации всего лишь на службу североевропейским противникам Священной Римской империи. Это и обеспечило конечное примирение протестантизма с католицизмом.

3. Папа Григорий VII (около 1021-1085 гг.)

В миру именовавшийся Гильденбранд из Тосканы, Папа Григорий VII обучался в Риме, а монашество он принял в известнейшем монастыре Клюни. Клюнийцы проповедовали, с одной стороны, отречение духовенства от светского образа жизни, а с другой — освобождение Церкви от влияния светской власти.

Гильденбранд стал яростным поборником и того и другого. Его борьба за установление власти Церкви над светским миром императоров, королей и баронов началась еще в пору, когда он стал кардиналом и ближайшим советником Папы Льва IX (1049-1054). Сначала он добился того, что Папы стали назначаться без согласия императорской власти решением коллегии кардиналов (епископами римской области, священниками главных римских церквей и несколькими диаконами, состоящими при Папе и его кафедральном храме).

Гильденбранд преодолел сопротивление светской аристократии, но не решился сам занять после смерти Льва IX престол, посадив на него Александра II (1061-1073). После него он сам и стал наконец Папой, управляя Церковью до 1085 года.

Папство Григория VII есть история побед и поражений. Высшая точка этого понтификата — зима 1077 года, когда отлученный от Церкви Папой император Генрих IV должен был прийти в Каноссу и там босым на коленях три дня униженно просить о прощении. Низшая — 1084 год, когда император отомстил, избрав на папский престол Климента III, прозванного потом «антипапой». Григорий VII дошел до того, что отдал Рим на разграбление кровожадным норманам и сарацинам (мусульманам) Роберта Гвискара, осевшим на Сицилии.

Потом, ужаснувшись содеянному, он удалился в Салерно, где и умер в 1085 году, сказав перед смертью: «Всю жизнь я любил правду и ненавидел беззаконие, за что и умираю в изгнании».

Великий Папа Григорий VII хотел основать всемирную теократическую монархию под властью Рима. Всякая власть считалась им ниже папской. «Святой отец» имеет право раздавать и короны, и омофоры. Весь мир должен лежать у его ног.

Недаром именно в эпоху активной деятельности Гильденбранда случился раскол Церкви на Православную и Римскую. Принципы церковного устройства, сформулированные Григорием VII, легли в основу того явления, которое назвали римским католицизмом, и именно они на протяжении столетий определяли (а во многом определяют и сегодня) его лицо.

4. Владимир Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.)

Симбирский гимназист, основавший со временем победоносную партию большевиков, конечно же, не был религиозным деятелем в том смысле, в каком это принято понимать. Но заряд поступательной (или разрушительной?) энергии, который он вдохнул в человечество революцией 1917 года, не иссяк до сих пор и носил, несомненно, характер религиозный. Коммунистическая вера в светлое будущее, ради которого надо умереть или жить в муках сегодня, заменила собой для миллионов людей и христианство, и ислам, и многие другие религии.

Имя Ленина со священным трепетом произносили на протяжении десятилетий в разных концах Земли. Произносят и сегодня. Что же такое для этих безвестных черных, желтых, красных, белых приверженцев коммунизма Владимир Ленин? Какую такую страшную неправду усмотрел он в организации мира, какими словами сумел назвать ее так, чтобы его услышали и поняли на всех континентах?

Сказал ли он то, что «Бога нет, а значит, все позволено»? Что «социализм прав» абсолютно? Или в высмеянной и, казалось бы, пародийной формуле о коммунизме, который есть «советская власть плюс электрификация всей страны», как в буддийской мантре, заложена страшная магическая сила?

Не является ли образ «великого и мудрого» Ленина, созданный сталинскими лжецами и палачами, религиозным мифом?

Загадка вождя русской революции еще не разгадана. Еще не написана книга, которая раскрыла бы его тайну. Страстная ненависть к нему, равно как и фанатичная любовь, не остывшие до сих пор в человечестве, все еще не дают возможность взглянуть на него объективно, с холодной беспристрастностью.

Очевидно одно. Ленин — фигура настолько мистическая в своем тотально реализовывавшемся нигилизме, что вне изучения его личности понимание религиозной истории человечества просто невозможно.

5. Жанна д’Арк (1412-1431 гг.)

Орлеанская дева явилась как бы из сердца Франции, чтобы спасти слабого, трусливого и вероломного дофина, возвести его на престол своей страны, одержать несколько побед, обратить англичан в бегство. Смысл подвига хрупкой крестьянской девушки скрыт от людей Нового времени. Она слышала потусторонние голоса (некоторые считали их ангельскими, другие — наоборот), была сиротой, видела жестокость и убийства. Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную и опасную ведьму. Дофину, когда он стал королем, она больше не нужна была живой, а мертвых проще приспособить служить людям, а также их своекорыстию и их деньгам.

Жанна останавливала армии, поворачивала войска, брала крепости. Ее голоса были с нею, пока не пролилась кровь. Она посвятила свою жизнь королю, а когда он предал ее, она не могла больше жить.

Вольтер посмеялся над Жанной. Назвать Деву шлюхой было в стиле острот века. Однако век расправился и над девами, и над королями, и над шлюхами, и над остряками. Век расправился даже над ее ближайшим сподвижником — Жюлем де Рэ, которого дети знают как Синюю Бороду, мрачного душегуба и развратника. А он был ее верным рыцарем и сподвижником. Он видел, как ее схватили, но не мог спасти, и жизнь его уже больше не имела смысла, равно как не имела смысла память, которая осталась о нем в веках.

6. Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)

Кромвель происходил из весьма успешной пуританской семьи. Один из его предков, деятель реформации Томас Кромвель, был казнен на пике своей карьеры. Прагматик по убеждениям, он сделал состояние, удачно женившись, был избран в парламент и стал одним из лидеров оппозиции. В 1643 году, когда конфликт между парламентом и королем перешел в решающую фазу, Кромвель бросил заседания и начал формирование боевых отрядов. Ради дела он не щадил сил и тем более родственников, например, конфисковал имущество дяди, чтобы вооружить войско. Кромвель контролировал все финансовые и кадровые вопросы, охотно принимал в войско бедняков, награждал офицерскими званиями за храбрость, а не за происхождение.

В армии была железная дисциплина, его солдаты пели религиозные гимны перед боем и теснили королевские войска столь успешно, что противник не мог поверить, что во главе стоит не кадровый военный, а помещик средней руки.

Кромвель лично настоял на казни короля. И это был переломный момент не только его биографии, но и всей истории Европы. Впервые человек, именовавшийся «помазанником Божиим» и принцип власти которого пытались объяснить «божественными законами», был признан виновным в преступлении против народа, в разжигании гражданской войны. Кровь его потрясла мир и престолы.

Кромвель был жестким религиозным фанатиком. Он запретил роскошь, закрыл театры и отменил публичные увеселения. Место его в истории было бы менее заметным, если бы не несчастный король Карл, на счастье Кромвеля и в самом деле оказавшийся тираном и клятвопреступником.

Личность лорда Оливера не может не вызывать отвращения у всех приверженцев романтической концепции мировой истории. Его практичность и способность в трудную минуту ставить на службу земным интересам искренний фанатизм своих последователей не может не привлекать к нему любопытства тех, кто стремился и стремится управлять миром с помощью религиозных лозунгов и денег.

7. Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.)

Он родился в корсиканском городке Аяччо, оказался вознесенным на вершины славы с помощью Французской революции, стал императором и женился на дочери императора, был побежден и умер на маленьком островке в Южной Атлантике.

Последними его словами были: «Франция┘ Армия┘ Авангард┘». Что же позволяет нам занести Наполеона в число людей, коренным образом повлиявших на религиозную историю мира?

Конечно, нам недостаточно того, что еще при его жизни в нем подозревали апокалиптического зверя и искали в буквах его имени скрытое число 666. Нам недостаточно и того, что он был первым, кто дерзнул, притащив для этого Папу, возложить на себя императорскую корону, не считаясь при этом с мнением всех остальных королей и императоров («Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье», — писал он Мюрату). Нам недостаточно даже того, что именно его «Гражданский кодекс» определил и до сих пор определяет основы европейской юриспруденции, дав совершенно новое понимание такому термину, как «права человека».

Наполеон полностью изменил представление о той роли, которую личность может сыграть в истории. Он умел заставить любить себя почти религиозной любовью. В битвах его гренадеры шли на смерть только для того, чтобы крикнуть в свой последний миг: «Да здравствует император!» Он платил им сторицею и, когда в 1815 году с кучкой приверженцев высадился на юге Франции, то пошел на встречу высланным против него войскам с распахнутой грудью: «Солдаты, вы меня узнаете? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» Солдаты бросились к нему.

Наполеон всегда будет оставаться символом человеческих возможностей, воли и, может быть, молодости, которая готова погубить себя ради такого призрачного понятия, как «слава».

8. Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)

Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквами стал окончательным.

Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о «выборе вер». Безусловно, история мира была бы совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.

В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию «работников последнего часа» — в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о «Москве — Третьем и Последнем Риме» работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.

Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а «колыбель городов русских» — сегодня столица суверенной бедствующей державы.

Во времена Владимира московские земли были населены мирными язычниками, напитавшими христианство неистребимыми пережитками. Та прозрачная вера Владимира Святого, которая привела его к убеждению, что надо накормить последнего нищего и отпустить невольников, не жизнеспособна в людском сообществе. Так сказали князю мудрые люди. С этим соглашаются мудрецы наших дней. Вот и получается, что от всего наследия Святого Владимира действенной оказалась лишь брошенная невзначай фраза: «Веселие Руси есть питие».

9. Император Петр I (1672-1725 гг.)

Русский царь, дерзнувший выйти из душных рамок национально-религиозной традиции. Христианин, не сомневавшийся ни разу в чистоте своей православной веры, переломивший хребет института Церкви во имя глобальной идеи, чуждой самому строю мышления современников. Титан, надорвавший здоровье в бесконечной череде разгула, пьянства, глумления над ближними и дальними. Отец, судивший и казнивший собственного слабого и сомневающегося сына. Создатель новой столицы, новой армии, нового облика страны, новой бюрократии. Государь, мысливший на века вперед, пристрастный к имперской символике Древнего Рима.

Первый русский, взбунтовавшийся против отечественной бесформенности, лени, тяжести, неповоротливости, косности. Русский пассионарий, приказывавший натягивать полотнища в опочивальнях, чтобы хотя бы по ночам возвращаться в привычный избяной интерьер своего детства.

Петр, исполинская фигура русской истории, разломал сакральный образ царя-батюшки, который так хитро и кропотливо складывал его отец Алексей Михайлович. Разломал, чтобы последние Романовы двадцать лет перед крушением империи по крохам этот образ восстанавливали в тишине сельца Федорово.

Петр неприемлем для тех, кто видит в России зерно великого смысла по охранению чистоты веры. Петр — враг всех носителей идеи русской исключительности, а для крайних националистов — враг Церкви Христовой, одно из воплощений Антихриста, впустивший мировое зло в русский рай. Живого его боялись за крутой нрав, за быструю расправу, за требовательность к инициативе. Петр обращался к соратникам, но вместо соратников видел лишь трусливых холопов. Он надеялся, что образование воспитает в них представление о достоинстве и побудит нацию к деятельному участию в жизни. Пассионарий — это апокалиптический зверь, сочли благочестивые охранители. И ряска вновь сомкнулась над болотом русской жизни.

10. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1900-1989 гг.)

На вопрос о том, какова его политическая платформа, он как-то ответил, что это «шахада». Так называется исламское исповедание веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — Пророк Его». Вся жизнь Хомейни и то, что он сделал в самом конце ее, есть подтверждение этого принципа.

Почему Иран не пошел за шахом Резой Пехлеви, который завалил страну дешевыми иностранными товарами, добился существенных социальных гарантий для бедноты, пытался реформировать государственную систему и даже стоял на пороге того, чтобы объявить Иран ядерной державой? Наверное, потому, что принцип «золота» (свободного рынка) не оказался столь всепобеждающим в сердцах людей, как принцип Бога, сформулированный в Коране.

Хомейни почти что наш современник. Но, несмотря на это, мы вставляем его в десятку персон тысячелетия. Именно он сумел доказать, что потенциал религии в нашем, казалось бы, столь секулярном мире отнюдь не исчерпан. Что скрытая энергия, дремлющая в сердцах людей, может в один прекрасный день быть разбужена и под лозунгом «Молчание для мусульманина — измена Корану!» (как это было осенью 1978 года в Тегеране) перевернуть кажущийся незыблемым порядок вещей. И тогда даже всей американской, советской, натовской и израильской мощи не хватит для того, чтобы остановить распространение волны новой революции.

Жизнь Хомейни заканчивалась в атмосфере постепенного крушения всех его надежд. Сделав ставку на клерикальное руководство, он тем самым заложил бомбу замедленного действия под те идеалы, к принятию которых хотел подготовить человечество. Жреческая каста не могла пойти против своих интересов. После того как молодежь революции была уничтожена в войне против Ирака, остается только ждать того часа, когда Иран вновь вольется в строительство мира по американским стандартам «золотого тельца».

Остались ли в России харизматичные лидеры

Если общество находится на переломе в своем историческом развитии, резко возрастает роль отдельных личностей. Именно через действия конкретных людей реализуется некая историческая предопределенность, неизбежность которой становится понятной только потом, возможно через много лет.

Яркий пример – Михаил Горбачев. Думал ли он, что ему доведется стать первым и последним президентом СССР? Вряд ли. Будущее, судя по всему, рисовалось ему в совершенно другом свете – социализм с человеческим лицом, который еще раз сплотит многонациональный советский народ на пути в светлое коммунистическое будущее. Можно, конечно, спорить: был ли выбор у Советского Союза между развалом и дальнейшим длительным существованием в качестве единой страны. Но очевидно, что переход СССР на принципы нэпа с приправой в виде гласности оказался приговором. Альтернативой теоретически мог бы быть только некий силовой вариант возврата в прошлое, попытка которого и была предпринята в августе 1991 г. Если бы она была удачной, возможно, на карте мира образовалась бы вторая Северная Корея размером в 1/6 часть земной суши. Но спасибо Михаилу Сергеевичу – он, вольно или невольно, повернул ход развития России в ту сторону, которую мы все получили.

Прошло 20 лет. И мы вынуждены констатировать, что наша страна снова стоит на «точке бифуркации». Опять впереди маячит очередная развилка, и понадеяться на русское авось нашим руководителям все равно не удастся. Им придется принимать какое-то решение, которое в любом случае разрушит нынешнюю общественно-политическую конфигурацию России. А развилка очень простая: либо мы окончательно отстаем от передовых стран мира и обрекаем себя на деградацию и обнищание, что в конечном счете загоняет нас все в тот же северокорейский вариант, либо мы все-таки пытаемся догнать передовой отряд, придав второе дыхание загнанной русской тройке.

И снова, как всегда в нашей истории, вполне конкретные люди держат в своих руках судьбу более чем 140 млн человек. Мы не смогли избежать этой незавидной участи за те короткие периоды демократии, которые подарил России XX век. Это несколько месяцев между февралем и октябрем 1917 г. и всего лишь два с небольшим года между августом 1991 и октябрем 1993 г. Потом были еще симптоматичные президентские выборы 1996 г., которые окончательно вернули нас в чуть подлакированные времена авторитаризма.

Можно, конечно, выходить на улицы и демонстрировать свое несогласие с самим фактом существования такого рода режима, получая при этом милицейской дубинкой по голове. Я уважаю этот выбор и считаю таких людей героями. Но есть ли у такой политики шанс на то, чтобы наконец развернуть страну в сторону демократии? Честно признаемся: такого шанса нет. Снова повторяется советская история, когда кучка диссидентов, несмотря ни на что, публично демонстрировала и защищала свои взгляды, но золотой ключик перестройки оказался-таки в руках генерального секретаря ЦК КПСС.

Россия, увы, не Польша, в которой за «Солидарностью» стояла если не большая, то значительная часть страны и, главное, ее поддержали такие харизматические личности, как кардинал Вышинский и папа Войтыла. Где наши харизматики, способные в одночасье переворачивать мировоззрение миллионов людей, открывать для них новые горизонты жизни?

Конечно, нельзя не признать, что Владимир Путин уже вполне соответствует статусу харизматика. Умело подавая себя основной части электората – через неординарные картинки полетов и погружений, демонстрацию мускулистого торса, через простонародные афористические выражения, – он смог добиться положения политика, к которому не прилипает ничего из того негатива, который накапливается в стране. Ему верят скорее эстетически, чем рационально. А это важнейшая черта харизмы. Поэтому от Владимира Путина люди примут любой поворот. Например, если он вдруг объявит не имитационную, а реальную демократизацию, своеобразную перестройку-2. Осознаю, что это предположение (реализация которого крайне мало вероятна) вызовет резкую критику со стороны тех, кто считает Владимира Владимировича «абсолютным злом». Я же исхожу из прагматичного правила: никогда не говори «никогда». Давление внутренних и внешних обстоятельств может оказаться настолько сильным, что любой человек окажется проводником исторической неизбежности, которая в отношении России называется очень просто: демократия евроатлантического образца.

А есть ли у нас другие харизматики, через которых эта неизбежность может реализоваться?

Увы, и Борис Николаевич, и Владимир Владимирович старательно зачищали это поле. Вспомним вспыхнувшие было, а потом потухшие звезды, например, Виктора Черномырдина, Бориса Немцова, Сергея Степашина, Сергея Иванова. Это неотъемлемая часть авторитарного правления – не терпеть около себя людей, равных по потенциальным возможностям воздействовать на общество, не допускать конкуренции себе.

И все же такие харизматики в России есть. Это Михаил Ходорковский и патриарх Кирилл. Что касается МБХ, то уверен: его выход на свободу может стать переломным моментом в новейшей российской истории. Аналог – Нельсон Мандела. Поэтому, видимо, Михаил Борисович и считает, что он обречен на пожизненное лишение свободы. Надеюсь, что он ошибается.

Обращает на себя внимание и новый патриарх – человек не просто неординарный, но и умеющий и любящий напрямую общаться с паствой.

Именно в этом треугольнике, судя по всему, и проскочит та молния исторической предопределенности, на которую обречена Россия в своем пути в какое-то – светлое или темное – будущее.

Возникает вопрос: а как же Дмитрий Медведев, нынешний президент? Я считаю, что шанс попасть в узкий круг харизматиков у него еще остался. Для этого ему надо перейти от слов к делу, от красивых деклараций – к конкретным изменениям, которые эти декларации реализуют. Именно тогда общество сможет увидеть его не как функцию, а как личность, за которой стоит идти.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь,  чтобы скрыть её

10 примеров харизматичных лидеров

В этой статье мы рассмотрим десять примеров самых харизматичных лидеров всех времен.

На самом деле, одной из наиболее распространенных черт влиятельных лидеров является харизма, способность сочетать обаяние, коммуникативные навыки и связь, чтобы мотивировать других и влиять на них.

Давайте начнем.

  • Мартин Лютер Кинг-младший
  • Фидель Кастро
  • Нельсон Мандела
  • Уинстон Черчилль
  • Джон Ф. Кеннеди
  • Барак Обама
  • Сатья Наделла
  • Джек Уэлч
  • Малкольм Икс
  • Махатма Ганди

Мартин Лютер Кинг 90 031

Один из самых известных лидеров современности Мартин Лютер Кинг-младший сыграл значительную роль в движении за гражданские права в Соединенных Штатах.

Вот его знаменитая речь «У меня есть мечта».

Мартин Лютер Кинг-младший начал жизнь не по годам развитым, расово осведомленным и религиозным. Его отец, Мартин Лютер Кинг-старший, был служителем местной церкви.

Хотя вначале он не проявлял религиозной любознательности, ему было интересно заниматься другими предметами, и он поступил в колледж в раннем возрасте 15 лет. .Д. к 25 годам.

Его наставник в колледже был первым, кто познакомил его с пересечением религии и активизма. После колледжа он стал служителем в церкви, как и его отец.

Он стал активным в своем сообществе благодаря бойкоту автобусов в Монтгомери, где он был избран руководителем благодаря своей харизме и другим представительным качествам.

Его речь о бойкоте привела к тому, что город Монтгомери отменил закон о сегрегации и вдохнул энергию в его наследие ненасильственной активности, реформ и храбрости.

Мартин Лютер Кинг-младший стал лидером по многим причинам. Прежде всего, движение за гражданские права нуждалось в человеке, который мог бы понять большую часть черного сообщества, чтобы принять участие.

В 50-е годы это был молодой человек, обладавший харизмой и страстью зажигать надежду в других, у которого были прочные семейные связи и почти не было врагов, и MLK идеально подходил для этого.

МЛК вел с энтузиазмом все это время.

Он был увлечен ненасилием и равенством и постоянно продолжал учиться по актуальным вопросам.

Он также был невероятно смелым и верным, никогда не отказываясь от своей миссии, какой бы ни была ставка.

Эти харизматичные черты привели к тому, что 250 000 человек последовали за ним на Марш на Вашингтон и в конечном итоге привели Соединенные Штаты к прекращению правовой сегрегации, принятию Закона о гражданских правах 1964 года и принятию Закона об избирательных правах 1965.

Даже после его убийства, его харизматичным речам, письмам и взглядам до сих пор следуют многие.

Фидель Кастро

Еще один известный харизматичный лидер, пусть хороший или плохой, Фидель Кастро — президент кубинского правительства и латиноамериканский революционер.

Взгляните на эти исторические интервью.

Фидель Кастро наиболее известен тем, что превратил Кубу в первое коммунистическое государство в Западном полушарии. Из-за этого он является символом коммунистической революции в Латинской Америке.

Кастро имеет богатую историю революции и социальной справедливости, хотя и смешанной с насилием и коррупцией.

С юных лет Фидель Кастро участвовал в революционных действиях в Латинской Америке. Однако его наследие началось только после свержения демократического правительства Кубы.

После многих лет изгнания и неудачных попыток Кастро возглавил армию, чтобы свергнуть эту диктатуру в своей стране.

При поддержке Советского Союза он внес радикальные экономические и политические изменения в ландшафт Кубы и встряхнул отношения США с Латинской Америкой.

Лидерство Кастро определялось харизмой. Фидель Кастро знал, как воздействовать на людей, чтобы они продвигали свои убеждения, начиная с того, что он был вожаком на школьном дворе, и заканчивая использованием богатства своей жены для продвижения своей политической карьеры.

Эта черта, в сочетании с его мотивацией и упрямством, помогла ему превратить свое лидерство в наследство, которым оно является сегодня.

Кубинцы и многие другие латиноамериканцы были очень бесправными и нуждались в таком лидере, чтобы поднять их против своих угнетателей.

Коррумпированность латиноамериканских правительств привела к тому, что граждане ищут кого-то мотивированного и достаточно влиятельного, чтобы продемонстрировать свой голос и поднять их из текущей политической ситуации.

Фидель Кастро оказался на высоте, и теперь его отличают харизматичное лидерство и приверженность переменам.

Нельсон Мандела

Нельсон Мандела был лидером движения против апартеида в Южной Африке.

И он был очень харизматичным лидером. Посмотрите, как он поступил с этим критически настроенным журналистом.

Благодаря своей успешной работе в этой революции он также был избран первым демократически избранным президентом Южной Африки и считается отцом современного южноафриканского правительства.

Его работа в политике началась в 1944 году, когда он присоединился к Африканскому национальному конгрессу, чтобы сформировать молодежную лигу для этой группы.

Однако его страсть к равенству началась в 1948 году, когда Национальная партия страны пришла к власти и ввела апартеид, законно разделив расы на разные социальные и экономические классы.

Он продолжал бороться с этой несправедливостью даже после того, как Национальная партия запретила Африканский национальный конгресс.

В ответ он создал тайную военную секту организации и продолжал бороться против закона, проходя военную подготовку и выступая с речами по всей Африке.

Однако одним из самых значительных моментов в этой революции была его речь во время процесса в Ривоне, где ему грозила смертная казнь за участие.

Эта речь привлекла международное внимание и предоставила Манделе значительную платформу для тайных выступлений во время его 27-летнего пребывания в тюрьме.

Основание этих трудностей Лидерство Нельсона Манделы было основано на трудностях, которые он пережил во время своего пребывания в тюрьме, а также на его интеллекте, сострадании и искреннем стремлении к миру на протяжении всего этого времени.

Он не только работал с другими, чтобы тайно продолжать публиковать свои работы, находясь в тюрьме, но и простил власти, которые его туда посадили. После освобождения он продолжал работать с ними, чтобы добиться мира.

Его харизматичные речи по всей Африке побудили сообщества по всему миру участвовать в движениях за равенство.

Нельсон Мандела подал пример. Он никогда не отклонялся от своего послания о мире и равенстве, даже когда получал скомпрометированные предложения оставить свой 27-летний тюремный срок.

Чтобы определить жертву, которую он принес, пребывание в тюрьме означало отсутствие на похоронах его матери и старшего сына. Он был лидером, который не просто говорил о том, каким должен быть мир, но на своем примере показывал своим последователям.

Его лидерство пришлось на очень напряженные и стесненные обстоятельства.

Мало того, что он происходил из одного из самых бесправных классов в Южной Африке, но, когда он стал президентом, он вел страну к миру через поляризованные и жестокие времена.

Уинстон Черчилль

В отличие от других лидеров в этой статье, Уинстон Черчилль не преуспел ни в учебе, ни в дебатах.

Однако его способность говорить простым, понятным языком и его страсть к благополучию своей страны сделали его одним из самых харизматичных лидеров.

Вот короткое видео с его обращением к нации после поражения немцев.

В детстве Черчилль страдал в учебе и не получил поддержки ни от одного из родителей. Эти недостатки привели его к короткому сроку службы в армии и длительному писательскому труду.

В конце концов он прошел путь от писателя до британского парламента и премьер-министра Великобритании во время Второй мировой войны.

Во время своего пребывания в правительстве он боролся за рабочий класс, борясь с низкой минимальной заработной платой и нездоровыми условиями жизни и труда. Как политик он переходил из одной партии в другую, следуя своим убеждениям, куда бы они его ни вели.

Однако Черчилль блистал только во время Второй мировой войны. Его вдохновляющие речи побуждали британцев верить в него и свою страну в это темное время.

Это позволило его народу довериться его видению и в конечном итоге привести нацию к победе над Германией.

Несмотря на то, что популярность Уинстона Черчилля за время его пребывания в британской политике претерпела значительные взлеты и падения, он по-прежнему остается одним из самых харизматичных и вдохновляющих лидеров на сегодняшний день.

Во-первых, он был беззастенчиво увлечен британским потенциалом и никогда не поддавался критике в свой адрес.

В тяжёлые времена Первой и Второй мировых войн это то, что было нужно союзным войскам — кто-то с верой; и это именно то, что дал им Черчилль.

Во-вторых, его способность излагать свое видение простым для понимания языком объединила все классы британцев, чтобы поддержать единый фронт.

Подобно битве за Британию, его выступления объединили соотечественников и парламент таким образом, которого хрупкая Британия никогда раньше не видела.

Эти навыки позволили ему добиться успеха в качестве лидера во времена лишений и хаоса.

Джон Ф. Кеннеди

Джон Ф. Кеннеди, пожалуй, самый стереотипный харизматичный лидер. Его харизма и остроумие привели его к работе в Палате представителей Соединенных Штатов, Сенате и в качестве 35-го президента Соединенных Штатов.

Вот его знаменитая «Лунная речь».

В отличие от других лидеров в этом списке, Кеннеди родился в богатой семье. Оба его родителя были зажиточными, успешными и активно участвовали в жизни своих детей.

Его отец был особенно заинтересован в успехе своих детей, прививая им дух соперничества. Это привело к тому, что дети стали сплоченными и очень успешными.

Кеннеди использовал свое обаяние, сообразительность и ум, чтобы победить Никсона на президентских выборах. В первой серии телевизионных дебатов Кеннеди завоевал популярность благодаря своей расслабленной внешности и бодрому духу.

Однако он стал президентом в неспокойное для Соединенных Штатов время. Запутавшись с Советским Союзом и гражданскими правами, страна постоянно боялась ядерных атак и с каждой минутой становилась все более напряженной.

Среди его успехов:

  • Создание Корпуса Мира.
  • Навигация по кубинскому ракетному кризису.
  • Разработка законопроекта о гражданских правах.

Хотя Кеннеди и не добился постоянного успеха, значительный успех, несомненно, стал результатом его обаяния. Хороший писатель и оратор, Кеннеди мастерски использовал слова для воплощения своих идей.

Из-за этого Кеннеди также известен тем, что использует это мастерство для более беспорядочных целей, включая постоянную погоню за молодыми красивыми женщинами.

Барак Обама

Речи Обамы, пусть и недавние, до сих пор помнят большинство граждан США. Его отношение «да, мы можем», скромность и ясное видение привели его с Гавайев в Белый дом.

И, конечно же, Барак Обама суперхаризматичен. Только посмотрите на это выступление 2004 года.

Выросший с бабушкой и дедушкой и матерью-одиночкой на Гавайях, Барак Обама заинтересовался образованием. Поступление в уважаемую Академию Пунахоу позволило ему развить свой интеллект и рано осознать расовые отношения.

В конечном итоге Обама окончил Колумбийский университет, где началась его работа в области социальной справедливости. Работая общественным организатором для малообеспеченных жителей, он стал заниматься регистрацией, обучением и расширением прав и возможностей избирателей.

Оттуда и после посещения могилы своего отца в Кении Обама поступил и окончил Гарвардскую юридическую школу с отличием. Вскоре он стал заниматься образованием, регистрацией избирателей и многократным сроком пребывания в сенате США.

20 января 2009 г., Барак Обама станет первым афроамериканским президентом. Но он не остановится на достигнутом.

В первые 100 дней пребывания в должности его команда приложит огромные усилия в области здравоохранения, экономического роста, равенства и привлечения к ответственности Уолл-Стрит. Благодаря этим усилиям он получил Нобелевскую премию мира в первый год своего президентства.

После двух сроков на посту президента Соединенных Штатов Обама пользуется большим успехом у граждан США и считается одним из лучших лидеров в мире.

Он руководил страной во время финансового кризиса, новой эры климатического кризиса и стрельбы в школах, а также напряженности между полами, полами, сексуальностью и расой.

Его видение единства и равенства в сочетании с его сильным позитивом и скромностью поможет объединить фракции в стране настолько, чтобы вместе продвигаться вперед по важнейшим темам.

Независимо от того, согласны люди с его политикой или нет, нельзя отрицать, что его способность использовать свои харизматические навыки позволила ему стать лидером, которым он является.

Сатья Наделла

Нелегко быть лидером в сегодняшних социальных сетях, культуре отмены. Как генеральный директор Microsoft — одного из крупнейших в мире предприятий — как справляться со сложными ситуациями и одновременно вдохновлять наших сотрудников и клиентов.

Вот видео, которое поможет вам лучше понять биографию и харизму Сатьи Наделлы.

Родившийся в Индии, Сатья Наделла переехал в Соединенные Штаты после получения диплома инженера-электрика.

С этого момента его рост не остановить. Начав с должности инженера в Microsoft, он прошел путь вверх по служебной лестнице. В 2011 году он стал президентом подразделения серверов и инструментов, выручка которого выросла на 3,7 миллиарда долларов.

Благодаря своему творчеству и бесстрашию перед переменами в 2014 году он стал одним из трех генеральных директоров Microsoft. В то же время он сосредоточился на развитии сотрудничества и творчества в своей команде.

Он также сосредоточился на повышении инклюзивности и разнообразия в бизнесе.

Вступление в должность в период беспокойства было идеальным для него, так как его искренность и самоуверенность придали сотрудникам уверенности и целеустремленности.

Он делает это не только посредством регулярного общения со своей командой, состоящей из более чем 150 000 человек, но также посредством обратной связи и бесед с персоналом.

Наделла доказал, что в мире технологий и гигантского бизнеса вы все еще можете быть харизматичным лидером благодаря доброжелательным, искренним беседам.

Джек Уэлч

Не все харизматичные лидеры приятны. Джек Уэлч — один из них, и он, вероятно, согласится с тем, что лидеру иногда приходится быть плохим парнем.

Вот интересное интервью с ним.

Джек Уэлч был генеральным директором General Electric в течение 20 лет. Под его руководством стоимость компании выросла с 14 миллиардов долларов до 410 миллиардов долларов.

Его идеи о лидерстве и менеджменте на рубеже веков привели бизнес к быстрому успеху и побудили его обучать людей менеджменту и лидерству.

Джек начал свою карьеру в General Electric в качестве инженера-химика в 1960 году. Подобно другим лидерам с большим рвением, он постоянно поднимался по служебной лестнице и добился успеха, став к 1980 году генеральным директором компании. т всегда популярен. Он был очень прямолинейным руководителем, который не боялся обрывать связи, если сотрудники не работали должным образом.

Он был настойчив в идее откровенности — быть честным и прямолинейным с сотрудниками, чтобы внушить чувство гордости и сопричастности идеям, целям и видению бизнеса.

Он настаивал на том, чтобы лидеры открыто и напрямую общались со своими подчиненными — один на один, независимо от времени и усилий, которые для этого требуются. Некоторые даже считают, что около 20-50% его времени было связано с наймом и принятием решений о трудоустройстве.

Он считал, что если вы приложите усилия к своим сотрудникам, то бизнес будет процветать, и он процветал.

Он не только смог увеличить бизнес на 396 миллиардов долларов, но и смог вдохновить целое поколение на передовые методы ведения бизнеса.

Его тактику лидерства переняли многие крупные корпорации, и годы после ухода из GE он провел, обучая людей харизматичному и честному лидерству.

Малкольм Икс

Хорошие, харизматичные лидеры могут быть на противоположной стороне полюсов и при этом вселять такое же количество страсти и драйва в своих последователей — подход Малкольма Икса к тому же движению, в котором работал MLK, доказывает это.

Вот одна из его многочисленных харизматичных речей.

В отличие от MLK, Малкольм Икс не проповедовал мирный протест во время движения за гражданские права. Будучи воспитанным в совершенно другом опыте, чем МЛК, его подход был бесстрашным, хотя и насильственным, протестом.

Малкольм Икс был воспитан борцом за гражданские права и рано увидел расизм в своей жизни. От его семьи, ставшей жертвой поджога, до его отца, который в конце концов был убит сторонниками превосходства белой расы, Малкольм сформировался под влиянием этих ранних расистских переживаний.

Кроме того, Малкольму в детстве сказали, что у него нет хороших шансов на успех, из-за чего он бросил школу в 15 лет и увлекся наркотиками.

Этот опыт в конце концов привел его в тюрьму, которая изменила его жизнь и сделала его лидером, которым он был. В тюрьме Малкольм много читал и изучал черный национализм.

Он также преследовал это радикальное крыло движения за гражданские права и побудил чернокожих американцев сопротивляться тираническим рукам белого превосходства — любыми необходимыми средствами.

Его лидерство определялось этой жесткой, страстной позицией. Благодаря своему собственному опыту расового насилия он смог дать возможность чернокожим гражданам бороться с бесправием, с которым они сталкивались всю свою жизнь.

Обаятельность позволила ему привлечь аудиторию людей, на которую MLK был не способен.

Хотя его взгляды на насильственные протесты со временем изменились после глубокого религиозного опыта, Малкольм Икс вошел в историю как страстный и пылкий лидер.

Махатма Ганди

Ганди, которого многие считают основателем ненасильственного протеста, в какой-то момент спровоцировал более 60 000 протестов и проложил путь к мирному, харизматичному лидерству.

Ганди обладал незаурядными лидерскими качествами. Просто послушайте это выступление от 1931.

То, что началось как юридическая карьера в Южной Африке, вскоре привело к долгому наследию ненасильственного протеста против социальной несправедливости. Ганди родился в Индии в семье главного министра в Порбандаре и других штатах Западной Индии.

Несмотря на то, что он интересовался медициной, его отец заставил его заняться юриспруденцией в надежде, что он пойдет по его стопам.

Однако путь Ганди был очень далек от его отцов. После окончания юридического факультета в Лондоне Ганди изо всех сил пытался найти работу юриста в Индии и уехал в Южную Африку.

Это было его первое более широкое представление о дискриминации и сегрегации, и его естественной склонностью было бороться с этим.

Оттуда он был полон решимости бороться с «цветовыми предрассудками». Он начал с борьбы с расовой несправедливостью в Южной Африке, где индейцев лишали права голоса и права заключать браки.

Вернувшись на родину, Ганди пережил сильное пробуждение, переросшее в политическую революцию.

Один из его предыдущих протестов включал в себя прогулку 240 миль к морю в знак протеста против закона, запрещающего индейцам продавать или собирать соль.

Его работы в знак протеста переросли в политическое лидерство, где он в конечном итоге помог добиться независимости Индии от Великобритании.

Лидерство Ганди было революционным: на примере и через беседы. Он продвигал равенство как своими словами, так и действиями и благодаря этому вдохновил страну, полную людей, на борьбу с предрассудками.

Осторожно: темная сторона харизматичных лидеров | Рэй Уильямс

14 минут чтения

·

2 сентября 2021 г.

Изображение : pinterest.com

На протяжении всей истории нас вдохновляли, влияли и оказывали сильное влияние харизматические лидеры. Многих боготворили и почти обожествляли. Тем не менее, у харизматичных лидеров есть и темная сторона. На протяжении всей истории они также приносили нам разрушения и страдания. В последнее время ученые и наблюдатели стали более внимательно присматриваться к этой темной стороне харизматических лидеров.

Что такое харизма?

Харизма определяется как «особая сила, которой некоторые люди обладают от природы и которая позволяет им влиять на других людей и привлекать их внимание и восхищение», а также «неотразимая привлекательность или обаяние, которые могут вызывать преданность в других», и « божественной силой или талантом». «Харизма» от греческого χάρισμα ( khárisma ), означает «добровольно оказанная милость» или «дар благодати».

Джон Поттс в своей книге A History of Charisma, , подробно проанализировав историю термина, называет харизму «таинственным, неуловимым качеством… «Х-фактором»… Загадочный характер харизмы также предполагает связь — по крайней мере в какой-то степени — к самым ранним проявлениям харизмы как духовного дара».

Исторический контекст

Века с 800 г. до н.э. по 300 г. до н.э. ознаменовались появлением таких харизматических фигур, как Иеремия, еврейский пророк и ученый, Гаутама Будда, основатель совершенно новой религии, Лао-цзы, центральная фигура в даосизм и Конфуций, известный китайский философ. На Западе. Сократ, великий греческий философ, не только дал нам великую мудрость, но и был учителем Александра Македонского, харизматического лидера и завоевателя.

Харизматическое религиозное лидерство часто связано с политикой. Моисей не только говорил с Богом и получил Божественный Закон для своего народа, он объединил враждующие банды рабов и привел их в землю обетованную. Иисус не только учил принципам веры, надежды и милосердия; он бросил вызов имперскому статусу Рима. Мухаммед не только основал новую религию, он завоевал арабские земли, объединил варварские племена и сделал Мекку центром их кочевой жизни.

Многие из этих лидеров изначально могли вести обычную жизнь. Например, Джордж Вашингтон, тихий плантатор, превратился в континентального полководца и символ американской революции. Мохандас Ганди был «посредственным, невпечатляющим, барристером-барристером», который бросил вызов Британской империи и привел Индию к независимости. в резком контрасте с Махатмой, лидером миллионов. А еще есть Гарибальди, Линкольн и Ленин, которые, казалось, в начале своей жизни обычные люди не могли предсказать свое будущее величие.

Затем был Адольф Гитлер, который преодолел довольно обычную жизнь, чтобы стать харизматическим лидером. Когда-то Гитлера называли нелепым клоуном, как и бывшего президента США Дональда Трампа. Главным признаком, приводившим Гитлера к внушающему трепет величию, были его фанатичные расистские убеждения. Биограф Гитлера Ян Кершоу отмечает в своей книге « Гитлер: биография». , что «массовая привлекательность харизматического лидера имеет лишь безразличное отношение к реальным качествам личности и характера этого лидера. Восприятие важнее реальности».

Великие харизматичные политические лидеры верят, что судьба выбрала их для героической миссии. Наполеон часто говорил о судьбе. Итальянец Гарибальди верил в победу своей судьбы, и эта твердая вера породила его бесстрашную борьбу и способность вдохновлять людей. Часто кризисы создают харизматичного лидера.

Психологические исследования известных лидеров показали, что такие харизматичные политики, как Гитлер, Сталин, Кастро, Ленин и Джон Ф. Кеннеди, отчаянно нуждались в одобрении других.

Что такое харизматическое лидерство?

Харизма — штука коварная, — говорит Патрисия Селлерс в своей статье в журнале Fortune : «Президент Джон Ф. Кеннеди источал ее — но так же поступали Гитлер и Чарльз Мэнсон. Мошенники, шарлатаны и страдающие манией величия люди могут использовать его так же эффективно, как лучшие руководители компаний, артисты и президенты. При разумном использовании это благословение. Потворствуя, это может быть проклятием. Харизматичные провидцы ведут людей вперед, а иногда и сбивают с пути. Они могут быть импульсивными, непредсказуемыми и раздражающими, как Дональд Трамп. Стив Джобс или Илон Маск».

Продавцы утверждают: «Как и порнография, харизму трудно определить. Но ты узнаешь это, когда увидишь. И в рейтинге FORTUNE 500 этого не так уж много. Как говорит Эл Данлэп, драчливый ренегат, омолодивший Scott Paper: «Корпоративная Америка, какие скучные парни!» Посмотрите на людей, возглавляющих крупнейшие компании США: Джек Смит из GM, Дэвид Гласс из Wal-Mart, Роберт Аллен из AT&T, Роберт Итон из Chrysler. У Итона, как и у многих харизматически неполноценных руководителей, есть вдохновляющий лейтенант: Боб Лутц — притягательный и целеустремленный Крайслер».

Мы часто встречаем харизматичных лидеров в авторитарных государствах, автократиях, диктатурах, теократиях и, время от времени, в демократиях, говорит Селлерс. Она говорит, что для поддержания своего харизматического авторитета такие режимы часто создают обширный «культ личности». Она утверждает, что когда лидер такого государства или организации умирает или покидает свой пост, а новый харизматичный лидер не появляется, такой режим, скорее всего, падет или придет в упадок вскоре после этого, если только он не станет полностью рутинным.

Что делает лидеров харизматичными? Некоторые результаты исследований

  • Они склонны к риску и нетрадиционны.
  • Они ставят перед собой высокие цели и идут на жертвы ради общего блага.
  • Они умеют общаться эмоционально заряженными способами.
  • У них мощные навыки невербального общения.
  • Они хорошие рассказчики.
  • Они мастера риторики и используют контрасты, списки, повторения, а также аллитерацию и риторические вопросы.
  • Они общаются метафорически и используют простой язык.

Харизма больше всего влияет на нас, когда у нас нет фактической информации для принятия решения. В исследовании Филиппа Жаккара и Джона Антонакиса, опубликованном в журнале Academy of Management Journal , испытуемых должны были решить, оставить или уволить гипотетического генерального директора после просмотра фальшивого выпуска новостей, описывающего его как человека с высоким или низким уровнем харизмы и его компании. цена акции растет, падает или относительно стабильна. В этом исследовании было обнаружено, что харизма больше всего помогала генеральному директору, когда его результаты были неопределенными или неоднозначными. В том же исследовании исследователи оценили харизму прошлых кандидатов в президенты. Только когда экономические показатели были запутанными, харизма сильно коррелировала с полученными голосами.

Май Дж. Янг и его коллеги в своей статье в Journal of Management исследовали харизму менеджеров. Они пришли к выводу, что аура таинственности может усилить харизму. Они обнаружили, что когда успех генерального директора объяснялся нематериальными факторами, а не усилиями, он считался более харизматичным. Исследователи также обнаружили, что люди предпочитали объятия харизматичного лидера объятиям трудолюбивого; и они также верили, что харизматичный менеджер обладает некоторой магией или удачей, которые могут передаться им.

Мелвин Р. В. Хамстра исследовал, существует ли связь между харизмой и физическими характеристиками. Его исследование, опубликованное в журналах Personality and Individual Differences , , пришло к выводу, что на харизму влияют такие мирские факторы, как рост. Он обнаружил, что среди голландских менеджеров более высокие мужчины воспринимаются подчиненными как более харизматичные.

Исследование Уильяма фон Хиппеля и его коллег, опубликованное в журнале Psychological Science, , показало, что испытуемые, которые быстро отвечали на вопросы общего характера, считались друзьями сообразительными, забавными и харизматичными.

Мы рождаемся с харизмой или ей можно научить? Ответ да и да. Исследования показали, что существует генетическое влияние, но другое исследование, проведенное Джоном Антонакисом и его коллегами, опубликованное в Academy of Management Learning & Education , показало, что, хотя рост и быстрота мышления ускользают от многих из нас, харизме можно научить. Когда исследователи обучали менеджеров среднего звена и студентов MBA в течение от 30 до 90 часов 12 «харизматическим тактикам лидерства», таким как использование метафор и жестов, они обнаружили, что харизма улучшилась.

Исследование положительных аспектов харизматического лидерства

Теория трансформационного лидерства, широко признанная экспертами в области управления как наиболее заслуживающий доверия вид лидерства, включает положительные аспекты харизматического лидерства.

Согласно Максу Веберу, возможно, выдающемуся социальному теоретику двадцатого века, последователи харизматических лидеров считают своих лидеров обладающими уникальными способностями, которые позволяют им достигать целей, выходящих за рамки возможностей обычных лидеров. Вебер говорит, что харизматический лидер смело решает, чего нужно достичь, и требует послушания и подчинения в силу своей миссии.

Вебер предположил, что харизматические лидеры обычно возникают во времена экономического, социального и политического хаоса и кризисов. Он утверждал, что именно во время этих кризисов харизматические лидеры получают возможность использовать свои «божественные дары» и способны эффективно и успешно руководить. Эти «божественные дары» чаще всего проявляются в виде эмоциональных призывов вдохновить и пробудить последователей, радикального видения, чтобы вселить надежду на будущее, или смелых действий для разрешения кризиса или хаоса. Если последователи считают, что харизматичный лидер добился успеха, они более склонны верить, что харизматичный лидер обладает особыми способностями и дарами. Это приводит к дальнейшему укреплению влияния харизматического лидера на последователей. Здесь интересно отметить, что, хотя бывший президент Дональд Трамп широко считался неудачником как президент, это не повлияло на крайнюю преданность значительного процента его последователей.

Согласно Роберту Хаусу в его статье в Leadership Quarterly, , ключом к успешным харизматичным лидерам является способность лидеров вдохновлять и эмоционально пробуждать своих последователей. Обычно это связано с привлекательным и потенциально радикальным видением будущего харизматичным лидером.

Манфред Ф.Р. Кетс де Врис и Чарльз Линдхольм исследовали харизму в своем исследовании с психоаналитической точки зрения. Они стремились объяснить причины личной идентификации последователей со своими лидерами и последующее влияние, которое это оказывает на последователей. Они пришли к выводу, что последователи харизматического лидера чувствовали расширение возможностей и положительную энергию, сливая свою идентичность с личностью харизматического лидера. Через процесс переноса (т. е. бессознательного перенаправления чувств от одного человека к другому) последователи часто стремятся компенсировать свою самооценку и слабую идентичность, а также неудовлетворенные потребности, отождествляя себя с харизматическим лидером, который дает им то, что они чувствуют. отсутствует в себе.

Этот взгляд на то, как последователи начинают идентифицировать и «поклоняться» харизматическим лидерам, проливает свет на процессы влияния, связанные с лидерами культа и лидерами с скомпрометированными моральными стандартами, которые, тем не менее, могут пользоваться сильной поддержкой и преданностью своих последователей.

Исследование темной стороны харизматического лидерства

Несмотря на популярность харизматических лидеров и сторонников харизматического лидерства, существует «темная сторона харизмы», которую необходимо понять и описать, поскольку она разрушительна.

Некоторые организационные исследователи и лидеры утверждают, что, поскольку последователи испытывают благоговение перед своими «одаренными» лидерами, они могут с меньшей вероятностью высказываться против идей и предложений своего лидера и воздерживаться от критики определенных действий или практик. «Благоговение» может привести к восприятию того, что их лидер непогрешим и могут ли они жить в альтернативной реальности.

Исследователь Гэри Юкл в своей книге Лидерство в организациях перечислил некоторые негативные последствия харизматических лидеров:

  • Чрезмерная уверенность и оптимизм обнаруживают серьезные пробелы. Например, Юкл говорит, что харизматичный лидер Стив Джобс отрицал решение уволить его из Apple в 1985 году. Согласно статье в Los Angeles Times, в период, связанный с угрозой здоровью Стива Джобса, акции Apple упали. «Одна из причин беспокойства рынка — акции Apple упали более чем на 56% в 2008 году — заключается в том, что компания умалчивает о своем плане преемственности», — говорится в статье Times. Это, в свою очередь, привело к кризису руководства. В каком-то смысле с харизматичным человеком трудно подготовить преемника, потому что он больше, чем жизнь», — говорит Джон Ларрер, генеральный менеджер консалтинговой компании Hay Group.
  • Отрицание проблем и неудач.. Одним из самых больших недостатков харизматичных лидеров является их неспособность иногда учиться. Это иллюстрируется тем, как Стив Джобс обращался с неисправной антенной iPhone 4. Стив Джобс категорически отказывался признать, что это была ошибка, а скорее критиковал других производителей телефонов и сетевых операторов за эту проблему. В статье Wall Street Journal говорилось: «В течение как минимум двух лет несколько операторов связи с iPhone жаловались компании на то, что ее телефон плохо работает при совершении звонков и не поддерживает беспроводной сигнал для голосового вызова, а также другие устройства.»

Дэн Чампа в статье Harvard Business Review описывает 5 фаз, которые харизматический лидер может пройти от положительного воздействия к отрицательному:

  • Первая фаза показывает, что лидер не хочет быть подвергнутым сомнению со стороны последователей, и харизматичный лидер считает, что он / она умнее всех остальных.
  • Второй этап показывает, что «подписчики начинают самоцензуру, задают меньше вопросов и больше не играют в адвоката дьявола. . . . Вместо того, чтобы поощрять здоровое инакомыслие, харизматичный лидер начинает окружаться людьми, которые «да».
  • Наступает третья фаза , когда «харизматические лидеры начинают слышать только похвалу и восхищение, они входят в негативный цикл, в котором комплименты и согласие делают их самоуверенными».
  • Начинается четвертая фаза «Если ничего не сделать, чтобы остановить этот цикл. . . . последователи уменьшают свою готовность быть активными. Они ждут указаний и становятся пассивными. Принятие решений замедляется. Усилия по укреплению командной работы прекращаются, и собрания из времени принятия совместных решений и участия в собраниях превращаются в собрания, на которых лидер объявляет, что должны делать все остальные. . . . Поскольку последователи начинают разочаровываться, этот этап заканчивается ростом текучести кадров».
  • Пятая фаза «характеризуется делать только то, что необходимо, но с глубоким снижением энтузиазма и духа. . . . В конце концов, они перестают слушать и становятся циничными».

Профессор бизнеса Стэнфордского университета, автор книги «Правило придурка: создание цивилизованного рабочего места и выживание на рабочем месте, которое не соответствует », Роберт Саттон утверждает в своем блоге: «Неэтичные харизматичные лидеры будут сосредотачиваться на своих личных целях и строить свое сообщение. основанные на себе (хотя кажется, что они заботятся о массах людей). Они будут препятствовать и подвергать цензуре расходящиеся мнения и будут ожидать, что общение должно быть односторонним или авторитарным (сверху вниз). Они нанесут ответный удар, как хулиганы, когда услышат критику (используя сообщение о том, что они «должны защищаться от нападений»). Их потребность в восхищении и погружении в себя может быть настолько сильной, что может заставить их поверить в свою непогрешимость. Вместо того, чтобы рисовать оптимистичное видение будущего, они будут охотиться на страхи людей».

Профессор Круме Николоски в своей статье в Journal of Process Management-New Technologies. Он утверждает: «Персонализированные харизматичные лидеры обычно авторитарны и самовлюблены. Их цели отражают их собственные интересы, тогда как потребности организации и ее членов манипулируются для достижения интересов лидера».

Стивен Фогарти в своем исследовании темной стороны харизматических лидеров утверждает, что харизматичные лидеры в основном руководствуются своими собственными эгоцентрическими потребностями, которые по определению преобладают над потребностями и интересами организации. Эгоцентрические потребности харизматического лидера включают грандиозное чувство собственной важности, озабоченность фантазиями об неограниченном успехе и власти, чрезмерную потребность в восхищении и правах, а также отсутствие сочувствия. Отсутствие у харизматичного лидера искренней заботы о потребностях и благополучии других людей может быть показано в их использовании манипуляций и обмана.

Было показано, что использование харизматическими лидерами манипуляций и обмана приводит к неэтичному поведению и коррупции. Из-за своей самоуверенности и чрезвычайной самоуверенности, а также превосходных навыков общения и управления впечатлением харизматические лидеры имеют прекрасные возможности для коррупции. Если харизматичный лидер также самовлюблен или даже социопат, отсутствие морального кодекса может усугубить проблему.

Мэтью Л. А. Хейворд и Дональд С. Хэмбрик опубликовали статью в Administration Science Quarterly, , в котором было обнаружено, что лидеры с этим «высокомерием» или «преувеличенной гордостью или самоуверенностью» могут оказать значительное негативное влияние на результаты организации. Они утверждают: «В среднем мы обнаруживали потери при приобретении богатства акционеров фирм после приобретения, и чем больше высокомерие генерального директора и премии за приобретение, тем больше потери акционеров. Таким образом, высокомерие генерального директора имеет существенные практические последствия в дополнение к потенциально большому теоретическому значению для наблюдателей за стратегическим поведением».

Елена Шестернина в статье под названием «Конец харизматической эры» в The World Economic Journal, приводит примеры прихода к власти бюрократов во Франции и Италии, где процветала коррупция, и что основным фактором, способствовавшим этому, была появление харизматичных и нарциссических лидеров.

В Соединенных Штатах история коррупции высших руководителей Enron и WorldCom привлекла внимание к темным харизматичным качествам их лидеров.

Гуру менеджмента Джим Коллинз в своем личном блоге утверждает, что «модель харизматичного лидера должна умереть». Он утверждает, что харизматичный лидер «не является активом; это ответственность, от которой компании должны оправиться».

Жасмин Вергауве и ее коллеги опубликовали статью в журнале «Личность и социальная психология» , в которой сравнили показатели харизмы почти 600 бизнес-лидеров с их эффективностью, о которой сообщают коллеги, подчиненные и начальники. В своих исследованиях они обнаружили, что на определенном уровне по мере роста харизматического поведения воспринимаемая эффективность харизматического лидера начала снижаться. «Лидеры как с низким, так и с высоким уровнем харизмы воспринимались как менее эффективные, чем лидеры со средним уровнем харизмы, и это было верно согласно всем трем группам оценщиков», — сказал соавтор Филип де Фрюйт.

Исследования показали, что последователи «темных» харизматических лидеров иногда ведут себя так, как никогда бы не подумали. Например, последователи Чарльза Мэнсона, Джима Джонса и Адольфа Гитлера совершали жестокие действия из-за своей беспрекословной верности своему лидеру. Кроме того, было показано, что такие харизматические лидеры способны убедить последователей в том, что любое неэтичное, аморальное или аморальное поведение приемлемо, оправдано и не является неправильным.

В их оригинальной книге, Харизматическое лидерство в организациях , Джей Конгер и Рабиндра Канунго описывают это так: «Харизматические лидеры могут быть склонны к крайнему нарциссизму, который побуждает их продвигать в высшей степени корыстные и грандиозные цели». Они ссылаются на клиническое исследование, которое показывает, что когда харизма сочетается с нарциссизмом, лидеры склонны злоупотреблять своей властью и использовать своих последователей в своих интересах.

Даниэль Санковски в своей статье в The Leadership Quarterly пишет: «Когда лидер одновременно харизматичен и нарциссичен, он или она, скорее всего, успешно злоупотребит силой символического статуса, то есть побудит последователей купиться на оскорбительные поведения».

Майкл Маккоби в статье Harvard Business Review, утверждает: « Учитывая, что сегодня у руля корпораций находится большое количество нарциссов, задача, стоящая перед организациями, состоит в том, чтобы гарантировать, что такие лидеры не самоуничтожатся и не приведут компанию к гибели. катастрофа.»

Джеррольд М. Пост в статье «Политическая психология » утверждает следующее о харизматических, самовлюбленных лидерах: «харизматический лидер — это «жадная до зеркала» личность. Ощущение грандиозного всемогущества лидера особенно импонирует его нуждающемуся последователю. Отличительной чертой деструктивного харизматического лидера является абсолютистская поляризующая риторика, объединяющая его последователей против внешнего врага».

Заключительные мысли

Харизматическое лидерство «рисковано» для организации. Отчасти это связано с тем, что организации отдают слишком много власти в руки харизматичного лидера. Харизматичные лидеры часто вносят радикальные изменения в стратегию и культуру организации. Часто эти изменения вызваны не организационными императивами, а потребностью харизматических лидеров в самореференции.

Возможно, мы достигли водораздела в нашем влечении к харизматичным лидерам, по крайней мере тем, для которых стиль и обаяние без содержания больше не имеют привлекательности. Томас Чарморо-Премузич, пишущий в 9В блоге 0311 Harvard Business Review утверждается: «В эпоху мультимедийной политики лидерство обычно сводится к еще одной форме развлечения, а харизма необходима для удержания аудитории». Он продолжает описывать темную сторону харизматического лидерства, утверждая, что это: ослабляет суждение; вызывает привыкание; маскирует психопатов; и способствует коллективному нарциссизму.

Работая с генеральными директорами и другими руководителями высшего звена в организациях на протяжении последних 35 лет, я неизменно обнаруживал, что исключительно харизматичный лидер-экстраверт всегда попадает в неприятности либо лично, либо создает трудности для организации. Таким образом, несмотря на естественное и историческое влечение к харизматичным лидерам, которые могут вдохновлять других эмоциональным видением и очарованием, долгосрочное влияние с точки зрения отношений и исполнения становится сомнительным.

Можно утверждать, что нынешняя форма свободного рыночного капитализма, преобладание индивидуальной и корпоративной жадности и преобладание генеральных директоров и политических лидеров, обладающих психопатическими и/или нарциссическими характеристиками, создает благодатную почву для привлечения и успеха харизматичные лидеры. В то время как харизматичные лидеры темной стороны появляются в диктаторских и авторитарных режимах (а иногда и в бизнесе), их растущее преобладание в демократиях должно вызывать у нас беспокойство.

Добавить комментарий