Тренинг для подростков «Индивид-индивидуальность-личность»
Тренинговое занятие с элементами коуч-технологии
«Индивид-индивидуальность-личность»
Цель: создать условия для личностного роста подростков, осознания своей индивидуальности
Задачи:
o расширять представления воспитанников о понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»
o учить подростков находить в себе индивидуальные черты, определять свои личностные особенности, особенности других людей
o развивать интерес подростков к своему внутреннему миру
o способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к пониманию других людей
o развивать толерантность, эмпатию
o воспитывать внимательное отношение к окружающим, их внутреннему миру
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс, бланки для упражнений, канцелярские принадлежности.
Ход тренинга
Ритуал приветствия
— Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем занятии.
— Давайте друг друга поприветствуем, но только каждый по-своему. Придумайте какой-то жест, может быть какое-то сочетание слов и т.д.
— Молодцы, вот мы с вами и поприветствовали друг друга необычным способом.
I. Разминка
Упражнение «Настроение»
— Скажите мне, друзья, с каким настроением пришли на занятие, сравнив его с погодой?
Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года оно соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо?
(Важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).
Повторение правил групповой работы
Вы знаете, что на каждом занятии мы придерживаемся определённых правил работы в группе. Давайте вспомним их:
- Активная работа на занятии каждого участника.
- Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
- Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
- Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
- Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
- Доверительный стиль общения.
- Не выносить обсуждение за пределы занятия.
— Вы согласны? Мы принимаем эти правила?
Упражнение «Визитка»
В течение 2х мин. вам необходимо заготовить визитку. На маленьких листочках для бейджика вам необходимо написать то имя, которым бы вас называли именно на этом занятии.
Упражнение на сплочение «Круг с карандашами»
При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5.Присесть, встать.
(Как вариант можно использовать не указательные, а безымянные пальцы или
мизинцы или же выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
— Сложно было выполнять упражнение? (сложно, т.к. нужно было контролировать не только свои действия, но и подстраиваться под других)
— Чтобы карандаши в кругу не падали, как нужно выполнять действия? (синхронно, одновременно, ориентируясь друг на друга)
— Чему может научить это упражнение? (работе в команде)
— Данное упражнение наглядно показывает, когда мы работаем командой, группой, необходимо взаимопонимание, сосредоточенность, нужно чувствовать другого человека.
II. Раскрытие темы занятия
Упражнение «Снежинка»
Сейчас, каждый из вас получит салфетку. Оторвите 4 кусочка в любом месте и любого размера, сложите её пополам и снова оторвите 4 кусочка в любом месте и любого размера. Разверните салфетку, и посмотрите, что получилось.
— Какие получились снежинки? (Разные)
— Почему получились такие красивые, необычные, интересные снежинки?
(Потому, что выполняли задание каждый по-своему)
— Каждый человек индивидуален. Качества, присущие только одному человеку, называются индивидуальными.
— На свете нет абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный, неповторимый.Каждый человек представляет ценность!
Существуют три неразделимых понятия:
Индивид – каждый отдельный человек.
Индивидуальность – неповторимость каждого человека.
Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, ценности)
Сообщение темы
1.
— Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.
Шкала развития
Перед каждым подростком на листе бумаги изображена линия времени.
— Точка это настоящее, данный момент, начало занятия. Посмотрим вперед – это конец занятия. В конце занятия каждый из вас на этой шкале времени поставит точку, которая будет означать, на сколько вы смогли понять свою индивидуальность, индивидуальность одноклассников и оценить себя как личность.
-Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя, осознает свои особенности.
— Существует много разнообразных тестов, которые помогают человеку осознать свои личностные качества. Вам я хочу предложить психогеометрический тест. Геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем расставьте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат— упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, в большинстве случаев поступает по-своему.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность.
— Надеюсь, данный тест помог вам немного узнать себя, приблизиться к нашей цели – осознание своей индивидуальности. Данный тест, конечно, 100% уверенности, достоверности не дает, кто-то узнает себя, свои черты, кто-то не совсем, засомневается.
На экране подростки видят слово «Личность», на каждую букву слова нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы быть личностью.
Л – любознательность, любопытство
И — искренность
Ч – честность
Н – надежность
О – ответственность, отважность, отзывчивость
С –смелость, сила
Т – твердость, терпимость
Ь
-Какие из данных качеств вы считаете самыми важными?
— Почему эти черты для вас важные?
-Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?
-Обязательно ли иметь все эти черты, чтобы быть личностью?
— Мы с вами поговорили о качествах личности в целом, сейчас мы поговорим, точнее вы сами назовете, свое одно положительное качество.
Упражнение: «Аплодисменты»
Участники образуют круг, в центр круга по очереди встают подростки называют положительное качество. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.
— Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? (гордость или смущение)
-Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?
Вывод. Каждый из вас выполнил две одинаковые функции, т. е. вы и хлопали, стоя в кругу, и были в центре круга, но каждый из вас испытал разные чувства. В этом тоже проявляется индивидуальность.
— Сейчас мы узнаем, что именно, какие качества вы цените друг в друге.
Упражнение «Ладошка»
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет свое имя. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
— Легко ли было выполнять упражнение?
— Это упражнение показывает, что окружающие ценят в вас, какие качества вашей личности.
— Наши индивидуальные черты, качества очень часто помогают нам добиваться успеха, достигать определенных целей. Сейчас у каждого из вас есть то, чем вы можете гордиться, то чего вы уже достигли. Нужно гордиться своими успехами и не бояться о них заявить.
— Хочу предложить вот такое упражнение.
Упражнение «Моя Вселенная» или «Мои достижения»
Участникам раздают лист бумаги с рисунком Вселенной, солнце с большой буквой Я посредине; от него линии до звёзд(мои достижения),
облаков(черты моего характера) и планеты(мои увлечения). После заполнения каждый участник зачитывает свои записи.
-Что было легче написать, а что тяжелее?
-Что нового узнали о себе и других участниках?
— Чем вы гордитесь больше всего?
— Чему бы хотели научиться у других?
— Когда вы говорили о своих успехах и достижениях, какое чувство испытывали? (увство гордости, т. к. этим нужно гордиться)
Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»
— Каждая личность имеет свои интересы, увлечения и, конечно же, ценности. При чем значимость ценностей человек определяет для себя сам. Выполняя следующее упражнение, вы сможете определиться. Что для вас является важным.
(Расставить по значимости «ценности»)
- Наличие хороших и верных друзей.
- Интересная работа.
- Уверенность в себе
- Творчество.
- Счастливая семейная жизнь.
- Здоровье.
- Материально обеспеченная жизнь.
- Свобода, как независимость в действиях и поступках.
- Любовь.
- Познание, стремление к «новому» – учеба.
- Красота природы и искусство.
Вывод. Человек сам определяет свои ценности, строит жизнь в зависимости от ценности, которые ставит на первом месте.
III. Рефлексия
Шкала развития
— Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. На шкале времени отметьте точку, которая скажет о том, на сколько вы осознали свою индивидуальность, свои личностные качества.
Упражнение «Закончи фразу»
Подростки по очереди говорят следующее:
— Сегодня я узнал о том, что я…
— Мне было приятно, когда…
— Изменилось ли ваше настроение по окончании занятия?
Ритуал прощания. Упражнение «Пирамида»
Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.
«Упражнения для работы с подростками»
Упражнения для работы с подростками
(Все представленные упражнения предназначены для работы в группе)
Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»
Упражнение «Угадай качество»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.
Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.
Упражнение «Синонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.
Материалы: Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:
- насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие
- застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность
- общительность — открытость — откровенность
- жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм
- импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность
- упрямство — настойчивость — твердость — строгость
- рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие
- эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность
При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств. После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.
Упражнение «Антонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.
Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:
- рациональность — импульсивность, эмоциональность
- уступчивость — властность, настойчивость
- лживость — честность, искренность
- сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность
- мечтательность — практичность, здравомыслие
Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.
Упражнение «Подростковый словарь»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.
Материалы: Словарь качеств личности.
Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2—3 группы, им дается задание — совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека. Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2—3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», обще употребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.
Упражнение «Синоним по цепочке»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.
Материалы: Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача — придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.
Упражнение «Трудные качества»
Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).
Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними. Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего. Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе. Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.
Упражнение «Своя психогеометрия»
Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.
Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).
Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест — выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка. Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы — предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе. Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют. Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.
Упражнение «Анализируем себя»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств
Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть. Обвести в кружок, те качества, которые они хотели бы в себе развить. Перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20—25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны. Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:
1) Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.
2) Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)
3) Основные цели саморазвития.
Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.
Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.
Упражнение: Чай вдвоем
Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут.
Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем».
Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.
Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?
Подведение итогов:
•Понравилось ли мне это упражнение?
•Легко ли мне было выбрать семерых человек?
•Кто мне пришел на ум первым, а кто последним?
•Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей?
•Чем я руководствовался при составлении меню?
•Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство?
•Кто в моей семье самый любознательный?
•Чему меня научили мои родители в этом плане?
•Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области?
•Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым?
•Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения?
•Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.
Рабочий листок «Чай вдвоем»
Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.
Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т. д.
Воскресенье ……………………………
Понедельник ……………………………
Вторник ……………………………..
Среда ……………………………….
Четверг ……………………………..
Пятница ……………………………..
Суббота ………………………………
Упражнение: Нужные мне люди
Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут.
Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?
Подведение итогов:
•Легко ли мне было выделить шесть основных групп?
•Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?
•Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?
•Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?
•Могу ли я иногда быть один?
•Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?
Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.
Рабочий листок: Нужные мне люди
Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.
(…) Деятели искусства
(…) Родители
(…) Пилоты
(…) Автомеханики
(…) Пекари
(…) Уборщицы
(…) Врачи
(…) Аптекари и фармацевты
(…) Нефтяники
(…) Сапожники
(…) Продавцы
(…) Футболисты
(…) Адвокаты
(…) Актеры
(…) Музыканты
(…) Судьи
(…) Политики
(…) Священники
(…) Бабушки и дедушки
(…) Шахтеры
(…) Работники милиции
(. ..) Двоюродные братья и сестры
(…) Психологи
(…) Учителя
(…) Крестьяне
(…) Инженеры
(…) Опекуны
(…) Забойщики скота
(…) Медсестры
(…) Водители автотранспорта
(…) Сотрудники уголовного розыска
(…) Обслуживающий персонал в гостиницах
(…) Ученые
(…) Бездомные
(…) Социальные работники
(…) Тюремные служащие
(…) Воспитатели в детских садах
(…) Владельцы ресторанов
(…) Братья и сестры
(…) Прочие родственники
(…) Правительственные чиновники
Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.
1. ………………………………
2. ………………………………
3. ………………………….. ….
4. ………………………………
5. ………………………………
6. ………………………………
Упражнение: Нужные мне вещи
Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь. Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут.
Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи». Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными, и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?
Подведение итогов:
•Насколько мне понравилось это упражнение?
•С кем я разговариваю на тему имущества?
•Какое имущество является самым важным для моего отца?
•Какое — для моей матери?
•Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало?
•Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами?
•У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу?
•Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими?
•Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».
Рабочий листок: Нужные мне вещи
Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:
(…) Самолет
(…) Топор
(…) Футбольный мяч
(…) Кровать
(…) Мотоцикл
(…) Теннисная ракетка
(…) Обувь
(…) Веник
(…) Календарь
(…) Мобильный телефон
(…) Стиральная машина
(…) Часы
(…) Пылесос
(…) Картины
(…) Музыкальный инструмент
(…) Удочка
(…) Книги
(…) Телевизор
(…) Собственный дом
(. ..) Тонометр
(…) Радиоприемник
(…) Своя комната
(…) Телефон
(…) Ручка
(…) Велосипед
(…) Лопата
(…) Яхта
(…) CD/МР3-плейер
(…) Зубная щетка
(…) Компьютер
(…) Одежда
(…) Украшения
(…) Фотографии
(…) Нож
(…) Автомобиль
(…) Письменный стол
Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:
•Какую потребность удовлетворяет эта вещь?
•Какие чувства она в тебе вызывает?
•Откуда эта вещь взялась?
•Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить?
•Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование?
•Как бы ты отреагировал на ее потерю?
•Что бы смогло ее заменить?
Запиши сюда названия трех самых важных вещей:
1. ………………………………
2. ………………………………
3. .. …………………………….
10 психологических преимуществ спорта для подростков
Время чтения: 5 минут
Спорт для подростков может оказать значительное положительное влияние на их самочувствие. Спорт не только снижает стресс, но и дает подросткам возможность сблизиться и попрактиковаться в сотрудничестве, получая при этом пользу для физического и психического здоровья от занятий спортом.
Элитные спортсмены часто рассказывают личные истории о том, как соревнования на высоком уровне приводили к расстройствам пищевого поведения или другим психическим заболеваниям. Тем не менее, для школьников-спортсменов и спортсменов колледжей подростковый спорт может повысить самооценку, развить навыки работы в команде и помочь подросткам и молодым людям создать тесное сообщество сверстников и поддерживающих взрослых.
10 Научно подтвержденная польза спорта для психики
Ученые изучают связь между физическими упражнениями и настроением уже более 100 лет. В результате они провели большое количество исследований физической активности и психического здоровья, включая связь между спортом и психическим здоровьем. В игру вступают как биологические, так и психологические факторы.
Вот 10 преимуществ спорта для психики, подтвержденных исследованиями:
- Упражнения положительно влияют на уровень серотонина, химического вещества, помогающего регулировать психическое здоровье, и стимулируют выработку нейротрансмиттера норадреналина, улучшающего настроение.
- Физическая активность высвобождает эндорфины, естественные «химические вещества счастья» в организме, и снижает уровень гормона стресса кортизола.
- Занятия спортом связаны с более низким уровнем стресса, тревоги, депрессии и суицидального поведения.
- Участие в командных видах спорта снижает риск злоупотребления психоактивными веществами и других безрассудных поступков среди подростков.
- Командные виды спорта повышают устойчивость, эмпатию, уверенность и расширяют возможности.
- Также было показано, что они улучшают исполнительные функции, креативность, когнитивное развитие и саморегуляцию.
- Улучшение работы в команде и социальная ответственность являются дополнительными преимуществами командных видов спорта для психического здоровья.
- Чем больше времени тратится на физическую активность, тем меньше времени подросток проводит в социальных сетях, что, как доказано, снижает его благополучие.
- Подростковые виды спорта, а также другие мероприятия на свежем воздухе выводят подростков на улицу, чтобы они могли насладиться преимуществами времени, проведенного на природе.
- Сон улучшается, когда подростки физически активны, что важно, поскольку сон необходим для поддержания психического здоровья.
На самом деле, исследования показывают, что спорт и другие виды физической активности могут быть столь же эффективными, как и лекарства, для улучшения психического здоровья и уровня счастья подростков, одновременно укрепляя физическое здоровье.
Подростковая депрессия и физическая активность
Давайте подробнее рассмотрим исследования подросткового спорта и психического здоровья в области подростковой депрессии. Совсем недавно исследование 2021 года, в котором приняли участие 70 000 старшеклассников, обнаружило прямую связь между спортом и психическим здоровьем. Более того, исследования показывают, что командные виды спорта могут быть более полезными для психического здоровья спортсменов, чем индивидуальные виды спорта: одно исследование показало, что молодые спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, почти в два раза чаще сообщают о симптомах депрессии (13 процентов против 7 процентов).
Другое исследование показало, что физическая активность может быть столь же эффективной, как антидепрессанты. Исследователи разделили участников с депрессией на три группы. Одна группа принимала участие в программе упражнений, одна группа принимала антидепрессанты, а третья группа занималась физическими упражнениями, а также принимала лекарства. Через 16 недель депрессия уменьшилась во всех трех группах. Однако последующее исследование, проведенное шесть месяцев спустя, показало, что эффект от физических упражнений на самом деле длился дольше, чем от антидепрессантов.
Чтобы избавиться от беспокойства, двигайтесьПомимо защиты подростков от депрессии, физические упражнения, такие как командные виды спорта, уменьшают симптомы тревоги. В исследовании студентов колледжей те, кто был физически активен, сообщали о более высоком уровне возбуждения и энтузиазма по сравнению с теми, кто был менее активен. В другом исследовании исследователи обнаружили, что у людей, которые регулярно занимались энергичными физическими упражнениями, вероятность развития тревожного расстройства в течение следующих пяти лет была на 25 процентов ниже.
«Однократные занятия снижают тревожность, улучшают настроение и повышают чувство энергии, которое длится несколько часов. Долгосрочное участие может значительно улучшить такие состояния, как клиническая тревога и депрессия, до такой степени, что это может конкурировать с лекарствами, как у взрослых, так и у подростков».
— Джек Рэглин, доктор философии, кафедра кинезиологии Индианского университета в Блумингтоне
Как физические упражнения способствуют восстановлению после расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ
Спорт не только снижает уровень стресса и сдерживает тревогу и депрессию. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения могут помочь людям оправиться от злоупотребления психоактивными веществами и оставаться в выздоровлении в течение длительного времени. Ученые все еще внимательно изучают нейробиологические основы этого открытия. Более того, они изучают его последствия для лечения. По сути, физическая активность, такая как легкая атлетика для подростков, обеспечивает здоровую награду для мозга.
В частности, наркотики, вызывающие привыкание, стимулируют систему вознаграждения мозга. Они делают это, катализируя мощный всплеск гормона удовольствия дофамина. Поиск здоровых способов повышения уровня дофамина является ключом к успешному выздоровлению. Это особенно верно в первые дни выздоровления, когда тяга к отмене может быть сильной.
Данные показывают, что упражнения можно использовать в качестве альтернативного вознаграждения для тела и мозга. В результате оставаться трезвым становится легче. Подростковый спорт может проложить путь.
Долгосрочные психологические преимущества спорта
В дополнение к непосредственным психологическим преимуществам спорта, участие в командных видах спорта в старшей школе, по-видимому, способствует улучшению психического здоровья в более позднем возрасте. Исследование 2019 года проверило эту теорию на почти 10 000 участников, примерно половина из которых пережила детскую травму. Они обнаружили, что у людей с травмой в анамнезе шансы быть диагностированными с депрессией или тревогой значительно ниже, если они участвовали в командных видах спорта в подростковом возрасте.
Другое исследование, опубликованное в Journal of Adolescent Health , показало, что учащиеся, занимающиеся командными видами спорта в 8-12 классах, меньше подвержены стрессу и имеют лучшее психическое здоровье в юношеском возрасте. В ходе исследования 850 учащихся из 10 канадских школ были опрошены на предмет их участия в школьных видах спорта, таких как баскетбол, футбол, легкая атлетика, борьба и гимнастика .
Через три года после выпуска исследователи связались с участниками. Они обнаружили, что у молодых людей, которые занимались спортом в школе, были более низкие симптомы депрессии, более низкий уровень воспринимаемого стресса и более высокая самооценка психического здоровья, чем у тех, кто вообще не занимался спортом. Авторы исследования пришли к выводу, что занятия спортом в старшей школе защищают молодых людей от плохого психического здоровья четыре года спустя.
По словам соавтора исследования Кэтрин Сэбистон, доктора философии, из Университета Торонто, «командные виды спорта предлагают повышенный акцент на групповых целях, социальной поддержке и чувстве связи, что дает больше возможностей для изучения адаптивных стратегий выживания, которые могут быть необходимы для долгосрочного психического здоровья».
Когда необходимо лечение для подростков
Спорт для подростков предлагает многочисленные преимущества для психического здоровья. В конечном счете, поддержка подростков в занятиях спортом даст им прочную основу для физического и психического благополучия.
Тем не менее, психологических преимуществ спорта может быть недостаточно для каждого подростка. Если физическая активность и другие изменения образа жизни не помогают справиться с симптомами депрессии, беспокойства или других проблем с психическим здоровьем, важно обратиться за лечением до того, как проблема усугубится.
В Newport Academy наша специализированная помощь подросткам включает основанные на фактических данных эмпирические методы, которые включают в себя умственные преимущества спорта, такие как приключенческая терапия, смешанные боевые искусства и занятия физической культурой. Кроме того, индивидуальные и семейные сеансы терапии помогают подросткам залечить травмы и раны привязанности, которые катализируют депрессию, тревогу, злоупотребление психоактивными веществами и другие сопутствующие расстройства.
Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о том, как мы направляем подростков и их семьи к устойчивому исцелению.
Ключевые выводы
- Исследования показывают, что физические упражнения могут быть столь же эффективными, как и лекарства, для улучшения психического здоровья и уровня счастья подростков.
- Физическая активность повышает уровень естественных химических веществ в мозгу, влияющих на эмоциональную регуляцию и настроение.
- Командные виды спорта улучшают межличностные ресурсы, такие как эмпатия, уверенность и ответственность.
- Косвенные преимущества физической активности могут включать время, проведенное на свежем воздухе на природе, и лучший сон, которые защищают от развития психических заболеваний.
- Упражнения помогают подростку избежать расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, или вылечиться от него, потому что они стимулируют аналогичные части системы вознаграждения мозга.
Часто задаваемые вопросы о спорте и психическом здоровье подростков
Источники:
J Clinical Sports Psychol. 2021: 15(3): 268–287.
J Sports Science Med. 2019 1 августа; 18 (3): 490–496.
JAMA Pediatr. 2019; 173(7): 681–688.
Здоровье подростков. 2014 ноябрь; 55 (5): 640–4.
Подростки: какие риски для их жизни и здоровья?
В этом документе рассматриваются результаты новых исследований, касающихся биологических, поведенческих, психологических и социальных процессов, происходящих в подростковом возрасте. Новое исследование позволяет выявить взаимодействия между структурами мозга, выработкой гормонов и поведенческими импульсами, которые лежат в основе и объясняют связи с серьезными проблемами, возникающими в подростковом возрасте: расстройствами поведения, злоупотреблением психоактивными веществами, рискованным сексуальным поведением, насилием и другими социальными расстройствами.
Ключевые слова: Подросток, Снижение вреда, Принятие риска, Молодой взрослый
Подростковый возраст определяется как период жизни, который начинается с биологических, гормональных и физических изменений полового созревания и заканчивается в возрасте, в котором человек достигает стабильная, независимая роль в обществе. Здоровью и благополучию подростков угрожает их склонность к рискованному и безрассудному поведению. Факторы, влияющие на подростковый возраст, в том числе быстрые изменения в развитии и физическом росте, семейные и социальные условия, означают, что рискованное поведение на этом этапе существенно отличается от поведения взрослых [1]. Подростки склонны к более рискованному поведению, чем взрослые, хотя величина возрастных различий в склонности к риску неодинакова; как правило, подростки и молодые люди чаще, чем взрослые, злоупотребляют алкоголем, курят сигареты, имеют случайных половых партнеров, совершают насилие и другие виды преступного поведения, а также попадают в несчастные случаи со смертельным исходом или серьезными последствиями.
Значительный прогресс достигнут в изучении поведения подростков, склонного к риску, путем интеграции результатов из различных дисциплин, таких как неврология, психология, социология. Последнее десятилетие было периодом устойчивого интереса и технологических достижений, которые открыли перед исследователями множество возможностей узнать больше о мозге. Продольные МРТ-исследования показали, что второй всплеск роста нейронов достигает пика в головном мозге непосредственно перед половым созреванием [2, 3].
Мы знаем, что изменения, происходящие в подростковом возрасте, функционально связаны с изменениями в структуре мозга. Подростковый возраст является периодом «пластичности мозга», когда возникает чрезвычайная изменчивость мозга [4].
Пластичность, способность мозга изменяться в ответ на повторную стимуляцию, важна в подростковом возрасте, поскольку позволяет нам учиться и адаптироваться; он заключается в разработке и стабилизации синаптической архитектуры, построенной как часть процесса обучения, но также повышает уязвимость подростков к принятию нездоровых решений. Их мозговые схемы все еще формируются: перепрограммирование, пролиферация нейронов и обрезка, таким образом, затрудняют критическое мышление перед тем, как сделать выбор. Нейронные связи также могут формироваться и улучшаться или ослабляться и отбрасываться во время пластичности [2].
Широко распространено мнение, что подавляющая часть развития мозга происходит в первые несколько лет жизни, но мозг развивается прямо в подростковом возрасте до двадцати и тридцати лет [5]. Это важное открытие помогло лучше понять развитие мозга подростков и обеспечило поддержку многих необъяснимых поведенческих реакций, возникающих в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте.
Этот всплеск, точно такой же, как и в младенчестве, состоит из утолщения серого вещества мозга. Нейроны растут и увеличивают свою способность соединяться с другими нейронами. После этого периода пролиферации мозг «перестраивается» в подростковом возрасте, особенно в префронтальной коре. Перенастройка осуществляется двумя механизмами: миелинизацией (процессом, увеличивающим скорость проведения нервных импульсов) и нейронным сокращением (процессом очистки неиспользуемых синапсов).
В подростковом возрасте связи между различными областями и структурами мозга увеличиваются и укрепляются, что позволяет выполнять несколько задач одновременно, лучше решать проблемы и повышать способность обрабатывать все более сложную информацию.
Процессы пролиферации и сокращения нейронов, происходящие в подростковом возрасте, приводят к тому, что мозг становится очень податливым и адаптируемым перед лицом вызовов, возникающих в окружающей среде, и в значительной степени подвержен формированию под влиянием опыта. Опыт и использование цепей мозга формируются благодаря практике. Так мозг консолидирует обучение. Это означает, что подростки могут в какой-то степени влиять на работу собственного мозга посредством деятельности, которой они занимаются, опыта, который они ищут, и того, чем они занимаются. Травма, хронический стресс, употребление психоактивных веществ и даже малоподвижный образ жизни могут иметь более серьезные негативные последствия, если они возникают в этот чувствительный период развития мозга.
Успехи в исследованиях мозга показали, что гормоны — не единственное объяснение беспорядочного поведения подростков [6]. Исследователи до сих пор пытаются установить точный характер взаимосвязи между пубертатными процессами и развитием мозга подростков. Время изменений мозга может лежать в основе многих аспектов подросткового поведения и принятия рисков. Что касается изменений мозга, которые предшествуют половому созреванию, то мозг сам инициирует половое созревание, выделяя гормоны. Изменения мозга, связанные с гормонами полового созревания, по-видимому, происходят в основном в структурах мозга, наиболее тесно связанных с эмоциями, возбуждением и мотивацией, а также с моделями аппетита и сна (лимбическая система). Изменения мозга, не зависящие от полового созревания, как показывают исследования мозга подростков, связаны с развитием передовых когнитивных функций (префронтальной коры). Гормоны, связанные с половым созреванием, напрямую влияют на физические побуждения (такие как аппетит и сон), мотивацию и эмоции, тогда как когнитивный и регулятивный контроль над поведением устанавливается более постепенным и косвенным образом.
Лимбическая система, которую иногда называют «эмоциональным мозгом», участвует в выражении эмоций (страха, гнева) и мотивации, особенно связанных с выживанием. Лимбическая система также участвует в чувстве удовольствия, которое вознаграждает поведение, связанное с выживанием вида, такое как еда и секс. Кроме того, структуры лимбической системы выполняют функции, связанные с хранением и извлечением воспоминаний, особенно воспоминаний, связанных с событиями, вызвавшими сильную эмоциональную реакцию.
Различные исследования [7], включающие сканирование мозга, показали, что при взаимодействии с другими людьми и принятии решений подростки чаще, чем взрослые, подвержены влиянию своих эмоций. Кроме того, подростки часто неправильно «считывают» чужие эмоции. Исследования, посвященные сравнению мозга подростка с мозгом взрослого, показали, что префронтальная кора подростков (где происходит «логическое» мышление) реже используется во время межличностных взаимодействий и принятия решений, чем у их взрослых коллег. Вместо этого подростки больше полагались на эмоциональную область своего мозга при чтении чужих эмоций, что более импульсивно [8].
Понимание того, что происходит в лимбической системе в подростковом возрасте, помогает частично объяснить некоторые характерные и знакомые черты поведения подростков, такие как быстрота гнева, резкие перепады настроения и принятие решений на основе чувств. Мозг подростков по-прежнему связан с «эмоциональным мозгом», что затрудняет принятие решений, которые взрослые считают логичными и правильными.
Что касается мозга, то наиболее драматические события происходят с префронтальной корой, областью мозга, отвечающей за высокоуровневые когнитивные функции, такие как принятие решений, планирование, социальное взаимодействие и самосознание. МРТ-исследования показывают, что в подростковом возрасте эта область претерпевает весьма существенные изменения. На самом деле в подростковом возрасте происходит значительное снижение активности префронтальной коры, потому что мозг настраивает сам себя.
По мере того, как подростки приближаются к взрослой жизни, саморегулирующиеся части их мозга все еще развиваются. Более раннее начало полового созревания повышает уязвимость современных подростков, делая их более восприимчивыми к рискам, влияющим на их здоровье и развитие в течение более длительного периода времени. Саморегуляция широко описывается психологами как управление эмоциями и мотивацией. Это также включает в себя направление и контроль поведения для решения проблем окружающей среды и работы для достижения сознательной цели. Саморегуляция также включает в себя регуляцию аффектов, что влечет за собой контроль над выражением интенсивных эмоций, контроль импульсов и отсрочку удовлетворения.
Такой контроль поведения требует более высокого уровня когнитивных и исполнительных функций. Эти функции находятся в префронтальной коре, которая созревает независимо от полового созревания и все еще развивается и развивается до двадцати пяти лет. В этот период развития подростки не должны быть чрезмерно защищены, им следует позволять совершать ошибки, учиться на собственном опыте и практиковать саморегуляцию.
Префронтальная кора отвечает за когнитивный анализ и абстрактное мышление, а также за модерацию «правильного» поведения в социальных ситуациях. Префронтальная кора получает информацию от всех органов чувств и программирует мысли и действия для достижения конкретных целей [9]. ].
Префронтальная кора — одна из последних областей мозга, достигших зрелости. Эта задержка может помочь объяснить, почему некоторые подростки ведут себя именно так. Эта область участвует в таких функциях, как внимание, решение проблем, оценка последствий поведения, прогнозирование, планирование, балансирование краткосрочных вознаграждений с долгосрочными целями, контроль импульсов и откладывание удовлетворения, эмоции.
Эта область мозга дает человеку способность проявлять «здравый смысл» в трудных жизненных ситуациях
Исследования головного мозга с помощью МРТ показывают, что процессы развития, как правило, происходят в мозге в обратном направлении, что объясняет, почему префронтальная кора развивается последней. Эти исследования показывают, что развитие мозга не завершается примерно до 25 лет, особенно в отношении развития префронтальной коры.
Лучший поток информации между областями мозга обеспечивается процессом миелинизации связей [10]. Этот массив данных исследований мозга привел к идее прогрессивного роста префронтальной коры, которая постепенно становится способной контролировать и регулировать поведенческие реакции, инициированные более примитивными лимбическими структурами [11]. Область мозга более активна у подростков, когда они принимают решения, чем у взрослых, что говорит о том, что подростки действительно используют другой психологический подход для принятия социальных решений. Способность учитывать чужую точку зрения все еще развивается даже в относительно позднем подростковом возрасте.
В подростковом возрасте белое вещество увеличивается в мозолистом теле, пучке нервных волокон, соединяющем правое и левое полушария головного мозга. Это позволяет усилить связь между полушариями и позволяет использовать полный набор аналитических и творческих стратегий для решения сложных проблем, которые могут возникнуть в жизни молодого человека. Роль опыта имеет решающее значение в развитии нейронной связи, которая позволяет сознательно контролировать эмоции и страсти в подростковом возрасте. Подростки, которые рискуют в относительно безопасных ситуациях, тренируют схемы и развивают навыки самоконтроля в более опасных ситуациях.
С незрелой префронтальной корой, даже если подростки понимают, что что-то опасно, они все равно могут действовать рискованно. Признание асинхронности развития областей мозга помогает нам увидеть подростковый риск в новом свете [12]. Наиболее распространенными рисками для подростков являются рискованное сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ, травмы и насилие, которые являются основными причинами смерти в возрасте 10-24 лет (автокатастрофы: 30%; убийства: 15% и самоубийства: 12%). ). Употребление алкоголя и наркотиков играет ключевую роль примерно в 41% смертей, связанных с автомобильными авариями. Рискованное сексуальное поведение является причиной почти половины 19миллионов новых инфекций, передающихся половым путем, ежегодно диагностируется у подростков в возрасте 15–24 лет в США [13].
Подростки рискуют, чтобы проверить и определить себя. Особенно среди мужчин риск имеет смысл с точки зрения эволюции: он может привести к ситуациям, когда приобретаются новые навыки, а новый опыт может подготовить их к будущим вызовам. Риск служит средством для открытия себя, других и большого мира. Естественная и нормативная склонность к риску играет центральную роль в подростковом развитии, делая его временем как большого потенциала, так и большой уязвимости.
Важно понимать, как изменения, происходящие в мозгу, влияют на рискованное поведение подростков.
Специалисты по психологии развития измерили и задокументировали скачок когнитивных способностей в раннем подростковом возрасте. Примерно с 12 лет подростки перестают полагаться на конкретное мышление и начинают проявлять способность к абстрактному мышлению, визуализации потенциальных результатов и пониманию причины и следствия. Подростки начинают рассматривать ситуации и решать, безопасны ли они, рискованны или опасны [14].
Эти аспекты развития коррелируют с созреванием лобной доли, переходом от расширения нервных связей к сокращению и увеличению высвобождения гормонов; все это определяет настроение и импульсивное поведение подростка. Исследования показывают, что к 15 годам мало различий в принятии решений о гипотетических ситуациях между взрослыми и подростками [14].
Установлено, что подростки способны рассуждать о возможном вреде или пользе различных действий. Однако в реальном мире подростки по-прежнему совершают опасные поступки, несмотря на понимание связанных с этим рисков. Необходимо учитывать как роль эмоций, так и связь между чувством и мышлением: мышление в условиях сильных эмоций и сильного возбуждения приводит к тому, что подростки принимают более неверные решения. Когда обстоятельства менее напряженные, подростки могут принимать более взвешенные решения. С добавлением всех сложных чувств, таких как страх быть отвергнутым, желание выглядеть «умным», возбуждение от риска или тревога, подросткам становится еще труднее продумывать возможные результаты, понимать последствия своих решений, или даже использовать здравый смысл.
Незрелость связей между лимбической системой и префронтальной корой, а также исследования миндалевидного тела подтверждают эту теорию. Прилежащее ядро, часть системы вознаграждения мозга, расположенная в лимбической системе, представляет собой область, которая обрабатывает информацию, связанную с мотивацией и вознаграждением. Исследования изображений головного мозга показали, что прилежащее ядро у подростков сильно сенсибилизировано, посылая сильные импульсы к действию, когда они сталкиваются с возможностью получить что-то желаемое [15]. Эти области вовлечены в различные аспекты социальной обработки, включая распознавание социально значимых стимулов (выражения, социальные суждения, оценка других, оценка привлекательности, оценка чужих намерений, социальные рассуждения и многие другие аспекты социальной обработки). Интересно, что у подростков области, которые активируются во время воздействия социальных стимулов, значительно перекрываются с областями, которые также оказались чувствительными к изменениям в величине вознаграждения. Поскольку эти же области вовлечены во многие процессы аффекта, связанного с вознаграждением, предполагается, что, по крайней мере, в подростковом возрасте социальное признание сверстниками может обрабатываться способами, аналогичными другим видам вознаграждения, включая несоциальные вознаграждения [16].
Когда подростки одни, они принимают более безопасные решения, но в присутствии друзей подростки принимают более рискованные решения. Это помогает объяснить, почему так много подростков рискуют в контексте группы сверстников. Влияние сверстников является важным компонентом развития подростков и приводит как к положительным, так и к отрицательным результатам [12].
В подростковом возрасте подростки начинают заводить дружеские отношения, которые становятся более близкими и продолжительными, и в то же время имеют несколько групп друзей, схожих по демографическим характеристикам или интересам. Эти дружеские отношения позволяют подросткам развивать свою идентичность и определять себя независимо от родителей, чувствовать себя принятыми и практиковать социальные навыки.
Здоровая дружба помогает справиться с трудностями, с которыми подростки сталкиваются в подростковом возрасте, и дает положительный опыт в эти годы интенсивных перемен. Однако, когда подростки оказываются в эмоционально возбуждающих ситуациях и с их незрелой префронтальной корой, когнитивное мышление может быть нарушено, и они могут быть более склонны к безрассудным действиям и импульсивным решениям [12].
Средства массовой информации, общественные нормы и образцы для подражания взрослых также влияют на рискованное поведение подростков. Подростков постоянно бомбардируют эмоционально возбуждающими и часто опасными сообщениями через мультимедиа: незащищенный секс, злоупотребление психоактивными веществами и употребление алкоголя, перед которыми даже взрослые с трудом сопротивляются.
В период полового созревания повышение уровня эстрогена и тестостерона связывает рецепторы в лимбической системе, что не только стимулирует половое влечение, но и повышает эмоциональную импульсивность подростков. Также были обнаружены изменения в чувствительности мозга к вознаграждению, происходящие в период полового созревания. Они связаны с изменениями в дофаминергических нейронах, цепях, которые вызывают чувство удовольствия (помимо других функций). Увеличение склонности к риску в период между детством и юношеством связано, прежде всего, с усилением поиска ощущений, которое связано с изменениями в паттернах дофаминергической активности во время полового созревания [17].
Из-за этих изменений подросткам может потребоваться более высокий уровень стимуляции для достижения того же уровня удовольствия или вознаграждения, что побуждает их искать новые впечатления и побуждает принимать более рискованные решения. Ранняя реорганизация дофаминергических нейронов в системе мотивации вследствие секреции половых гормонов (преимущественно эстрогенов, тестостерона и окситоцина) в начале полового созревания побуждает подростков к поиску острых ощущений. С другой стороны, медленное созревание системы когнитивного контроля, в основном осуществляемой префронтальной корой, означает, что эти импульсы не могут быть должным образом отрегулированы [18].
«Подростки более уязвимы, чем любая другая возрастная группа, к никотину, алкоголю и другим наркотикам, потому что области мозга, которые управляют импульсами и мотивацией, еще не полностью сформированы» [19].
Родители могут помочь подросткам в этот период, выслушав их, предложив поддержку и руководство.
Подростки должны быть окружены заботливыми взрослыми и учреждениями, которые помогают им освоить определенные навыки и соответствующее взрослое поведение. Предложения должны отвечать на более сложные и конкретные вопросы о конкретных системах и практиках, которые лучше всего помогут им расти и взрослеть соответствующими способами и возможностями, которые будут наиболее эффективными для развития навыков суждения, планирования и контроля импульсов.
Знание развития мозга подростков может помочь понять, почему подростки идут на риск и что рискованное поведение является нормальной и необходимой частью подросткового возраста. Эти знания могут помочь в разработке эффективных вмешательств, направленных на снижение вреда, связанного с рискованным поведением, для создания более безопасной, здоровой и дружественной к подросткам среды.
1. Taylor SJ, Barker LA, Heavey L, et al. Типичное развитие траектория социальных и исполнительных функций в позднем подростковом возрасте и ранняя взрослость. Дев психолог. 2013;49: 1253–1265. [PubMed] [Google Scholar]
2. Giedd JN, Blumenthal J, Jeffries NO, et al. Развитие мозга в детском и подростковом возрасте: продольное МРТ-исследование. Неврология природы. 1999; 2: 861–863. [PubMed] [Google Scholar]
3. Dosenbach NUF, Nardos B, Cohen AL, et al. Прогнозирование отдельных Зрелость мозга с помощью фМРТ. Наука. 2010; 329:1358–1358. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Lebel C, Beaulieu C. Продольное развитие человеческого мозга проводка продолжается из детства во взрослую жизнь. Дж. Нейроски. 2011;31:10937–10947. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Stiles J, Jernigan TL. Основы развития мозга. нейропсихология 2010; 20:327–334. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Sisk CL, Foster DL. Нейронная основа полового созревания и подросткового возраста. Неврология природы. 2004; 7: 1040–1478. [PubMed] [Google Scholar]
7. Guyer AE, McClure-Tone EB, Shiffrin ND, et al. Зондирование нейронные корреляты ожидаемой оценки сверстников в подростковом возрасте. Детский Дев. 2009 г.;80:1000–1015. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Cohen Kadosh K, Johnson MH, Dick F, et al. Эффекты возраста, выполнение задач и структурное развитие мозга на лице обработка. Кора головного мозга. 2013; 23:1630–1642. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Casey BJ, Jones RM, Hare TA. Подростковый мозг. Энн Нью-Йорк акад. 2008; 1124:111–126. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Giedd JN. Структурная магнитно-резонансная томография подростка мозг. Энн NY Acad Sci. 2004; 1021:77–85. [PubMed] [Академия Google]
11. Стейнберг Л. Взгляд социальной нейробиологии на подростков принятие риска. Dev Rev. 2008; 28:78–106. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
12. Стейнберг Л. Риск в подростковом возрасте: что меняется и почему? Энн Н.Ю. Академия наук. 2004; 1021:1051–1058. [PubMed] [Google Scholar]
13.