Шизофрения симптомы у подростков: Причины шизофрении у подростков, лечение подростковой шизофрении в ЦМЗ «Альянс»

Лечение подростковой шизофрении в Москве

Шизофрения – что это у подростков

Подростковой шизофренией называют психическое расстройство, имеющее хронический прогрессирующий характер и разрушающее постепенно личность ребенка. Патология является довольно распространенной у подростков. Развитие заболевания отличается своими характерными особенностями. Но в общем признаки патологии, ее лечение во многом схоже с болезнью у взрослых людей.

Причины возникновения патологии

Причины, по которым появляется подростковая шизофрения, условно можно разбить на две группы: биологические и социальные.

Причины биологического характера

Биологические причины заболевания – это присутствие генетической предрасположенности, если в семье есть близкие с таким расстройством. Также к ним относят сбои в работе ЦНС. Подросток может заболеть, когда во время вынашивания было воздействие инфекций на плод. К причинам этого вида можно отнести алкоголизм в подростковом возрасте, токсикоманию, употребление наркотиков.

Социальные причины

Социальными причинами проявления у подростков шизофрении являются неблагоприятная семейная атмосфера – конфликты, постоянные скандалы, ссоры между членами семьи, игнорирование личностных потребностей ребенка и многое другое.

Но определить причину заболевания точно пока не удается. Данные факторы могут провоцировать возникновение симптоматики болезни.

Виды подростковой шизофрении

Патология в подростковом возрасте имеет несколько разновидностей:

  • Заболевание непрерывно текущее;
  • Параноидная форма;
  • Рекуррентный вид;
  • Острая пубертатная шизофрения.

Патология непрерывно текущее

Начальные признаки болезни могут появиться еще в раннем возрасте. Ребенок становится упрямым, отчужденным, раздражительным. При достижении подросткового периода патология обостряется. Нормальное состояние у подростков со временем исчезает. Он постоянно неуравновешен, сбивчиво говорит, нарушаются движения тела. Постепенное прогрессирование болезни происходит на фоне обострений весной и осенью. Появляются приступы паники, усиливается тревожное состояние, возникают бредовые идеи, различные галлюцинации.

Параноидная форма

Первые симптомы могут появиться после 12-ти лет. У ребенка возникают внезапные перепады настроения, он становится склонен к фантазиям, придумыванию нереальных историй, в подробностях которых постепенно запутывается. Взрослея, подросток выдает более логично выглядящие и обдуманные бредовые идеи. Позже к ним прибавляется мания величия, бред про попытки отравления, внешнее воздействие. При параноидной форме расстройства у подростков редко появляются галлюцинации. Но может возникать враждебное отношение к окружающему миру, опасения за личную жизнь.

Рекуррентный вид

Патология реккурентного вида больше свойственна девочкам. Симптомами заболевания являются приступы психопатии, появляющиеся и исчезающие внезапно. Такие проявления нередко вызывают физические травмы, инфекционные, вирусные болезни, депрессивные состояния.

Острая пубертатная шизофрения

Заболевание этой формы характеризуется волнообразным протеканием. Состояние приступов сменяется периодами затишья. По продолжительности они примерно одинаковы – от 2-х недель до 2-х месяцев. Но если подросток находится в состоянии стресса, принимает алкоголь или наркотические средства, то длительность приступов увеличивается.

Симптомы шизофрении

Признаки патологии в подростковом возрасте делятся на продуктивные и негативные.

Негативная симптоматика

Признаки болезни негативного типа превалируют над продуктивными и появляются раньше:

  • Расстройство мышления, смена эмоций, настроений;
  • Потеря интереса к занятиям, вещам, которые интересовали раньше;
  • Появление грубого поведения, агрессивности к родителям, друзьям;
  • Ребенок отказывается следить за своей опрятностью, не соблюдает личную гигиену;
  • Появляется апатия, снижаются интеллектуальные способности, ухудшаются оценки в школе;
  • Иногда возникают депрессивные состояния, двигательная возбудимость, ступор.

Родители, близкие часто воспринимают эти изменения в качестве признаков переходного возраста, не уделяя им нужного внимания.

Позитивные признаки

У подростков продуктивная симптоматика обычно проявляется в форме галлюцинаций, наличия бредовых идей:

  • Слуховые галлюцинации – осуждающие, ругающие голосовые сообщения;
  • Бредовые идеи – недовольство внешним видом, может постепенно привести к нанесению самоувечий, анорексии, попыткам суицида;
  • Философская интоксикация – повышенный интерес к абстрактностиу, продолжительные разглагольствования на такие темы;
  • Психопатические отклонения – характеризуются сексуальной расторможенностью, грубостью, жестокостью, склонностью к наркотикам, алкоголю.

Стадии развития патологии у подростков

Болезнь у подростков протекает медленно, часто незаметно. Самым первым проявлением патологии является ощущение внутреннего дискомфорта. Ребенок находится в сильном напряжении, испытывает постоянный стресс.

Стадии развития шизофрении:

  • Продромальная – появляются проблемы с концентрированием внимания, нарушается сон, ухудшается успеваемость. Здесь практически невозможно диагностировать шизофрению. Когда ребенок находится в группе риска, требуется специальная профилактика.
  • Активная – на этой стадии в основном отмечаются продуктивные признаки заболевания. Это бредовые идеи, необъяснимое психотическое поведение, галлюцинации, расстройства мышления. Наиболее специфический симптом – слуховые галлюцинации.
  • На стадии терапии, редукции симптомов болезни ведется наблюдение за пациентом, корректируются побочные эффекты. Задача лечения – достичь ремиссии.
  • На этапе достижения устойчивой ремиссии отмечаются остаточные признаки патологии, которые чаще связываются с побочными эффектами лечения. Здесь достигается положительная тенденция стабильности ремиссии, исключаются факторы, способные спровоцировать появление рецидивов. Подростку даются установки на поддерживающее лечение, восстанавливаются социальные функции.
  • Стадия восстановления характеризуется проведением контроля поддерживающего лечения, пациенту оказывается социальная поддержка, проводятся профилактические мероприятия по исключению рецидивов.

Прогрессирующий хронический этап болезни свидетельствует о том, что подросток хорошо поддается лечению. Но апатичность, социальная изоляция еще присутствуют. Заболевание поражает все слои психики ребенка, влияет на его самосознание, искажает восприятие окружающего мира.

Первая помощь при подростковой шизофрении

  1. Скажите ребенку, что он не виноват в случившемся;
  2. Осознайте, насколько сложным периодом является расстройство вашего ребенка;
  3. По возможности узнайте о подростковой шизофрении у подростков;
  4. Спросите прямо как ребенок себя чувствует;
  5. По возможности пусть ребенок поддерживает социальные контакты;
  6. Напомните себе, что все может измениться, и убедите ребенка в возможности выздоровления;

Подростку, столкнувшемуся с шизофренией следует показаться специалисту. Своевременное обращение к специалисту снижает риск осложнения заболевания.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВРАЧУ БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Варианты лечения шизофрении у подростков в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Записаться

Стоимость 3 500 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах, контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Записаться

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Записаться

Стоимость от 7 000 ₽

Диагностика заболевания

Некоторые психосоматические признаки могут быть симптомами совершенно других психических расстройств у ребенка. По этой причине диагностика заболевания требует проведения всестороннего обследования подростка. Необходимо тщательно протестировать личностные особенности пациента, собрать анамнез болезни. Врач должен проверить возможность генетической причины патологии, удостовериться, что симптоматика не вызвана употреблением токсических, наркотических, лекарственных средств. Дифференциальная диагностика также учитывает общее состояние нервной системы, есть ли патологии головного мозга. Диагноз может поставить только квалифицированный врач-психиатр.

Методы лечения подростковой шизофрении

Подростковая шизофрения является хроническим заболеванием. Полностью ее вылечить невозможно. Но современные методики позволяют снять основные позитивные признаки патологии, замедлить развитие негативных симптомов.

Подростковый возраст тесно связан с гормональной перестройкой всего организма. Это в значительной мере осложняет течение болезни и может привести к попыткам суицида. Заболевание необходимо лечить в обязательном порядке.

Терапия проводится несколькими методами:

  • С использованием лекарственных препаратов;
  • Сеансами психотерапии;
  • Психокоррекцией.

Наилучшим решением будет комплексный подход к лечению подростковой шизофрении.

Фармакотерапия

Лечение заболевания с применением ноотропов, нейролептиков, помогает снять позитивные признаки болезни, замедлить или предупредить появление негативных симптомов. Но лекарственные препараты дают сильные побочные эффекты для подростков. Поэтому их необходимо подбирать особенно тщательно, точно определять дозировку и срок применения.

Психотерапия

Сеансы психотерапии помогают пациентам разобраться со своей болезнью, принять ее. Такой метод лечения позволит подростку найти опору в жизни, помогающую не потерять связь с реальным миром.

Психокоррекция

Специфика подростковой шизофрении может сформировать у пациента аддиктивные установки, привести к патологическим изменениям черт личности. Индивидуальная, семейная психокоррекция помогает родителям понять особенности болезни, обучает их правильному поведению с подростком, своевременному распознаванию наступления обострений.

Специалист окажет помощь родным ребенка в корректировке поведения всех членов семьи, межличностных отношений. Врач поможет справиться со страхами.

Квалифицированная терапия предотвратит, замедлит необратимые изменения личности подростка. Но до конца вылечить заболевание невозможно.

Профилактика заболевания

Предупредить заболевание гораздо легче, чем справляться потом с его тяжелыми последствиями. В качестве профилактических мер специалисты предлагают следующее:

  • Подросток, имеющий повышенный риск развития шизофрении, должен получать информацию о важности отказа от алкоголя и наркотических препаратов.
  • Ребенка необходимо поощрять в развитии социальных навыков, не допускать его изоляции.
  • Требуется формировать отношения с другими людьми на позитивной ноте.
  • Постоянно следует вести беседы о здоровом образе жизни, необходимостью следить за внешним видом, корректировать патологические черты поведения, обучать нормальным контактам с окружающим миром.

В семье нужно создать стабильно спокойную атмосферу, исключить моральное, физическое насилие. Подросток не должен находиться в излишней зависимости от взрослых, но его поведение стоит контролировать.

Шизофрения периода адолесценции

Еще более четверти века тому назад E. Hare [1] в поисках этиологических факторов и истоков шизофрении подросткового/юношеского возраста («аdolescent insanity») столкнулся со значительными трудностями в интерпретации старых описаний болезни не только в связи с трансформацией клинической терминологии, но и в связи с тем, что произошел сдвиг проявлений и исходов шизофрении в пользу более доброкачественных ее вариантов с положительной динамикой показателей клинико-социального прогноза и урежением случаев со злокачественным течением и катастрофическим финалом. По мнению этого автора, подобная тенденция сохранится, приведя к облегчению течения болезни и, возможно, снижению ее распространенности, в первую очередь рано дебютирующих форм.

В данной статье мы опустим вопросы патоморфоза шизофрении, они анализировались в недавних публикациях [2], оговоримся лишь, что нестойкость и видоизменение клинической картины болезни типичны для шизофрении возраста адолесценции, что не позволяет автоматически экстраполировать выявленные несколько десятилетий назад клинические закономерности на современный период, вынуждая заново пересматривать, казалось бы, незыблемые стереотипы. Представляет также трудности и возможность сопоставления отечественных и зарубежных данных из-за несовпадения диагностических критериев и методологических подходов с использованием западными психиатрами в ущерб клинико-описательному методу психометрических шкал, что затрудняет сравнительный анализ и понимание клинической картины болезни. Негативным моментом является и непостоянство международных классификаций и отсутствие единой отечественной классификации. Приходится пересматривать и без того не слишком четко сформулированные диагностические рубрики, «подгоняя» под них наблюдаемую в подростковом возрасте патологию.

В настоящем сообщении мы поставили цель проанализировать современную картину шизофренических расстройств подросткового возраста, опираясь на почти полувековой опыт исследовательской работы в этой области, в том числе за последние 20 лет, связанной с изучением контингента больных подросткового возраста, в Отделе проблем подростковой психиатрии Научного центра психического здоровья (руководитель — проф. Н.А. Мазаева).

Материал и методы

Подростковый контингент больных (возраст 15—17 лет) составили пациенты Психоневрологического диспансера № 21 Москвы, а также больные, обращавшиеся за амбулаторной и стационарной помощью в подростковые отделения Городской психиатрической клинической больницы № 15 Москвы в 1995—2014 гг. Представленность подростков с патологией шизофренического спектра, включая шизотипические и шизоидные расстройства, в диспансерном контингенте длительное время оставалась относительно невысокой, в пределах 9—10%. Лишь в последние годы в связи с оттоком больных с непсихотической и пограничной симптоматикой в альтернативные структуры и повышением толерантности общества к проявлениям психического нездоровья произошли изменения в нозологическом распределении зарегистрированных диспансерами подростков с увеличением доли страдающих шизофренией.

В исследовании использовались традиционные клинические методы: психопатологический, катамнестический. Все больные шизофренией (в общей сложности 1481 подросток) были прослежены до 18-летнего возраста, длительность клинико-катамнестического наблюдения составила от 3 до 10 лет.

Подавляющее большинство подростков с диагнозом шизофрении ранее лечились у детского психиатра, и лишь у 17—18% указанный диагноз был определен при первичном обращении непосредственно к подростковому психиатру. Заметим, что при умственной отсталости этот показатель составляет около 3%, при последствиях раннего органического поражения ЦНС — 5%, непсихотической психической патологии — чуть больше 9%. Приведенные цифры скорее всего являются результатом сравнительно редкой манифестации и недостаточной выявляемости эндогенной патологии у детей. При раннем начале эндогенного процесса симптомы шизофрении нередко «перекрывались» другими расстройствами, диагностическая трактовка которых, будучи нестабильной, включала в себя разнообразные оценки: от состояний резидуально-органического генеза, дизонтогенетических проявлений до умственной отсталости, раннего детского аутизма, гиперкинетического синдрома и др.

Считается [3], что прогностическая валидность и стабильность диагноза шизофрении значительно повышается (достигая 80%) только в случаях более позднего дебюта болезни — уже в период адолесценции.

Результаты и обсуждение

Общая характеристика наблюдений

Установлено, что более чем у 40% подростков начало шизофренического процесса относилось к раннему детству, в 30—35% случаев — к препубертатному и раннему пубертатному и еще реже — к среднему и позднему пубертатным периодам. Диагностика непрерывных прогредиентных и злокачественных форм шизофрении в половине случаев запаздывала в среднем на 6 лет. Что касается вялотекущих форм, то лишь у 1/5 больных диагноз эндогенного заболевания был поставлен при первичном обращении.

Длительность заболевания в изученных случаях колебалась в широком диапазоне, превышая в ряде случаев 10 лет и более. Так же, как и у взрослых, относительная стабилизация в течении болезни оказалась возможной и при ранней (в детстве) манифестации, 10—15 лет спустя от ее начала, приходясь на подростковый возраст.

При грубопрогредиентной динамике рано начавшейся шизофрении у подростков можно констатировать постпроцессуальные, близкие к конечным состояния, резистентные к медикаментозному воздействию. На отдаленных этапах болезнь принимала стационарно деструктивный характер, когда выявлялись так называемые детские злокачественные формы, картина которых у подростков определяется рано сформировавшимся олигофреноподобным дефектом и персистирующей массивной психопатологической симптоматикой, требующей постоянной купирующей терапии. В подростковом диспансерном контингенте указанный вариант выявляется у 12—13% больных.

При вялом, берущем свое начало в детстве, малопрогредиентном непрерывном или приступообразном течении к подростковому возрасту эндогенный процесс также вступал в фазу стабилизации с формированием стойких личностных изменений (шизофренического типа), редукцией (вплоть до полного исчезновения) позитивной симптоматики, сближением клинической картины болезни с симптомами так называемой негативной шизофрении.

Подростковый возраст служил как бы точкой раздела, в которой заканчивался активный период большинства рано дебютирующих форм шизофрении и обнаруживались инициальные и манифестные проявления эндогенного процесса, развернутые стадии которого, приходясь на более поздний возраст, протекали уже по закономерностям шизофрении у взрослых. Их нозологическая оценка представляла значительные трудности, если только речь не шла о манифестации болезни психотическими проявлениями.

Возрастная специфика психических расстройств подросткового возраста

К особенностям психопатологической симптоматики подросткового возраста наряду с полиморфизмом относят ее незавершенность и зачастую рудиментарный характер — положение, с которым трудно не согласиться, и которое подтверждается клинической реальностью.

Не являлось редкостью наличие в клинической картине редуцированных, так называемых специфических синдромов и поведенческих расстройств, сопряженных с дисгармонией психического развития (энурез, тики, заикание). Наличие отдельных психопатологических феноменов, типичных для детского возраста, свидетельствовало о раннем начале эндогенного процесса, сопровождавшегося нарушением психического созревания и формированием психического инфантилизма/ювенилизма.

При более поздних дебютах обращало на себя внимание «повзросление» клинической картины болезни, которая в большей степени оказывалась сопоставимой с наблюдаемой у взрослых больных. В последнее десятилетие значительно реже, чем прежде, регистрируются считавшиеся ранее характерными для подростков синдромы метафизической интоксикации, грубое гебоидное поведение. Предпочтительными и наиболее распространенными стали обсессивно-фобические и аффективные расстройства, а также проявления когнитивного дефицита.

Обращает на себя внимание раннее формирование шизофренического дефекта у подростков. При этом самый легкий, астенический уровень (по А.В. Снежневскому) практически не наблюдался. Типичны сдвиг в сторону аутизма, эмоциональной парадоксальности при общем эмоциональном обеднении, снижение трудоспособности, нарушение коммуникативных функций. Если придерживаться современной терминологии, то этот комплекс нарушений клинически ближе всего стоит к так называемым первичным дефицитарным расстройствам, на фоне которых выявляется вялое непрерывное, либо с острыми психотическими экзацербациями, течение процесса.

В качестве характерных особенностей приступообразной шизофрении в подростковом возрасте следует указать помимо полиморфизма симптоматики синдромальную незавершенность отдельных симптомокомплексов, отсутствие строгой закономерности в развертывании острых состояний и их обратном развитии с прохождением определенных этапов. Нельзя не упомянуть и об относительной кратковременности состояний психомоторного возбуждения, расстроенного сознания.

Галлюцинаторно-бредовые картины с включением синдрома психического автоматизма в дебюте заболевания (за исключением редких случаев манифестации непрерывной параноидной шизофрении) у подростков не соотносились с хроническим течением болезни и непременно ее неблагоприятным прогнозом. Мало того, у подростков могли появляться изолированные галлюцинаторно-бредовые феномены, не сопряженные с шизофреническим дебютом, быстро купируемые назначением нейролептиков. В последние годы в зарубежной печати появились публикации, посвященные эпидемиологическим аспектам преходящих галлюцинаторных и бредовых расстройств [4]. Распространенность этих феноменов оказалась неожиданно высокой — 5—8% в общей популяции, что почти в 10 раз превышает распространенность диагностированных психотических расстройств. У молодых людей этот показатель был еще выше и достигал у 11-летних подростков 14%. В исследованиях, обобщающих данные самоопросников, приводят показатель в 25% и выше. Трактовка этих феноменов не ясна.

Для подростков, в том числе страдающих шизофренией, прежде всего приступообразными формами, оказалась, в отличие от взрослых, типичной парциальная охваченность болезнью. Даже при наличии галлюцинаторных расстройств их состояние могло не привлекать внимания окружающих. При этом внешняя сохранность поведения могла маскировать потенциальные агрессивные и аутоагрессивные тенденции, не говоря уже о том, что такие пациенты оставались долгое время вне поля зрения психиатров.

В качестве особенности шизофрении подросткового возраста нельзя не отметить бо́льшую предрасположенность к ней лиц мужского пола. Во всем подростковом контингенте больных шизофренией соотношение лиц мужского и женского пола было представлено как 4:1, и лишь в случаях грубодеструктивного течения — как 2:1.

Зависящие от фактора пола клинико-психопатологические предпочтения

При шизофрении подросткового возраста практически не удается обнаружить какой-либо психопатологической симптоматики, специфичной только для подростков. В клинической картине как инициальных, так и более поздних стадий болезни можно выявить практически весь регистр психических расстройств, присущих шизофрении у взрослых и выступающих в структуре сходных манифестных приступов — аффективно-бредовых, галлюцинаторно-бредовых, онейроидно-кататонических, полиморфных. Распространенность различных вариантов течения шизофрении у подростков женского и мужского пола не одинакова.

Более чем у половины подростков женского пола заболевание носило отчетливо приступообразный характер, в ¼ случаев имело место непрерывно-прогредиентное течение, в том числе в 10—13% — с ранним началом и формированием олигофреноподобного дефекта. У 20% больных речь шла о вялом течении. Обратные закономерности наблюдались у юношей, у которых лишь в 20% случаев болезнь протекала с отчетливыми приступами. Более чем у 1/3 больных она имела непрерывно-прогредиентный характер, у 12,8% — с формированием дефекта олигофреноподобного типа. Почти у половины подростков-юношей отмечалось вялое течение болезни, в том числе в ¼ случаев фигурировал диагноз шизотипического расстройства личности, в 16% — псевдоневротической и в 6% — психопатоподобной шизофрении.

При анализе гендерных соотношений было установлено, что показатели, отражавшие общую тяжесть шизофренического процесса как заболевания в целом, такие как частота грубодеструктивных форм с исходом в ранний олигофреноподобный дефект и инвалидность детства, практически не несут половых различий. Так, 40% девушек и 46% юношей, больных шизофренией, являлись инвалидами детства.

Не удалось получить обоснованных данных о предпочтительности той или иной психопатологической симптоматики в зависимости от пола. Различия в частоте тех или иных расстройств отражали в первую очередь тип течения болезни — приступообразный у подростков-девушек и непрерывно-прогредиентный у подростков-юношей.

Для определения роли гендерных факторов в картине манифестных шизофренических психозов были сопоставлены две группы больных шизофренией подростков со сходными характеристиками: 70 девушек и 70 юношей (все они лечились в 2006—2009 гг.) в подростковых отделениях Городской психиатрической больницы № 15. У девушек наиболее частыми оказались приступы аффективно-бредовой структуры (33,3%). Несколько реже, с одинаковой частотой (20%), отмечались полиморфные приступы с кататоно-бредовыми расстройствами и шизоаффективные состояния. Лишь в ¼ случаев ведущими в клинической картине болезни выступали неврозоподобные и психопатоподобные синдромы (20%), отражавшие, как правило, вялопрогредиентную динамику. У юношей значительно чаще, чем у девушек, формировались полиморфные психотические состояния с включением бредовых, кататонических, аффективных проявлений (32%), и не только в рамках приступообразного, но и непрерывного течения. Еще у 20% подростков мужского пола, больных шизофренией, наблюдались преимущественно бредовые расстройства, в том числе синдром бредоподобных фантазий. И чуть меньше, чем у половины подростков-юношей речь шла о шизотипическом расстройстве с прогредиентным течением и преобладанием в клинической картине психопатоподобных (32%) или неврозоподобных (обсессивно-компульсивных и ипохондрических) расстройств (16%).

Прогноз и отдаленные последствия подростковой шизофрении

Общепризнанно, что шизофрения с началом в детском возрасте протекает менее доброкачественно, чем у взрослых. В долгосрочной перспективе многих ожидают плохая социальная приспособляемость, тяжелые функциональные нарушения, высокая социально-экономическая зависимость от окружающих. По данным зарубежных исследователей [5, 6], большинство (более 70%) больных шизофренией с ранним началом спустя десятилетия сохраняют очень низкие показатели по шкалам социального функционирования, половина получают постоянную пенсию, и лишь 12—17% имеют полную занятость. Отчасти такие исходы пытаются объяснить тем, что раннее начало соотносится с незавершенным социальным становлением, чреватым впоследствии большими социальными и экономическими затруднениями. Наиболее значимыми предикторами последующей социальной дезадаптации считаются выраженная острота позитивных синдромов и низкий уровень социальной компетенции в преморбиде [7].

Сошлемся на данные B. Lay и соавт. [8], полученные в ходе 12-летнего катамнеза 65 подростков, госпитализированных впервые в возрасте 11—17 лет. Только 26% перестали нуждаться в медицинской помощи, тогда как большинство продолжали лечение, 2/3 из них нуждались в терапии нейролептиками. Лишь ¼ больных могли обеспечивать свое существование; большинство проживали в родительской семье. Больные осиливали преимущественно лишь низшую ступень школьного образования и оказывались несостоятельными применить полученные ими даже простые профессиональные навыки. Авторы, в отличие от других исследователей, не выявили различий в отдаленных исходах болезни в каких-либо сферах социального функционирования между больными мужского и женского пола.

Представление о неблагоприятном течении рано начавшихся форм шизофрении нашло подтверждение и в исследованиях, проведенных в нашем Отделе [9, 10]. Судя по катамнестическим данным о 60 больных шизофренией с началом в детском и подростковом возрасте, на момент достижения совершеннолетия полной ремиссии не наступило ни в одном случае. У 24% больных можно было говорить о частичной ремиссии, а у 76% — о приближающемся к хроническому безремиссионном течении. Cледует, однако, отметить, что среди этих 60 больных, согласно критериям отбора (длительность катамнеза не менее 3 лет), не было заболевших в позднем пубертатном возрасте, у которых течение болезни является более благоприятным. Социальные исходы также оказались малоутешительными: 62% уже в детстве получили инвалидность по психическому заболеванию, в большинстве своем сохранив этот статус и после вступления во взрослую жизнь. В силу наличия негативных расстройств, бредовой симптоматики больные не всегда могли реализовать приобретенные ими навыки самообслуживания. Они продолжали жить с родителями, а их трудовая деятельность ограничивалась мелкой хозяйственной помощью. Заметим, что страдавшие ранней детской шизофренией реализовывали даже меньшее количество умений, чем подростки с умеренной и нередко тяжелой умственной отсталостью.

Более высокие уровни образования и занятости, как и следовало ожидать, отмечались у больных малопрогредиентными формами болезни, наименьшие — при непрерывном грубодеструктивном течении процесса.

Негативное влияние на адаптационные возможности оказывали сохраняющаяся активность эндогенного процесса, ранний возраст к его началу, значительная прогредиентность. Наибольшую несостоятельность больные обнаруживали в сфере общения (преимущественно нарушенными оказывались межличностные взаимоотношения). В целом социальный прогноз больных ранней шизофренией, несмотря на все лечебно-реабилитационные усилия, оказался хуже, чем при олигофрении.

В этом контексте интересна динамика показателей инвалидности детей по психическому заболеванию в Российской Федерации в 2002—2012 гг. [11]. В целом показатель первичной инвалидности детей и подростков увеличился за десятилетие на 3%, а общий контингент больных детей, имеющих инвалидность по психическому заболеванию, — на 5,4%. В контингенте обратившихся за психиатрической помощью детей каждый седьмой ребенок является инвалидом по психическому заболеванию. Показатель первичной инвалидности детей с шизофренией вырос на 15,8%, а общее число детей-инвалидов вследствие шизофренических расстройств — на 35,7%. Доля больных шизофренией среди детей-инвалидов, хотя и остается невысокой, сохраняет непрерывную тенденцию к нарастанию. Приведенные данные свидетельствуют о недоброкачественном течении рано начавшейся шизофрении, приводящей к ранней стойкой инвалидизации почти у 40% больных.

Несмотря на высказываемую рядом исследователей [12] точку зрения на шизофрению как сборную группу случаев, объединяющую несколько (вплоть до сотни и более) различных болезней со сходными клиническими проявлениями и, возможно, различной этиологией, нельзя отрицать наличие континуума от ранней шизофрении у детей до шизофрении зрелого возраста.

Многообразие клинической картины шизофрении в подростковом возрасте является результатом сочетания остаточной симптоматики эндогенного процесса, начавшегося в раннем возрасте, резидуально-органической недостаточности и проявлений берущих начало в пубертате вялотекущих и психотических вариантов шизофрении. При этом в старшем пубертатном периоде клиническая картина все более приближается к наблюдаемой у взрослых больных.

При малоблагоприятном в целом клинико-социальном прогнозе подростковой шизофрении отмечается прямая зависимость от возраста, на который приходится дебют болезни: чем он меньше, тем тяжелее исходы и выраженнее социальная дезадаптация.

Наибольшие диагностические затруднения возникают при шизофрении, развивающейся в раннем детстве, когда ее проявления перекрываются иной, типичной для этого возраста симптоматикой. Не меньшие сложности возникают при начале малопрогредиентных форм болезни непосредственно в пубертате, что приводит зачастую как к ложно-позитивной, так и ложно-негативной диагностике. Такие больные нуждаются в наблюдении и профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения.

Профилактика неблагоприятных исходов шизофрении заключается в возможно ранней ее диагностике, назначении адекватной терапии и реабилитационных мероприятиях, направленных на купирование когнитивного дефицита, тренинг социальных навыков, повышение социальной компетентности больных.

Распознавание симптомов шизофрении у подростков

Изучение того, как отличить ранние симптомы шизофрении у подростков от типичной подростковой ссоры, может помочь вашему подростку получить своевременное лечение.

Шизофрения — это расстройство психического здоровья, характеризующееся психозом, состоянием неточного восприятия реальности, которое включает основные симптомы, такие как галлюцинации, бред и дезорганизованное мышление.

Однако, как прогрессирующее пожизненное состояние, шизофрения часто начинается с незначительных изменений настроения, социальных функций и мышления. Эта ранняя фаза известна как продромальный период.

У подростков симптомы продромального периода могут быть похожи на депрессию или тревогу, что затрудняет определение того, когда вашему ребенку может понадобиться психологическая помощь.

Для постановки диагноза шизофрении специалисты в области психического здоровья используют критерии, изложенные в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание, редакция текста (DSM-5-TR).

В DSM-5-TR основное внимание уделяется симптомам полностью развившейся шизофрении, поскольку не у всех наблюдается продромальная фаза.

В соответствии с рекомендациями шизофрения может быть диагностирована, когда следующие симптомы присутствуют большую часть времени в течение 1 месяца и сохраняются не менее 6 месяцев: неверно)

  • галлюцинации (ложные сенсорные переживания)
  • дезорганизованное мышление (бессвязные, часто непонятные мысли и речевые паттерны)
  • дезорганизованная двигательная функция (возбуждение или кататония)
  • негативные симптомы
  • По крайней мере один из этих симптомов должен быть бредом, галлюцинациями или дезорганизованным мышлением.

    Негативные симптомы

    Негативные симптомы при психических расстройствах — это симптомы, указывающие на потерю естественной функции.

    К ним относятся:

    • снижение эмоционального выражения
    • снижение целенаправленной, самомотивированной деятельности (аволиция)
    • снижение речевой продукции (алогия)
    • неспособность испытывать удовольствие от положительных стимулов (ангедония)
    • социальная изоляция или отсутствие интереса к общению (асоциальность)

    Другие распространенные переживания при шизофрении, подтверждающие диагноз, включают:

    • неадекватные эмоциональные реакции (например, смех без причины) раздражительность
    • нарушение сна
    • отказ от еды
    • деперсонализация
    • дереализация
    • нарушение когнитивных функций (плохая память, нарушение речи, трудности в обучении)
    • неспособность точно интерпретировать намерения в словах и действиях других
    • неосведомленность о расстройстве (анозогнозия)

    Ранние симптомы

    Ранние симптомы шизофрении у подростков легко пропустить — или игнорировать — из-за того, насколько они непритязательны часто бывают.

    У подростков ранние симптомы могут проявляться как:

    • смена групп друзей
    • трудности с заведением или сохранением друзей
    • изменения настроения
    • академический спад
    • отсутствие интереса к спорту, хобби или другим занятиям, которыми они раньше наслаждались
    • самоизоляция от семьи и друзей
    • снижение личной гигиены
    • нехарактерные убеждения или магическое мышление
    • плохой сон
    • низкая энергия
    • эмоциональная холодность
    • пугливость
    • нехарактерное поведение
    • необычные феномены восприятия (например, ощущение, что они не узнают себя или близких)

    Исследования показывают, что продромальные симптомы у подростков возникают более чем за 1 год до появления классических симптомов психоза, и многие из них являются ранними проявлениями негативных симптомов.

    Хотя любой человек в любом возрасте может заболеть шизофренией, женщины, как правило, наблюдают начало заболевания в возрасте от 20 до 30 лет, тогда как у мужчин оно чаще возникает в период от позднего подросткового до 20-летнего возраста.

    Ранняя шизофрения встречается редко и поэтому недостаточно изучена. Детская шизофрения встречается примерно у 0,04% населения.

    Вам не нужно ждать, пока у вашего ребенка появятся симптомы психоза, чтобы поставить диагноз шизофрения.

    Специалист по психическому здоровью начинает диагностический процесс с подробного анамнеза, как о предшествующих медицинских проблемах, так и о повседневных изменениях, которые могут способствовать появлению симптомов.

    Поскольку многие ранние симптомы шизофрении у подростков неспецифичны, при постановке диагноза необходимо исключить все другие возможные основные причины.

    Нейродегенеративные расстройства, нарушения развития и другие расстройства психического здоровья, такие как тяжелая депрессия, тревога и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), могут иметь схожие проявления.

    Вашему подростку могут понадобиться:

    • базовое психометрическое тестирование
    • анализ крови
    • анализ мочи
    • тестирование развития
    • психологическое или нейропсихологическое обследование (или оба)

    вероятная причина, это когда ставится диагноз.

    Шизофрения без психоза?

    В DSM-5-TR указано, что для постановки диагноза шизофрении необходимо наличие галлюцинаций или бреда.

    Однако данное руководство представляет собой всего лишь клинический стандарт, помогающий классифицировать и идентифицировать расстройства. В продромальной фазе многие признаки шизофрении не проявляются, но это не значит, что вы не живете с шизофренией.

    Вы все еще можете поставить диагноз, когда сойдется достаточно факторов, чтобы заподозрить шизофрению на ее ранних стадиях.

    Было ли это полезно?

    Лекарства от шизофрении не существует, но лечение может значительно уменьшить тяжесть симптомов на протяжении всей жизни.

    Большинство людей, в том числе подростки, получают пользу от приема антипсихотических препаратов. Они будут адаптированы к конкретным потребностям вашего подростка и будут тщательно контролироваться на предмет любых неблагоприятных побочных эффектов.

    Лекарства могут помочь контролировать симптомы психоза, но шизофрения — это пожизненное состояние, которое включает в себя гораздо больше, чем восприятие реальности.

    Психосоциальные методы лечения так же важны, как и медикаментозное лечение симптомов.

    Семейная терапия может помочь каждому узнать больше о шизофрении, о том, как распознать ее симптомы и как лучше всего помочь подростку с диагнозом. Семейная терапия также может решать групповые функции и проблемы.

    Для вашего подростка когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является золотым стандартом психотерапии при шизофрении. Терапевт работает с вашим подростком, чтобы разработать стратегии выживания и изменить бесполезные мысли и поведение на полезные. Другие методы лечения, в том числе терапия принятия и приверженности (ACT) и психодинамическая терапия, также являются вариантами лечения.

    Со временем ваш подросток научится самостоятельно справляться со многими симптомами шизофрении, но ему может понадобиться помощь и в других отношениях.

    Как родитель, вы также можете:

    • выступать за академические приспособления, например, с репетиторами
    • связывать вашего подростка с группами поддержки
    • помогать ему находить способы придерживаться расписания приема лекарств
    • предлагать участвовать с ним в терапевтических сеансах
    • регулярно связывайтесь с ними, чтобы убедиться, что их потребности удовлетворяются.
    • поощряйте привычки здорового образа жизни, такие как физические упражнения и сбалансированное питание.

      Если вы заметили, что поведение вашего подростка изменилось, он перестал интересоваться своими хобби, а его оценки упали, может помочь беседа со специалистом в области психического здоровья — независимо от основной причины.

      Разговор с терапевтом может помочь исключить такие состояния, как шизофрения, и даже если психического расстройства нет, терапевт может помочь вашему подростку справиться со стрессами подросткового возраста.

      Вот что вам нужно знать о подростковой шизофрении

      Перейти к содержимому

      У шизофрении плохая репутация. Это болезнь, которая обычно пугает людей и может привести к отчуждению, эмоциональной боли и конфликту в отношениях. Однако важно знать, что многие больные шизофренией могут продолжать вести нормальную и наполненную смыслом жизнь. Да, шизофрения — сложная болезнь, но ее нечего бояться. Наоборот, шизофрения — это болезнь, которую просто нужно лечить и лечить. В этой статье будет рассмотрено, как диагноз шизофрения может повлиять на подростков и что родители могут сделать, чтобы помочь.

      Психоз и подростковая шизофрения

      Шизофрения редко поражает лиц моложе 18 лет. Однако это может случиться. Но в большинстве случаев болезнь начинает проявляться в позднем подростковом возрасте. Одним из явных признаков того, что у подростка возможен диагноз шизофрении, является психоз. По сути, психоз — это разрыв реальности; это когда подросток может испытывать галлюцинации, бред или другие необычные переживания. Опыт психоза может быть вызван наркотиками, сильным стрессом или заболеванием.

      Важно знать, что только потому, что психоз является характерным симптомом шизофрении, не все подростки, перенесшие психоз, будут страдать шизофренией на всю жизнь. Психоз у одних подростков может быть разовым явлением, а у других может быть первым признаком заболевания шизофренией.

      Болезнь шизофрении

      Шизофрения — это психическое заболевание, которое влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя. Симптомы этой болезни включают следующее:

      Симптомы, которые появляются у человека в результате болезни . Это так называемые положительные симптомы. Они включают нарушения мышления, бред, галлюцинации, некоторые неустойчивые чувства, изменения в движении и необычное поведение. Психоз (описанный выше) составляет основную часть положительных симптомов. Подросток с шизофренией может испытывать определенные ощущения, убеждения и поведение в результате болезни.

      Определенные способности, утрачиваемые человеком в связи с болезнью . Это так называемые негативные симптомы. Они могут включать в себя низкую энергию, низкую мотивацию, плохие социальные навыки, небольшие движения лица и менее активные физические движения. Хотя они могут показаться менее значительными, чем перечисленные выше, потеря энергии и мотивации может оказать значительное влияние на жизнь подростка, особенно на данном этапе жизни.

      Как болезнь влияет на разум . Они известны как когнитивные симптомы. Они относятся к трудностям с концентрацией внимания и памятью, таким как дезорганизованное мышление, замедленное мышление, трудности с пониманием, плохая концентрация, плохая память, трудности с выражением мыслей и трудности с интеграцией мыслей с чувствами и поведением.

      Эти три категории (положительные, отрицательные и когнитивные) являются основными группами симптомов, обычно наблюдаемых при шизофрении. Как родитель, вы можете использовать эти симптомы в качестве руководства, если вы уже беспокоитесь о своем подростке. Дополнительные признаки, на которые следует обратить внимание, включают:

      • снижение успеваемости или производительности труда
      • проблемы с ясным мышлением или концентрацией внимания
      • паранойя или подозрительность
      • беспокойство с другими
      • снижение внимания к себе или личной гигиене
      • проводите гораздо больше времени в одиночестве, чем обычно
      • повышенная чувствительность к зрению или звукам
      • ошибочно принимаете звуки за голоса
      • имеете необычные идеи
      • испытываете странные чувства или вообще не испытываете чувств

      Даже если вы наблюдаете эти симптомы у вашего подростка имейте в виду, что для того, чтобы подростку был поставлен диагноз шизофрения, симптомы должны длиться более шести месяцев.

      После постановки диагноза шизофрении ключевое значение имеет лечение

      Как упоминалось выше, даже если у вашего подростка диагностирована шизофрения, лечение может значительно улучшить качество его жизни. К счастью, существуют методы лечения, которые могут облегчить борьбу подростка с болезнью. На самом деле, многие из тех, у кого диагностирована шизофрения, могут продолжать жить нормальной жизнью, если продолжают лечение. Многие семьи быстро узнают, что без лечения их любимый человек плохо себя чувствует.

      Однако, прежде чем рассматривать вопрос о лечении, важно, чтобы ваш подросток прошел надлежащее обследование у специалиста по психическому здоровью. Вот несколько шагов, которые следует учитывать, когда вы думаете о том, как поддержать психическое здоровье вашего подростка:

      1. Оцените вашего подростка . Если вы хотите поставить диагноз своему подростку, лучшее, что вы можете сделать, это записаться на комплексную диагностическую оценку у сертифицированного психиатра. Поскольку вы получаете диагноз, будьте терпеливы. Постановка точного диагноза — это эволюция сортировки информации, которая меняется по мере развития вашего подростка. Например, если у вашего подростка был только один опыт психоза, может потребоваться некоторое время, чтобы определить, был ли это симптом шизофрении или разовое событие. Другими словами, поставщик психиатрических услуг вашего подростка может иметь представление о диагнозе вашего подростка, но ему может потребоваться больше времени для сбора информации. Однако в некоторых случаях, в зависимости от обстоятельств, поставщики психиатрических услуг могут поставить вам диагноз в течение недели.
      1. Обсудите варианты лечения. После того, как вам поставят диагноз шизофрения, вы захотите обсудить варианты лечения. Шизофрения потребует лекарств. Тип, сила и продолжительность медикаментозного лечения будут зависеть от симптомов, которые испытывает ваш подросток. Имейте в виду, что часто поиск правильной комбинации лекарств — это процесс. В зависимости от лекарств, которые принимает ваш подросток, могут появиться следующие побочные эффекты:
      • сонливость
      • dizziness
      • blurred vision
      • increased heartbeat
      • loss of sexual drive
      • sensitivity
      • skin rashes
      • weight gain
      • changes in metabolism
      • a higher risk of getting diabetes
      • tremors
      • restlessness
      • menstrual проблемы для женщин

      Разные люди по-разному реагируют на разные лекарства. По этой причине важно, чтобы вы, ваш супруг и ваш подросток сели с психиатром и честно поговорили о вариантах лечения и их побочных эффектах. На самом деле, в этом разговоре важно задать следующие вопросы:

      • Какой у вас опыт лечения шизофрении?
      • Вам трудно записаться на прием?
      • Могу ли я связаться с вами во время кризиса?
      • Какой диагноз шизофрении у моего подростка и как вы его узнали?
      • Каков план лечения?
      • Когда мой подросток может чувствовать себя лучше?
      • Как мой подросток узнает, что ему или ей становится лучше?
      • Что, если моему подростку станет хуже?
      • Каких побочных эффектов следует ожидать моему подростку?
      • Будете ли вы работать с другими поставщиками услуг моего подростка?
      1. Палка с обработкой. Одним из самых сложных аспектов шизофрении является лечение. Во многих случаях подросток не хочет принимать лекарства или продолжать терапию. Например, если ваш подросток слышит голоса, эти голоса могут указывать ему прекратить принимать лекарства. Или ваш подросток может чувствовать, что лекарства душат его свободу. А необходимость столкнуться с побочными эффектами лекарств может затруднить соблюдение режима лечения. Однако большинство семей считают, что если человек готов продолжать лечение (лекарства, терапия, группы поддержки и т. д.), он может продолжать жить нормальной жизнью. Они смогут функционировать в своей повседневной жизни, в том числе иметь работу и иметь значимые отношения. Некоторым людям может быть трудно смириться с тем, что они больны, или с побочными эффектами принимаемых лекарств. Через некоторое время, которое часто включает в себя скорбь, ваш подросток может быть готов принять диагноз, а также лекарства, которые ему необходимо принимать, чтобы оставаться здоровым.
      2. Позвольте подростку пройти процесс принятия . Как вы можете себе представить, кому-то будет трудно перейти от «здорового» ума к неспособности ясно мыслить или принимать решения самостоятельно. Шизофрения может быть опытом потери для многих подростков. Они могут потерять друзей и семью, которые не знают, как к ним относиться. Они могут потерять знакомство со школой и своим районом, если ваш подросток попадет в реабилитационный центр. И, как только что упоминалось, они теряют ясность и функционирование собственного ума. Но в конце концов ваш подросток примет свою новую жизнь. Тот, который все еще может включать в себя любовные отношения, хорошие времена и карьеру. Но «нормальная» жизнь — это результат постоянного лечения и поддержки. И вашему подростку придется выбрать для себя эту новую жизнь.
      3. Родители, возможно, вам тоже придется пройти процедуру принятия . Может быть сложно узнать своего подростка одним способом, а затем узнать его другим способом.

    Добавить комментарий