Жестокость стала обыденным делом: Детская жестокость — проблема современного общества — Проблемы детей — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Детская жестокость — проблема современного общества. | Материал на тему:

            Детская жестокость — проблема современного общества.

   Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

                              Мы живем в таком поле жестокости,

                              В таком его напряжении, что никто

                              Ни от чего не застрахован — ни от того,

                              Чтобы стать убийцей, ни от того,

                              Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший – сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок – еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок – полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила – не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Детская жестокость — проблема современного общества (для общешкольного родительского собрания) | Материал на тему:

Детская жестокость — проблема современного общества.

Цели:   

  1. Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
  2. Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие.
  3. Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
  4. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация, видеоролик)

  1.  ИЗ КИНЕМАТОГРАФА.
  1. Просмотр кадра из фильма (1 слайд)
  2. «Чу́чело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. (2 слайд)
  3. «Прости нас, Чучело!» фото из фильма (3 слайд) на его фоне читаю:

  Сегодня самым распространенным и печально «популярным» в мире стало слово кризис. Это слово не сходит с полос газет и экранов телевизоров, оно властвует над умами людей,  разбивает в прах не только транснациональные компании, но и человеческие жизни. Причем, если внимательно приглядеться к этому явлению, то мы увидим, что это слово далеко не исчерпывается только экономической составляющей. Оно намного глубже и обширнее, и потому заставляет содрогаться ведущих ученых, социологов, политологов, исследующих его и выделяющих четыре основных его составляющих: экологическую, медицинскую, социально-философскую (духовно-нравственную) и экономическую. И в этом его принципиальное отличие от всех других кризисов, которые когда-либо были в истории земли. Те касались, как правило, отдельных народов или государств, затрагивали отдельные стороны жизни общества, а не все его аспекты. Самое главное составляющее – это духовно-нравственный кризис. Это желание человека властвовать над собой подобными любыми методами.   Разлад во внутреннем мире человека порождает отчужденность, враждебность и жестокость. Наше время особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей теплых отношений, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Иногда  даже в семьях люди чувствуют себя одинокими, отчужденными.  К сожалению, в школах участились случаи  жестокости со стороны детей. 
Парадокс: с одной стороны, принято считать, что дети – цветы жизни, с другой – иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше – предотвратить? И что делать современным родителям, если Ваш ребенок – агрессор или жертва? (4 слайд)

    О том, почему такое происходит сегодня, мы  и хотели  поговорить. Итак, тема нашего родительского собрания « Детская жестокость».

Жестокость сегодня  (5 слайд)

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием.

      Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей.

Проявления жестокости:

  •   сквернословие

  •   клички и прозвища

  •   деление на своих и чужих

  •   унижение, оскорбление

  •   избиение

  •   распространение сплетен и слухов

  •   Конфликты, хамство

  •   жестокое отношение к животным

Жестокость в нашей школе проявляется таким образом: (6 слайд)

  • Дразнят, обзывают

  • Пишут на стенах матерные слова

  • Прячут вещи друг друга

  • Портят вещи: связывают рюкзаки, рвут одежду,  намеренно ломают ручки, линейки

  • Дерутся, давят друг друга до обморочного состояния

  • Пишут записки с угрозами

  Почему дети становятся жестокими? (Слайд 7).

  Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков. (Вывести все причины на слайд). (Слайд 8).

  1. Семья.
  2. Окружение ребенка  вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе.
  9. Популярность компьютерных игр — стрелялок.

Информация к размышлению: (Слайд 9).

В среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут.

В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%,

избиения – 20,8%,

сексуальные насилия – 16,7 %,

катастрофы – 11,3%,

оскорбления – 9,5 %,

Как предотвратить детскую жестокость? (Слайд 10).

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания. Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка. 

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания.

Ребенок должен понять, насколько важно для него ваше признание его как личности. Не наказывать – не означает, все позволять. «Да, ну и что, мама меня все равно не поругает,» — говорят некоторые ребята. Объясняйте, что для вас важно, чтоб он хорошо учился, был ответственен.

(Слайд11)

   Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Детская жестокость обусловлена копированием модели семьи. У В.Дольника в книге «Непослушное дитя биосферы» есть весьма схематичный пример: начальник наорал на отца, тот пришел и оторвался на матери, мама поколотила сына, а сын побил кота или поиздевался над игрушками:  «Мама, смотри,  динозавр повесился!».

Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей  и учителей.В школе на каждом уроке, каждом внеклассном мероприятии ведется работа по духовному и нравственному воспитанию школьников.

Пример работы на уроке литературы.(Слайды 12,13,14)

Мы говорили о мести. Нужно ли прощать. Ребята получили анкету с заданиями и вопросами:

  1. Месть – это…
  2. Хотелось ли мстить когда-нибудь?
  3. Что вы выбираете: месть или прощение.

Результаты:

1. Месть – это боль, обида, зло – 7чел.

Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить. – 3 чел.

  2. Хотелось мстить – 5 чел.

   Хотелось , но не буду – 5 чел.

   3. Выбираю прощение – 7 чел.

     Выбираю  месть — 3 человека

Дети понимают, что такое месть и 3 человека из 10 выбирают месть. Это те три человека, которые правильно дописали «Месть – это…» Результаты должны тоже вызывают беспокойство.(Слайд15)

В ходе урока учащиеся узнали, как рождается месть, какможно избавиться от этого чувства, получили совет от писателя   В.Солоухина:  «Даже в безвыходных, казалось бы, ситуациях нужно уметь не переступать грань человеческого, не поддаваться порывам злости»

Родители – главные  «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка.

              Вы возвращаетесь с работы домой и уже на улице  слышите громкую  музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого.  В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?   Ваше решение в подобной ситуации?     (Слайд16)

(Слайд17)

В первую очередь я советую обратить внимание на общение — на построение ваших фраз. Чаще всего мы пользуемся «ты — высказываниями»- они создают впечатления нашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. «Ты -всегда..», «Ты — опять..». В результате ребенок чувствует , что он плохой и обижается. «Я- высказывания» — это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень огорчена, что ты не успел:» Их лучше начинать с нейтральной констатации поступка, затем описать Ваше чувства, переживания по этому поводу, а затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы Вы хотели. Этот способ решать проблему менее конфликтен. Предлагаю потренироваться в «Я- высказываниях». Вам дано «ты — высказывание»- ваша задача сформулировать его в «ты — высказывания».

(Слайд18)

Ты опять не прибрал в своей комнате.

Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно.

Ты опять получил двойку, как все это мне надоело!

 Мне горько и обидно, что у тебя не нашлось времени выучить урок.

Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.

 Я думала, что заполнение дневника является обязанностью ученика. Можно попросить тебя не забывать об этом?

(Слайд19)

 На прощание я хочу показать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Выступление Рыбаковой, представитель КПДН

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов!

Ребенок у экрана: чем опасны оковы телерабства

Психологи уверены, телевизор – главная причина детской агрессии, задержки речевого развития, плохой памяти, неумения концентрироваться и общаться со сверстниками.

Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном. Большинство современный детей (75%) приобщаются к телевизионным просмотрам уже с 1 года! Домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 32 часа в неделю, т.е. около 4,5 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не рискует упасть и ушибиться, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безобидное на первый взгляд занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке говорится довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них – отставание вразвитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная! Речь – это неподражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая дает устойчивость и независимость человеку. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги ипсихологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, кконцентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данныесимптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям нечего обсуждать, не о чем разговаривать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новыхготовых развлечений.

Пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко нарастает. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют и убивают друг друга не потому что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз ужасающей картиной падения нравов современной молодежи, а понять истоки этих тревожных явлений.

Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идето маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле – это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период, тем болееответственным он является и тем сильнее определяет дальнейшее развитие человека.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет жизни человека. Только в конце 19 века детство превратилось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психологов (Пиаже, Фрейд, Выготский) открыли качественное своеобразие детства, принципиальные различия в восприятии мира ребенка и взрослого.

«Равноправие» детей в использовании СМИ не только не подготавливает их к будущей самостоятельной жизни, но крадет у них детство, мешает сделать важнейшие шаги в развитии личности.

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном, и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот основной закон, хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Попытаюсь напомнить и пояснить его.

Суть этого законазаключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в егосовместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребенка, а  в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребенку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно. Можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые. Можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной творческой активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребенка, наполнять его. При поддержке и помощи взрослого малыш сам начинает пробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, свое Я. И только потом, открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят во внутреннюю жизнь ребенка и становятся «своими». Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.

Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребенка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишенные семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Детей-сирот отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Не правда ли, перечень этих особенностей очень похож на тот, что был приведен выше. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей. Парадоксально, но все эти печальные особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков, и у детей высоко обеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного личностного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав) то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления обеспечить ребенка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребенкаотодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерното же влияние на психологию ребенка, как и полное его игнорирование.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок хорошо освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, лепку, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.). Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можнотолько за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Е.О. Смирнова
доктор психологических наук, профессор МГППУ,
научный руководитель Университетского детского центра,
расположенного по адресу Москва, ул. Шелепихинская наб., 2а,
тел.: (499) 256-60-52, (499) 259-28-85.

Власть аятолл. Как Иран стал сверхдержавой региона и в чем он не хочет уступать Москве

1 апреля 1979 года на карте мира появилась Исламская Республика Иран. Этому предшествовала Исламская революция, в результате которой всесильный иранский шах был смещен «живым божеством», «представителем Аллаха на земле» —  имамом Рухоллой Хомейни. Лидер революции прибыл из Парижа в феврале и произнес легендарное «энгелаб пируз шод» — «революция победила».

Родина Заратустры превратилась в исламскую республику с уникальной формой правления, на вершине которой находятся религиозные деятели — аятоллы. А тяжелой рукой и железной волей Хомейни страна была полностью трансформирована, заменена новым политическим образованием. На передний план вышли «знатоки жизни», «хранители тайного знания», те, кому принадлежит истинная власть, — аятоллы.

Протестующие во время Исламской революции, 1979 год

© AP Photo/Campion

Все ненавидели шаха

Представим эту страну накануне революции. Сказать, что абсолютное большинство населения было против шаха, — ничего не сказать. Иранцы ненавидели Пехлеви. Пожалуй, все, кроме высокопоставленных военных, крупной буржуазии и, разумеется, шахского двора, были настроены против монарха. Коррупция поразила все слои населения, а кумовство стало делом обыденным (впрочем, шах исчез, а кумовство осталось).

На эту тему

Происходила повсеместная вестернизация. В страну проникала порнография, что вызвало недовольство консервативных слоев населения. Иранское общество было светским, копирующим западный формат социума. Но параллельно существовал другой Иран: страна аятолл и мечетей. Исламскому духовенству нововведения шаха были не по душе, они понимали, что модернизация ведет к потере влияния. В стране пустили корни иностранные корпорации, в первую очередь нефтяные. А недовольство влиятельной социальной группы «базари» — многотысячные торговцы — лишь усиливалось.

Космическая инфляция. Истории о жестокости шахской тайной полиции САВАК, по сравнению с которой даже нынешние силовики — дети малые. Сотни тысяч политических заключенных в застенках. Кроме того, за несколько лет до революции в стране прокатилась серия митингов, которые были жестко разогнаны властями.

Во время беспорядков на улицах Тегерана, 1978 год

© AP Photo/Michel Lipchitz

Такой была иранская действительность накануне революции. Параллельно этому в стране подпольно действовали многочисленные оппозиционные группы. Однако самыми успешными оказались муллы.

Сложная формула власти: парламент и аятоллы

По своей значимости для исламского мира переворот в Иране схож с Великой Октябрьской революцией или Великой французской революцией. К власти пришло духовенство и провозгласило принцип религиозного правления — «вилаят-и факих». Авторитарным правителям в арабских странах была показана альтернатива — революция в исламских красках. Исламскую революцию не поддержал никто. Власть мулл была не выгодна никому: ни правителям Востока, ни СССР, ни США.

В основу политико-социальной базы нового Ирана было заложено учение Хомейни. Страна отвергла коммунизм и капитализм. Был провозглашен «третий путь». Смысл нового государства сводился к сложной и мистической формуле. Республиканская форма правления, выборы, парламент и президент. А на вершине системы стоит духовенство.

Постер с портретом Рухоллы Хомейни, 1978 год

© AP Photo/Michel Lipchitz

Шиитские муллы как бы обладают тайным знанием, они представители Аллаха на земле, и поэтому именно они должны править до прихода Мессии. Власть бородатых и престарелых аятолл как бы окутывает и обнимает западные институты, опекает и направляет их. На вершине стоит рахбар, то есть духовный лидер. Он есть суть и значение этой системы. Первым рахбаром революционного Ирана стал Хомейни, а после его смерти в 1989 году его соратник Али Хаменеи, который по сей день возглавляет страну.

На эту тему

Новой властью был создан карательный аппарат, органы расправы с недовольными и охранители «побед революции». Все как в теории революций. На первых этапах после Иран представлял собой жесткое авторитарное государство. Корпус стражей исламской революции (КСИР) стал инструментом, при помощи которого духовенство распространяло свою власть.

Исламский Иран как вызов странам региона

Наблюдая за Ираном, нужно сравнивать эту страну не со Швейцарией или Австралией. Так картинка кажется несколько поверхностной. Анализируя успехи и неудачи Тегерана, следует сопоставлять с соседями. Ведь государства живут в своих региональных микросистемах. То, что является общепринятым на Востоке, может показаться дикостью в Европе или Азии.

Со временем новый Иран менялся, режим смягчился, приобрел новые форматы коммуникации верхов с низами. Страна показывала определенные успехи в науке, образовании, технологиях, медицине и отчасти в экономике. В Иране была налажена система выборов, причем всех уровней. Начал работать парламент, что было диковинкой для Востока. А если сравнивать с соседями, с арабскими монархиями Залива и диктатурами региона, то Исламская республика и вовсе смотрится весьма неплохо. Иран начал производить автомобили, лекарства, которые наводнили города Востока.

Город Кум, Иран, 2001 год

© AP Photo/Hasan Sarbakhshian

Во внешней политике страна стала самостоятельной, что стало бальзамом на душу иранцам, гордящимся своей древностью. Правда, у медали, как известно, две стороны. Исламская революция стала вызовом для стран региона, арабов и турок, военных и светских диктаторов, и, наконец, для США. Тегеран начал экспорт революции, пытаясь усилить свои позиции в соседних странах. Со временем в стране появилась небольшая прослойка интеллигенции, которым правление духовенства стало невыносимо.

Отношения с Москвой: на грани стратегического союза?

Отношения СССР и новой республики складывались неважно. Но это дело минувших лет. Современные контакты Москвы и Тегерана — куда более интересная тема. Иран является одной из стран, с которой у России сходятся позиции по многим глобальным вопросам миропорядка. Скажем, с первых дней сирийской гражданской воины Тегеран и Москва занимают схожую позицию, поддерживая официальный Дамаск.

На эту тему

Иран и Россия противостоят международному терроризму в лице ИГИЛ и «Аль-Каиды» (запрещены в РФ). И наконец, и Тегеран, и Москва находятся в режиме западных санкций. А позиции относительно политики объединенного Запада часто сходятся. Короче говоря, российско-иранские отношения находятся на высоком уровне и, скажем так, на грани стратегического союза.

Однако и здесь есть нюансы. Россия видит себя в качестве сверхдержавы с глобальными интересами. Иран ведет достаточно агрессивную внешнюю политику и является региональной сверхдержавой. Никто не хочет уступать, и зачастую противоречия между двумя странами возникают на почве величия Москвы и Тегерана.

Как бы кто ни относился к Исламской революции, но она стала своеобразным этапом развития истории Ирана-Персии. Исламское возрождение в 1970-х годах и усиление роли религии повлияло на события во многих странах Востока. И Иран не стал исключением. Политика Запада настроила население не только против США и Великобритании, но и против их «представителя» — шаха. Таким образом, Иран был болен революцией, причем исламской.

На центральной площади в Тегеране, 2018 год

© AP Photo/Vahid Salemi

В наши дни он представляет собой смесь авторитарного клерикального режима с элементами ограниченной демократии. Слабым местом является экономика и идеологическая ограниченность части правящего класса. Кроме того, доктрина Исламской республики отчасти является генератором шиитского фундаментализма.

Исламская революция явила на свет абсолютно уникальный режим со своими недостатками и положительными сторонами. Родился эксперимент, за которым интересно наблюдать. А соседям Ирана наблюдать порой и больно.

в действиях отдельных политиков Латвии наблюдается преемственность взглядов нацистских преступников

24 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. В поведении отдельных представителей политической элиты Латвии наблюдается преемственность взглядов нацистских преступников. Об этом БЕЛТА сообщили в надзорном ведомстве, комментируя расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Как рассказали в Генпрокуратуре, согласно архивным документам и показаниям свидетелей действия латышских карателей отличались особой жестокостью и цинизмом. Большинство людей уничтожено путем сожжения, утопления, нанесения ран, которые приводили к долгой и мучительной смерти. Так, в феврале 1943 года жителей д.Ладелево насильно поместили в два помещения: мужчин — в дом, женщин и детей — в амбар, которые затем подожгли. Смогли выжить только два жителя, остальные были сожжены. Тогда же население д.Тродовичи, в том числе женщины и дети, согнали в один из домов и подожгли. Пытаясь спастись от смерти, люди выбегали из дома — их убивали, забрасывая гранатами и стреляя из автоматов. Погибли все жители деревни.

В карательной операции «Праздник весны», которая проводилась с 11 апреля по 4 мая 1944 года против партизан и мирных жителей Ушачско-Лепельской зоны, в составе группы Еккельна латышские батальоны СС также проявили не меньшее изуверство. Так, в деревнях Князево (Красное), Барсуки, Розалино, Морочково с приходом латышских частей СС начался беспричинный террор. Со слов очевидцев тех событий, на вопрос, почему вокруг деревни лежат сотни непогребенных трупов убитых женщин, стариков и детей, солдаты латышских частей СС отвечали, что убили их, чтобы уничтожить как можно больше «русских», а часть из них сожгли живьем.

После ухода латышских карателей в одной из сгоревших хат были извлечены 7 полуобгоревших трупов женщин. У каждой к ноге прикреплена проволока, прибитая другим концом к дверному откосу. В районе д. Кобылиники в одной из ложбин обнаружено около 3 тыс. тел расстрелянных крестьян, преимущественно женщин и детей. Уцелевшие жители рассказывали, что расстрелами занимались латышские легионы СС.

Исследуются и другие многочисленные факты злодеяний, совершенных националистическими карательными формированиями.

В Генпрокуратуре напомнили, что у военных преступлений нет сроков давности, неотвратимость ответственности должна быть обеспечена, другого подхода здесь быть не может.

«Известно, что в ряде стран Европы и Америки проживает около 400 бывших латышских легионеров СС. При этом латвийские власти не только ежегодно чествуют членов этой преступной организации, но и поддерживают публичную связь с ними за пределами страны. Подобного рода встречи должностных лиц государственных органов Латвии с нацистскими преступниками являются обыденным делом. Так, министр иностранных дел Латвийской Республики Эдгард Ринкевич, в отношении которого в Беларуси возбуждено и расследуется уголовное дело за разжигание национальной вражды в связи с надругательством над Государственным флагом Беларуси, во время официального визита в Канаду встречался с членами канадского отделения организации «Ястребы Даугавы», созданной ветеранами латышского легиона СС. В этой связи следует отметить, что уголовное законодательство как Беларуси, так и других стран к составу преступления «Разжигание национальной вражды и розни» относит и деяния, направленные на реабилитацию идеологии нацизма, — отметили в Генпрокуратуре. — Таким образом, в поведении отдельных представителей политической элиты Латвии мы наблюдаем преемственность взглядов нацистских преступников».

Следствие располагает также сведениями о 22 бывших членах латышских легионов СС, проживающих сейчас на территории Латвии. В ходе расследования предстоит выяснить роль каждого из этих легионеров в уничтожении мирных граждан на территории Беларуси, в связи с чем Генпрокуратура Беларуси обратилась к латвийским коллегам.

Наше надзорное ведомство исходит из того, что латвийские коллеги с почтением отнесутся к сохранению памяти невинно убитых нацистскими карателями жителей Беларуси и окажут правовое содействие в полном объеме. Аналогичные просьбы в отношении латышских палачей направлены в другие государства.-0-

Интернациональный универсализм зла — Пермский театр «У Моста»