Ранние проявления психических заболеваний у детей и подростков
Развитие любого общества во многом зависит от психического здоровья детей. Чем раньше будут выявлены психические расстройства, тем более эффективной будет врачебная помощь и успешней – адаптация в школе.
К сожалению, необходимо признать, что уровень организации ранней диагностики сегодня недостаточный. Во многом это связано со страхом родителей перед обращением к детскому психиатру, поскольку часто это связано с общественным осуждением. Из-за поздней диагностики психическое здоровье детей быстро ухудшается, заболевания прогрессируют, пациент становится инвалидом. При появлении любых отклонений в психическом здоровье необходимо как можно раньше обращаться к специалистам.
В задачи психиатров входит также профилактика развития психических расстройств у детей. Она должна начинаться еще с периода беременности матери, поскольку на вероятность развития психических отклонений во многом влияет наследственность.
В течение всей жизни дают о себе знать и «этапы ранимости», когда нарушается равновесие в организме, в том числе психическое. Именно в такие периоды высок риск развития психических заболеваний при наличии провоцирующих факторов. Первый из таких периодов – начало внутриутробной жизни, далее полгода после появления на свет, 2-4 года, 7-8 лет и 12-15 лет. Если в первом периоде на плод будут воздействовать токсикозы, вредные привычки, не исключены серьезные врожденные патологии.
Примечательно, что эпилепсия, шизофрения, возникающие в раннем детском возрасте, обычно имеют злокачественный характер – под их влиянием психика быстро распадается. Именно поэтому крайне важно вовремя диагностировать болезни и подобрать методы их коррекции.
Невропатия
Невропатией называют синдром, связанный с врожденной нервностью. Первые проявления видны уже в грудном возрасте:
- беспокойство по ночам при дневной сонливости;
- частые срыгивания;
- плаксивость при смене обстановки.
Частый симптом заболевания – «закатывание». Так называют сильный крик как проявление недовольства, при котором на вдохе напрягаются мышцы гортани, лицо становится бледным, губы синеют. Состояние может продолжаться до одной минуты, прекращается с глубоким вдохом.
Дети с невропатиями часто страдают аллергией, отличаются болезненностью. В дошкольном возрасте при неблагоприятных ситуациях и травмах могут возникать тики, недержание мочи, заикание, расстройства аппетита. Невропатии относят к группе резудуально-органических расстройств, которые возникают в результате внутриутробных поражений мозга и сопровождаются задержками развития и неврологическими симптомами.
Гиперкинетические расстройства
Такие психические расстройства у детей называют также гипердинамическим синдромом. Он возникает обычно в 3-7 лет и проявляется высокой активностью, подвижностью, неспособностью усидеть на месте, которая сопровождается несобранностью, неумением сосредоточить внимание. Чаще всего этот синдром проявляется у мальчиков.
Первые признаки видны уже в дошкольном возрасте, однако распознать их непросто, поскольку существует несколько вариантов нормы со схожими проявлениями. Дети с гипердинамическим синдромом постоянно двигаются, бегают, не могут долго сидеть. Они постоянно хватают любые предметы, которые оказываются в поле зрения, задают очень много вопросов и не дожидаются на них ответов.
Такое поведение приводит к тому, что дети конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Они плохо ведут себя на занятиях, вследствие чего не способны в полном объеме усвоить учебную школьную программу. В 90% синдром отмечается при органических поражениях мозга, которые возникли внутриутробно или в ранние периоды жизни. Например, причиной может стать родовая травма, менингоэнцефалиты, которые случились в первые годы жизни ребенка.
Привычные патологические действия
Самые распространенные повторяющиеся действия, которые возникают у детей с психическими патологиями, — сосание пальцев, кусание ногтей, дергание волос, онанизм, раскачивания в определенном ритме. Отличительные черты таких действий – произвольность, понимание привычек как отрицательных, способность на время отказаться от них. При этом дети не стремятся преодолеть эти привычки и сопротивляются, если это пытаются сделать взрослые.
- В раннем возрасте встречается в основном сосание пальца, обычно это большой палец на руке. Если вовремя не устранить эту привычку, возможно изменение прикуса.
- Произвольные раскачивания называют яктацией. Обычно они случаются, когда ребенок засыпает или просыпается. При раскачиваниях ребенок получает удовольствие, а если взрослые мешают ему, реагирует криком и плачем.
- Обкусывание ногтей называют онихофагией, часто эта привычка возникает в подростковом возрасте. При этом дети часто обкусывают не только ногти, но и кожу, что вызывает воспалительные процессы.
- Онанизм – раздражением руками половых органов, прижимание к ним предметов, сжимание ног. В раннем возрасте эти действия носят игровой характер и не вызывают сексуального возбуждения. Однако уже в 8-9 лет у детей, страдающих невропатиями, мастурбация может сопровождаться возбуждением, которое проявляется учащением сердечного ритма, покраснением лица. Сексуальное возбуждение в сочетании с оргазмом приводит к закреплению привычки.
- Выдергивание волос (трихотилломания) как на голове, так и на бровях. Часто ребенок при этом испытывает удовольствие. Обычно привычка формируется у девочек в школьном возрасте, нередко она становится причиной местного облысения.
Детские страхи
В детском возрасте страхи возникают довольно часто, их причинами становятся внешние ситуации, причем чем младше ребенок, тем легче они формируются.
- Отсутствие видимых причин для их появления.
- Несоответствие интенсивности страха силе воздействия явления.
- Длительное существование.
- Изменение общего состояния – например, нарушение аппетита.
Все страхи, возникающие у детей, можно разделить на три группы:
- Навязчивые имеют понятное содержание. Например, это могут быть страх заразиться, испачкаться, боязнь закрытых помещений, страх отвечать устно, страх смерти. С такими страхами дети обычно борются.
- Страхи сверхценного содержания не воспринимаются детьми как чуждые, поэтому они не стремятся преодолеть их. Среди них, например, боязнь темноты либо животных, страх перед одиночеством, боязнь учителя или наказаний. Боязнь школы может стать причиной категорического отказа от ее посещения.
- Бредовые страхи сопровождаются боязнью угрозы, которой на самом деле не существует. Она, по мнению ребенка, может исходить от людей животных и даже от неодушевленных предметов. Дети становятся тревожными, подозрительными, они боятся обыденных вещей и звуков – например, шума воды или света лампы. Такие страхи обычно не связаны с психотравмирующими ситуациями.
Патологические фантазии
Патологическое фантазирование как симптом психических расстройств у детей обычно связано с развитым, но измененным творческим воображением. При этом патологические фантазии обычно достаточно стойкие, причудливые, часто они не имеют ничего общего с реальностью.
Чаще всего фантазирование проявляется игровым перевоплощением: ребенок «превращается» в животное, сказочного персонажа, фантастическое существо. Такое состояние может продолжаться несколько часов или дней, при этом своим поведением ребенок имитирует объект перевоплощения.
Еще одна форма – однообразные манипуляции с различными предметами, которые не используются обычно во время игр. При попытках оторвать ребенка от этой деятельности он выражает сильное недовольство.
Чем старше ребенок, тем более образным становится его фантазирование. Персонажей, которых представляют дети, они наделяют именами, придумывают для них истории и приключения. Мальчики часто фантазируют на темы, связанные с военными действиями. Иногда фантазии могут иметь садистский характер – ребенок представляет сцены насилия, разрушений, стихийных бедствий.
У подростков фантазирование может проявляться в форме самооговоров. Обычно они имеют приключенческий или детективный характер – например, мальчики рассказывают, как они участвовали в нападениях, ограбления, автоугонах. Подростки имитируют доказательства этих фактов – например, пишут родственникам записки якобы от бандитов. Предметом самооговоров девочек в подростковом возрасте часто становится изнасилование.
Подростки обычно сами верят в то, что их фантазии реальны. Они очень убедительно и красочно рассказывают о случившемся, что нередко становится поводом для обращения родственников в полицию. Патологические фантазии являются проявлением многих психических заболеваний.
Системные неврозы
Неврозы органов – отдельная группа патологий, к которым относятся невротические заикания, различные тики, а также энурез, энкопрез.
Заикание
Заикание – это нарушение плавности и ритма речи, которое обусловлено судорогами мышц, участвующих в извлечении звуков. Причинами невротического заикания являются:
- Психические травмы – обычно это сильный испуг, волнение, изменение привычного образа жизни (например, начало посещения дошкольного учреждения), длительное существование ситуаций, являющихся психотравмирующими (скажем, продолжительные конфликты в семье).
- Семейная наследственность, когда кто-то из членов семьи страдает расстройствами речи.
- Перегрузка информацией, попытки ускорить речевое развитие ребенка вопреки его готовности, билингвальность в семье, чрезмерная требовательность родителей к правильному произношению.
Обычно заикание усиливается во время стрессовых ситуаций, волнения, при необходимости общаться с незнакомыми людьми. Если обстановка привычная, при разговорах с членами семьи оно менее заметно. Как правило, заикание комбинируется с другими расстройствами. Это могу быть нарушения сна, энурез, страхи и прочие. Часто они возникают не параллельно, а перед тем, как появляется заикание.
Тики
Тиками называют обычные простые движения, которые становятся автоматическими. Среди них может быть облизывание губ, открывание рта, дергание плечами или головой, мигание, покашливание. Причиной появления становятся обычно долго длящиеся психотравмирующие ситуации, а также острые травмы, заставляющие ребенка переживать испуг. Также причинами могут стать внешние раздражители и подобные тики у окружающих – во втором случае ребенок им подражает.
Тики, как правило, возникают во время травмирующей ситуации либо спустя некоторое время. Реакция фиксируется мозгом, затем к ней присоединяются другие проявления. Это могут быть излишняя плаксивость, повышенная раздражительность, необоснованные страхи, нарушения сна.
Энурез
Термином называют произвольное мочеиспускание, которое возникает неконтролируемо, обычно во время сна. О невротическом энурезе говорят, если его причиной становятся психотравмирующие факторы. Важно понимать, что в раннем возрасте энурез является естественным физиологическим проявлением, патологическим он становится в случае, если не исчезает после 4 лет. Энурез может быть первичным или вторичным:
- Первичный энурез обусловлен задержкой формирования системы контроля мочеиспускания. Он развивается с младенчества и существует без промежутков, проявляясь не только во время сна, но и в периоды бодрствования.
- Вторичный энурез появляется после периода опрятности, когда ребенок может контролировать мочеиспускание.
Проявления невротического энуреза определяются обстановкой, в которой находится ребенок, и состоянием психоэмоциональной сферы. Например, при ссорах или разводе родителей, при физическом наказании случаи энуреза у ребенка учащаются. Если же психотравмирующая ситуация прекращается, случаи недержания мочи становятся реже.
Дети болезненно относятся к своему надостатку. Этому способствует тот факт, что невротический энурез обычно возникает у боязливых, впечатлительных детей с неуверенностьбю в себе и высокой тревожностью. Энурез только усиливает эти качества и становится причиной множества психологических комплексов, чувства неполноценности, тревожности. Поскольку они боятся ночного недержания, они плохо засыпают, спят некрепко, но при этом не просыпаются для мочеиспускания.
Невротический энурез не появляется как единичное расстройство, обычно он сочетается с другими проявлениями:
- страхами;
- плаксивостью;
- раздражительностью;
- капризностью.
При диагностике необходимо дифференцировать невротический и неврозоподобный энурез. Второй возникает как следствие перенесенных заболеваний. При нем недержание мочи не связано с психотравмирующими ситуациями. При обследовании пациентов с неврозоподобным энурезом на ЭЭГ могут отмечаться органические поражения, признаки гидроцефалии. Кроме того, ребенок не реагирует на недержание мочи, не стыдится его, в отличие от случаев невротического энуреза.
Еще один дефект, от которого нужно дифференцировать невротический энурез – недержание как способ протеста у детей. В этом случае оно появляется только днем и в ситуациях психотравмы. Кроме того, такой энурез возникает, когда ребенок очень недоволен чем-либо.
Энкопрез
Еще один симптом нервно-психических заболеваний детей – непроизвольные испражнения, которые называют невротическим энкопрезом. Аномалия встречается нечасто, примерно в 10 раз реже, чем энурез. Причиной, как правило, становятся длительные психотравмирующие ситуации, излишняя строгость родителей. Также спровоцировать заболевание могут невропатические состояния.
Об энкопрезе говорят, если испражнения на белье начинают появляться у детей со сформированными навыками опрятностями. При этом позывов к дефекации обычно нет, испражнения происходят непроизвольно, и ребенок может какое-то время не замечать их, до появления запаха. При этом реакцией ребенка на заболевание становится стремление к чистоте, которое может казаться чрезмерным.
Расстройства сна
Количество сна, необходимое организму, меняется в зависимости от возраста:
- первый год жизни – 16-18 часов;
- 7-10 лет – от 10 до 11 часов;
- 14-16 лет – от 8 до 9 часов.
Кроме того, с возрастом сон происходит в ночное время, потребности в дневном сне дети в школьном возрасте уже не испытывают. Для того чтобы диагностировать расстройство сна, необходимо учитывать не только его длительность, но и глубину, которую определяют по скорости просыпания под воздействием раздражителей, а также продолжительность засыпания.
Расстройства сна обычно возникают из-за травмирующих ситуаций, которые возникают вечером – наказаний, ссор родителей, страхов, просмотров определенных фильмов и передач. При невротических расстройствах нарушено засыпание, глубина сна, появляются ночные страхи, которые сопровождаются частыми пробуждениями. Может отмечаться хождение во сне, разговоры.
О нарушениях засыпания говорят, когда период перехода ко сну длительный. Засыпание в этом случае может продолжаться до 2 часов и сопровождаться различными страхами, патологическими действиями, повторениями определенных ритуалов (например, многократное пожелание доброго сна игрушкам).
Нередко при невротических расстройствах отмечается хождение и разговоры во сне. Обычно они определяются сновидениями и являются отражением травмирующих факторов. В отличие от нарушений сна, возникающих при эпилепсии, невротические длительные и при них не фиксируются изменения сознания.
Психическое недоразвитие
Признаки умственной отсталости у детей появляются уже в 2-3 года. Например, у них не развивается фразовая речь, не формируются навыки самообслуживания. Малыши не интересуются предметами, которые их окружают, играют в однообразные игры. В дошкольном возрасте в речи отсутствуют развернутые фразы, дети не могут связно описать сюжеты.
Дети не участвуют в играх со сверстниками, не испытывают высших эмоций (жалости, сочувствия). В начальной школе они не усваивают учебную программу, не имеют достаточное количество бытовых знаний (например, домашнего адреса или времен года), не могут понимать переносное значение. Для диагностики этого расстройства привлекаются педагоги и воспитатели детских садов.
Психический инфантилизм
Раннее психическое заболевание, при котором отмечается задержка развития психических функций, особенно эмоционально-волевой сферы, называют психическим инфантилизмом. Его проявления:
- несамостоятельность;
- стремление к удовольствию как главная мотивация;
- ведомость, внушаемость;
- игровые интересы вместо учебных;
- отсутствие чувства ответственности;
- неспособность к напряжению воли для преодоления сложностей.
Также отмечается недостаточное развитие моторики, сложности в формировании двигательных навыков (например, рисования) и трудовых. Причина таких нарушений – экстрапирамидная система слишком активна, в то время как пирамидальная, наоборот, отличается незрелостью. Также отмечается интеллектуальное отставание – ребенок не может долго сосредотачивать внимание, испытывает сложности с запоминанием, не испытывает интереса к школе, учится с трудом.
Нарушение школьных навыков
Подобные нарушения обычно отмечаются у детей 6-8 лет. Некоторые их проявления:
- Дизлексия – нарушение навыка чтения. Ребенок не узнает буквы, не может соотнести их графические изображения со звуками, заменяет звуки при чтении. Кроме того, он читает слишком быстро или слишком медленно, неправильно расставляет ударения, проглатывает слоги.
- Дисграфия – нарушение навыка письма. Ребенок не может соотносить устные звуки с их написанием, не умеет писать изложения или диктанты. Он заменяет буквы, пропускает буквы и слоги, может расчленять слова либо, наоборот, писать несколько слов слитно. Присутствует зеркальное написание, часто предложения соскальзывают со строки.
- Дискалькулия – нарушение навыков счета. Ребенок не понимает структуру чисел, испытывает трудности с пониманием понятия числа. Он не может производить операции с цифрами, особенно с десятками. Возникают трудности с написанием многозначных чисел, часто они пишутся зеркально. Дети могут путать лево и право, с трудом определяют расположение предметов относительно друг друга.
Депрессия
Депрессия у детей проявляется двигательными и вегетативными нарушениями. В возрасте до трех лет причиной депрессии обычно становится разлука ребенка с матерью. Ее проявления:
- плач без причины;
- отказ от игр;
- апатия и вялость;
- двигательное беспокойство;
- нарушения сна;
- частые болезни;
- ухудшение аппетита.
В дошкольном возрасте могут наблюдаться также энкопрез, энурез. Дети ходят с опущенной головой, не двигают руками, разговаривают тихо, в различных частях тела может ощущаться боль. В младшей школе появляются следующие симптомы:
- вялость;
- агрессивность;
- обидчивость;
- стремление уйти из дома;
- отсутствие интереса к играм;
- сложности в учебе.
Могут снова возникнуть привычки, которые были у детей в младшем возрасте – например, обгрызание ногтей или сосание пальцев. В подростковом возрасте отмечается неуверенность в себе, подавленное настроение, иногда появляются идеи самоуничтожения. Главные признаки депрессии у подростков:
- Интеллектуальная апатия.
- Моторная заторможенность.
- Ощущение подавленности.
Также отмечаются физические проявления – нарушения стула, сна, снижение аппетита, боли в разных областях тела. Детям свойственна повышенная тревожность, они переживают за свое здоровье, стремятся пройти множество медицинских обследований. Может появиться интерес к употреблению алкоголя или наркотиков, подростки становятся правонарушителями, для многих свойственны суицидальные мысли.
Бродяжничество
Проявляется в уходах из дома или интерната, нередко сопровождается многодневным бродяжничеством. Чаще всего этот симптом проявляется у мальчиков. Бродяжничество может быть следствием сильной обиды или страха перед наказанием. Если отмечается психический инфантилизм, причиной бродяжничества может стать страх перед трудностями, возникающими в учебе.
Если подростку свойственны истероидные черты, побег может быть связан с желанием привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Еще одна причина – желание получать новые впечатления, участвовать в приключениях. Уходы, однако, могут быть и импульсивными, не имеющими конкретного мотива. Для таких случаев используют термин дромомания – непреодолимое стремление уйти из дома. При этом дети могут ночевать в ужасных условиях, уезжать в другие города.
При дромомании дети возвращаются домой не самостоятельно, а с посторонними лицами либо с сотрудниками полиции. Они могут долго не испытывать голода и жажды. Уходы их дома приводят к нарушению социальной адаптации, снижению успеваемости и формированию асоциального поведения (наркомания, алкоголизм).
Дисморфофобия
Термином называют переживания ребенка по поводу несуществующего физического недостатка. Чаще всего подобные отклонения возникают у девочек в подростковом возрасте. Они могут быть недовольны недостатками лица, телосложения, чрезмерным или недостаточным половым развитием.
Одна из разновидностей этого симптома – страх перед недостаточностью функций организма. Например, ребенок может бояться не удержать газы в кишечнике, испытывать страх перед запахом изо рта. Эти переживания оказывают влияние на поведение подростков, которые стремятся изменить внешность, стесняются общаться со сверстниками, отказываются гулять. Дети усиленно занимаются физическими упражнениями, могут посещать косметологов, принимать медицинские препараты (например, гормоны роста).
Если переживания, связанные с недовольством своей внешностью, возникают периодически, они считаются нормальным явлением. Если они становятся стойкими, причем необоснованными, влияют на поведение, мешают социальной адаптации подростка, надолго ухудшают настроение, то такие проблемы требуют помощи психотерапевта.
Анорексия
Невротическое расстройство аппетита, связанное с его значительным снижением. Нервная анорексия часто возникает у девочек подросткового возраста и проявляется отказом от пищи для снижения веса. Девочки при этом уверены, что масса их тела избыточна, поэтому они стремятся исправить этот недостаток. На первых этапах отказ от еды сопровождается повышенным аппетитом и перееданием (булимией).
В дальнейшем переедание сопровождается рвотой, что вызывает нарушения в работе ЖКТ. Подростки очень внимательно относятся к калорийности продуктов и часто стремятся есть в одиночестве, чтобы незаметно избавиться от пищи. Дополнительно для снижения веса они прибегают к изнурительным физическим тренировкам, принимают слабительные средства, ставят клизмы, вызывают рвоту искусственно.
При этом дети, страдающие анорексией, могут перекармливать сестер и братьев, испытывать интерес к кулинарии. Также для них характерна раздражительность, агрессивность, нервная возбудимость. Постепенно исчезает подкожно-жировая клетчатка, у девочек пропадает менструация, выпадают волосы, изменяется биохимия крови, нарушается работа внутренних органов.
Анорексия может возникнуть не только в подростковом возрасте, но и намного раньше – это так называемая первичная анорексия. Причиной становятся травмирующие факторы – разлука с родителями, физические наказания, недостаточное внимание, уделяемое ребенку. Первичная анорексия обычно возникает, если родители насильно кормят ребенка в случае его отказа от еды. Также поводом может стать перекармливание или негативные эмоции во время еды (например, испуг). Способствующим развитию анорексии фактором становится повышенная возбудимость и нестабильность регуляции. Кроме того, определенная роль принадлежит болезненности ребенка.
Внешние факторы, определяющие развитие анорексии, — это чрезмерная тревожность родителей относительно питания ребенка, использование различных способов отвлечь ребенка при его отказе от еды (например, разных сказок, историй, уговоров), избалованность с удовлетворением всех капризов.
Клинические проявления:
- Ребенок очень избирателен в еде или отказывается от нее полностью.
- Малыш долго ест, не глотает пищу, а перекатывает еще во рту.
- Во время еды может появляться рвота.
Чаще всего невротическая анорексия непродолжительна – он может продолжаться 2-3 недели. Но в некоторых случаях она приобретает длительное течение и сопровождается полным отказом от еды, который сопровождается значительным снижением веса.
Синдром раннего детского аутизма
Термином называют целую группу синдромов разного происхождения (внутриутробное поражение мозга, инфекционные заболевания, токсические или наследственные поражения), которые отмечаются у детей в любом возрасте в нескольких нозологических формах.
- Чаще всего синдром проявляется в 2-5 лет. Он характеризуется нарушениями сна, отсутствием аппетита, страхом перед всем новым. Любое изменение обстановки, ставшей для ребенка привычной, может вызвать протест. Такая же реакция возникает, если родители меняют режим дня ребенка.
- Психическое здоровье детей грудного возраста должно насторожить, если они не оживляются при виде матери, не улыбаются родителям, не реагируют на внешние раздражители.
Для детей с этим синдромом характерно однообразие поведения. Они длительно совершают одинаковые действия, которые со стороны могут показаться игрой. Например, дети часами перебирают бумагу, расставляют игрушки, не позволяя никому трогать их и менять порядок. Подобные действия, как и повышенный интерес к предметам, которые обычно не вызывают особого интереса для детей, свидетельствует о возможном наличии синдрома раннего детского аутизма.
Подростковый кризис или психическое расстройство
Психические заболевания у детей и подростков классифицируется как «плохое поведение». Ребенок в 12-13 очень быстро растет, в его мозге разрушаются одни нейронные связи и возникают другие. Поэтому быстрые смены настроения, расстройства поведения, повышенная эмоциональность характерна для многих детей в этот период.
При этом родителям надо обратить внимание, если ребенок резко изменился: новые интересы, игнорирование учебы, несвойственное поведение. Если все это продолжается дольше месяца, надо срочно обратиться к клиническому психологу. Школьный психолог тут не поможет. Клинический психолог принимает в медицинской клинике, а не развивающем центре для детей. В «КДЦ Консилиум» такой специалист есть. Его задача не поставить диагноз, а распознать проблему, перенаправить к психиатру нужного профиля лечения, если это потребуется.
Ну а если тревога родителей была напрасна, и клинический психолог психиатрических отклонений не обнаружил, то в ходе консультации психолог поможет настроить потерянный контакт ребенка и родителей, сделает все возможное, чтобы наладить отношения в семье.
Уважаемые родители, если вам даже кажется, что ребенок ведет себя неадекватно, лучше обратиться к психологу или врачу-психиатру и убедиться, что психиатрических проблем у ребенка нет, чем пропустить начало болезни.
Какие поведенческие изменения должны насторожить родителей:
Что такое девиантное поведение
Страхи родителей граничат с яркими фантазиями. За асоциальное поведение они часто принимают безобидные выходки ребенка, проверяющего мир на прочность. Если ребенок расписал забор из баллончика, и в школе таким поступком очень недовольны, то не нужно впадать в панику — лучше запишите его в художественную школу.
Ребенок покрасил волосы в синий цвет, сделал пирсинг или набил татуировку – это совсем не патология. Чтобы держать процесс под контролем, поучаствуйте в эксперименте: найдите хорошего парикмахера, хороших парикмахера, профессионального тату-мастера – это, как минимум, гарантирует, что ребенок не получит аллергию из-за некачественной краски для волос и не подхватит гепатит где-то в подпольном салоне.
Но есть и другие ситуации «на грани», которые должны насторожить. Если ребенок вдруг начал срывать уроки, строя из себя «классного шута», если его поймали за попыткой прокатиться на подножке трамвая или спрыгнуть с моста, это уже повод повстречаться с психологом и понять, что стоит за этими странностями.
В молодежной субкультуре есть традиция пранка – злобного розыгрыша. С помощью пранка подростки самоутверждаются, но иногда не могут остановиться, и это становится реально опасным для них самих или окружающих.
Пранки не имеют смысла без зрителей, поэтому подобные шутки происходят на публике и дополнительно записываются на видео, чтобы позже выложить запись в интернет. При этом человек с реальными психическими нарушениями, но достаточным интеллектом может спланировать «шутку», срежиссировать съемку и заранее просчитать реакцию предполагаемой аудитории. В этом случае шутки могут иметь особо циничный и жестокий характер.
Слишком тихий подросток – еще одна крайность пограничного поведения?
Если ребенок слишком тихий: не хочет выходить на улицу, резко забрасывает все прежние интересы, изолированно сидит в своей комнате – это тревожный знак и симптомы подростковой депрессии. В такую ситуацию взрослым необходимо вмешаться.
Внезапное и навязчивое увлечение ребенка эзотерикой, религиозными практиками (особенно, если они не приняты в семье) может быть признаком «метафизической интоксикации», которая бывает при шизофрении.
Впрочем, «метафизическая интоксикация» случается и у здоровых подростков с аналитическим складом ума.
Как правильно вести себя с ребенком?
Начните разговор с объяснения собственных чувств. Например: «Я чувствую тревогу из-за того, что ты получил пять двоек за неделю, такого раньше не было. Я могу тебе чем-то помочь?»
Очень важно: говоря о своих чувствах, не переходите к обвинениям. («Ты доведешь меня до сердечного приступа. Еще раз услышу о твоих безобразиях – умру»).
Не стоит слишком подробно расписывать свои эмоции («Я не сплю ночами, думаю, что с тобой происходит, если я тебе не помогу, у меня возникнет ощущение, что я плохая мама»). Иначе у подростка возникнет мысль: «Чем мне может помочь мама, которая с собственными нервами-то не справляется?»
Говорите о фактах: «Раньше ты любил математику, а теперь пропускаешь уроки, я беспокоюсь».
В кризисных ситуациях нужно особенно внимательно следить за психологическим состоянием ребенка:
– переезд;
– появление в семье еще одного ребенка;
– развод родителей;
– смерть близкого члена семьи,
– первая любовь,
– экзамены, хотя реакция подростка на экзамены, как правило, повторяет реакцию родителей. Спокойны родители – подросток тоже не испытывает особого стресса.
Сколько подростков обращаются к психиатру
По данным официальной статистики, до пандемии к психиатрам ежегодно обращалось более 170 тысяч российских подростков, больше 60 тысяч страдают тяжелыми психическими расстройствами, требующими длительного лечения и наблюдения.
Уровень самоубийств среди подростков в нашей стране – один из самых высоких в мире.
Есть данные, что с начала пандемии уровень тревожно-депрессивных расстройств у подростков в мире вырос более, чем в два раза, данных по России нет. При этом надо иметь в виду, что полной статистики по психическим заболеваниям нет, так как частные психиатры имеют право не передавать данные в государственную систему учета.
Из-за ковидных ограничений дети оказались вырваны из привычной среды, из живого общения с учителями и сверстниками. Для многих стали недоступны спортивные секции и другие увлечения – некуда было деть энергию.
Теперь дети вышли на очную учебу, либо установили контакты с друзьями посредством телефона и соцсетей. Новые обстоятельства (детские прививки, рост заболеваемости среди детей) волнуют, в основном, родителей.
Сейчас очень важно, чтобы родители излишне не транслировали детям свою тревогу. Кроме того, родители в тревоге склонны занимать гиперопекающую позицию, и именно это начинает сильно волновать подростков.
Психиатрические расстройства у детей
Самые частые диагнозы большой психиатрии у детей и подростков – умственная отсталость и различные нарушения психического развития. Другие психические диагнозы – депрессия, БАР – им ставят на много реже.
Подростковая депрессия достаточно распространена. Чаще подросток в депрессии «злой». Есть такое злобно-тоскливое состояние, которое по-научному называется «дисфория». Хотя бы раз в жизни, думаю, его испытывали все. Так вот, у некоторых подростков в депрессии оно постоянное.
У мальчиков депрессия чаще проявляется тем, что они огрызаются, начинают искать себе приключений, либо постоянно сидят в компьютере; игровая зависимость тоже может маскировать проявления депрессии.
При этом депрессия у подростков может быть началом биполярного аффективного расстройства, дебют которого бывает после 15 лет, в позднем подростковом возрасте. При биполярном расстройстве бывают периоды, когда человек чрезмерно активен (мания) или, наоборот, пассивен и подавлен (депрессия), они могут сменять друг друга или периоды нормального настроения.
Маниакальная фаза БАР у подростка может проявляться рискованным, асоциальным поведением, часто нетипичным для него.
Шизофрения у подростков часто проявляется внезапным интересом к философии и эзотерике, о котором мы уже говорили. Причем при шизофрении это – не интерес из серии «как устроен мир», а некие умственные построения вроде того, «что общего у ворона и письменного столика».
Там, где обычный человек с легкой душой скажет «ничего», человек с измененным мышлением обязательно найдет самую необычную связь. А вот «голоса», ощущение «за мной следят» – это, в большинстве случаев, не про подростков. Но если вдруг ребенок жалуется на такие симптомы, нужно немедленно обращаться к врачу.
Серьезным признаком шизофрении может быть эмоциональное опустошение, у подростка обедняется речь. К сожалению, при таком начале шизофрении прогноз не очень благоприятный. Эти признаки могут говорить о серьезных и во многом необратимых нарушениях работы мозга, человек будет терять навыки вплоть до отсутствия возможности жить самостоятельно.
Признаком психиатрических нарушений у подростка могут быть вдруг появившиеся необычные ритуалы; это бывает при обсессивно-компульсивном расстройстве, но и при некоторых формах шизофрении.
Например, для того, чтобы выйти из дома, нужно определенное количество раз щелкнуть выключателем. Такого человека не стоит торопить, по возможности, дайте ему завершить ритуал, а потом ведите к врачу.
Анорексия и булимия подростка также должны насторожить родителей: вопреки распространенному мнению, и анорексия, и булимия не всегда связаны со стремлением похудеть, быть похожими на манекенщиц. Оба этих состояния могут быть симптомами более сложных заболеваний.
Как правило, в семьях подростков с расстройствами пищевого поведения прослеживается склонность к перфекционизму, там проповедуются жесткие стандарты не столько в отношении внешности, но в учебе, есть завышенные ожидания от подростка или гиперконтроль.
Существует версия, что к расстройствам пищевого поведения склонны дети, которые не могут достаточно контролировать свою жизнь; такой ребенок начинает контролировать единственную подвластную ему область – свой вес.
Расстройство личности (то, что раньше называлось «психопатия») официально подросткам не ставится, так как считается, что личность у них еще не до конца сформирована, а наблюдать расстройства того, что не сформировалось, нельзя.
Тем не менее, у подростков мы можем увидеть некоторые начальные признаки: выраженная эмоциональная неустойчивость и нарушения поведения.
А вот случаи, когда подростки издеваются над животными или грубо обижают маленьких детей, нужно каждый раз разбирать индивидуально. Они могут быть как предвестниками расстройства личности, так и симптомами депрессии или просто педагогической запущенности, когда у подростка не сформированы моральные принципы, то есть, ему не объяснили, что так вести себя нельзя.
Основные признаки психических заболеваний у подростков и молодых людей
Нам, родителям, трудно поверить, что наши дети могут бороться со своим психическим здоровьем. Тем не менее, это важная реальность, которую мы не можем игнорировать. Исследования показывают, что 3 из 4 психических заболеваний начинаются в возрасте 24 лет, и по крайней мере половина психических заболеваний начинается в возрасте 14 лет. Подростки часто — и все чаще — сталкиваются с такими проблемами, как депрессия, тревога и стрессовые расстройства. Однако с таким количеством переходных и гормональных изменений, происходящих в подростковом возрасте, родителям может быть трудно отличить «нормальное» подростковое поведение от возникающей проблемы с психическим здоровьем. Как вы можете отличить их друг от друга?
Зная общие признаки психических заболеваний, родители (а также клиницисты, педагоги и другие взрослые лица) могут помочь выявить и устранить проблемы психического здоровья у детей и подростков по мере их возникновения. Вмешавшись на ранней стадии, вы можете помочь защитить подростков от долгосрочных, более глубоких проблем с психическим здоровьем в будущем.
Существует множество различных психических заболеваний, каждое из которых имеет свои симптомы, диагнозы и схемы лечения. Некоторые из наиболее распространенных психических расстройств у подростков и молодых людей включают:
- Тревога
- Депрессия
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Расстройства пищевого поведения
- Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
Хотя симптомы каждой проблемы психического здоровья могут различаться, есть некоторые общие признаки, на которые могут обратить внимание родители и опекуны. Как отмечалось выше, большинство из этих признаков начинают проявляться в детстве и подростковом возрасте.
Признаки зарождающегося психического расстройства у детей не всегда очевидны, так как у детей все еще развиваются мысли, эмоции и коммуникативные навыки. Поэтому Национальный альянс по психическим заболеваниям сообщает, что большинство симптомов у молодых людей связаны с поведением. Среди них могут быть:
- Проблемы в школе и/или изменения в школьной успеваемости
- Гиперактивное поведение, такое как неспособность усидеть на месте, сосредоточиться или выполнить задание
- Повторяющиеся или частые ночные кошмары
- Больше пробуждения ночью
- Частые непослушание, сильные вспышки гнева или агрессия по отношению к другим
- Чрезмерное беспокойство или тревога, например, отказ ходить в школу без причины или тревога по поводу разлуки с членами семьи
- Нежелание выходить на улицу или общаться
Между тем, признаки психического заболевания, наиболее часто выявляемые у подростков старшего возраста и молодых людей, включают:
- Чрезмерное беспокойство или страх, которые могут быть подавляющими и вызывать физический дискомфорт
- Чрезмерная печаль или безнадежность
- Проблемы с концентрацией внимания, обучением, и неподвижность
- Спутанное мышление
- Суицидальные мысли
- Неконтролируемое или серьезно рискованное поведение
- Резкие изменения настроения, включая неконтролируемые периоды «максимумов» и «падений»
- Неспособность эффективно справляться с трудными ситуациями и стрессом
- Неспособность выполнять обычную повседневную деятельность из-за своего психического здоровья
- Чрезмерная утомляемость, усталость или низкий уровень энергии
- Сильное отсутствие уверенности в себе и беспокойство по поводу внешнего вида/веса
- Физические недомогания без видимых причин, такие как головные боли, боли в животе и боли в мышцах
- Значительная потеря или увеличение веса
- Продолжительное и усиленное чувство гнева и раздражительности
- Изменения в привычках сна
- Изменения в привычках питания, такие как повышенный голод и потребление пищи или отсутствие аппетита/отказ от еды
- Потеря интереса к любимым занятиям и хобби
- Потеря интереса к учебе и падение в оценках, в результате
- Отстранение от друзей, семьи и общественной деятельности
- Борьба в отношениях с другими людьми или в понимании других
- Трудности восприятия реальности, включая галлюцинации или бред
- Отсутствие самосознания и способности распознавать изменения в собственных чувствах, поведении и личности
- Злоупотребление веществами, в том числе наркотиками и/или алкоголем
- Попытка покончить с собой или разговоры об этом
Если вы замечаете какие-либо из вышеперечисленных симптомов у своего ребенка, важно поговорить о его психическом здоровье. Задавайте вопросы о том, как чувствует себя ваш ребенок, с чем он сталкивается и как вы можете помочь. Открытые и прозрачные разговоры о повседневных проблемах, проблемах психического здоровья и страхах важны как никогда. Этот разговор может стать первым шагом к получению профессиональной помощи. Задайте своему подростку такие вопросы, как:
- Вам грустно?
- Вы испытываете стресс?
- Вас что-то пугает?
- Что тебя беспокоит? или Знаете, что вас беспокоит?
- Как вы думаете, что вам может понадобиться, чтобы почувствовать себя лучше?
- Чувствуете ли вы, что вас любят и поддерживают?
- Вы чувствуете, что вам нужно с кем-то поговорить, но не знаете, к кому обратиться?
- Если бы вы могли сделать что-нибудь прямо сейчас, что бы это было?
- Хорошо ли вы едите, занимаетесь спортом и/или спите?
- Как самочувствие? Вы чувствуете какие-либо боли?
- Что ты делаешь с друзьями?
- Как пандемия повлияла на вашу жизнь и ваше психическое здоровье?
Психическое здоровье подростков становится все более распространенной темой и предметом беспокойства. В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 подросткам приходится сталкиваться с новыми и постоянными чувствами стресса, страха, беспокойства, горя и неуверенности в том, что их ждет впереди. Многие дети, подростки и молодые люди не знают, как справиться со всем этим, и это ложится на них тяжелым бременем. По этой причине проверка вашего ребенка важнее, чем когда-либо.
Согласно исследованию, проведенному с апреля по октябрь 2020 года, неотложные психические состояния среди детей в возрасте от 12 до 17 лет увеличились на 31 процент по сравнению с предыдущим годом. Подростки и молодые люди, как правило, изо всех сил пытаются справиться с дистанционным обучением, беспокойством по поводу болезни COVID-19, отсутствием социального взаимодействия между друзьями, отменой важных школьных мероприятий, горем от потери близких, помимо всех других политических и эмоциональных потрясений. влияет на нашу молодежь сегодня. Это подвергает их повышенному риску психических заболеваний, а также рискованного поведения, такого как злоупотребление психоактивными веществами.
Если вы родитель и подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с психическим здоровьем, самое время действовать. Начните эти разговоры с подростком дома. Пусть ваш ребенок знает, как сильно вы его любите, поддерживаете и всегда рядом, когда он в этом нуждается. Спросите, не нужна ли им помощь. Составьте план на случай, если у него появятся вышеуказанные признаки и симптомы, и если вы все больше беспокоитесь об общем здоровье и благополучии вашего подростка. Для вас есть поддержка.
Тернбридж — ведущий центр лечения психического здоровья и наркомании для подростков и молодых людей. У нас есть специальные программы для молодых мужчин и женщин, которые борются с проблемами психического здоровья, расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, расстройствами пищевого поведения и многим другим. Позвоните нам по телефону 877-581-1793, чтобы поговорить с консультантом по приему или ознакомиться с нашими программами в Интернете.
10 ранних признаков того, что ваш подросток борется с психическим заболеванием
психические заболевания начинаются в возрасте 14 лет. Хотя у каждого типа психического заболевания есть свой уникальный набор предупредительных знаков, есть общие темы, которые выделяются.
Вот 10 способов, которыми подростки могут показать признаки своей эмоциональной боли.
Плохая личная гигиена
Внезапное и постоянное отсутствие заботы о себе может быть обычным признаком более серьезной проблемы. Если вы замечаете, что ваш ребенок не чистит зубы, не моет голову или не меняет одежду в течение нескольких недель или даже месяцев, есть вероятность, что он борется с депрессией, биполярным расстройством, травмой или другой формой расстройства личности. психическое заболевание.
Резкие перепады настроения
Резкие нехарактерные изменения личности могут указывать на возможность психического расстройства. Если вы заметили, что ваш подросток проявляет признаки аномальной агрессивности, импульсивного стремления к острым ощущениям или неконтролируемого чувства эйфории, запишитесь на прием к медицинскому работнику для осмотра вашего подростка.
Изменения в привычках питания
Чрезмерная потеря или увеличение веса может быть признаком того, что ваш подросток борется с расстройством пищевого поведения. По данным NEDA, половина девочек и почти треть мальчиков используют нездоровые тактики, такие как пропуск приема пищи, голодание, рвота и прием слабительных, чтобы контролировать свой вес. И наоборот, тайное сокрытие еды или неспособность контролировать потребление пищи может указывать на возможность компульсивного переедания.
Ухудшение оценок
Плохая успеваемость и психическое заболевание, как правило, идут рука об руку. Ошибки тут и там — обычное дело; однако все более снижающиеся оценки в течение последовательных семестров могут указывать на более серьезную проблему. Если вы исключили такие проблемы, как СДВГ или дислексия, но заметили, что у вашего подростка все еще проблемы с концентрацией внимания, организацией, планированием, памятью или выполнением простых задач, это может указывать на тревогу, депрессию или что-то другое. форма психического заболевания.
Потеря интереса к занятиям и хобби
Подростки в депрессии теряют интерес практически ко всему, даже к тому, что когда-то было забавным и захватывающим. Вы замечали, что ваш подросток резко отказывается от спорта, музыки, танцев или других внеклассных занятий, которые раньше доставляли ему удовольствие? Она или он внезапно отказались от своих любимых увлечений и занятий?
Отсутствие энергии или мотивации
Подростки могут время от времени проявлять признаки физической, умственной или мотивационной усталости. Если ваш сын или дочь начинают проявлять крайние признаки усталости и вялости, это может быть признаком основного заболевания. Обычные вещи, на которые следует обращать внимание, — это постоянная сонливость в течение дня, медленные или вялые движения, а также трудности с сохранением активности в школе и другими видами деятельности.
Проблемы со сном
Не секрет, что подростки любят поспать. На самом деле это вполне нормально, потому что подросткам нужно как минимум
8-10 часов сна каждую ночь, чтобы работать лучше всего в часы бодрствования. Однако, если вы замечаете необычные режимы сна, такие как чрезмерный сон или бессонница, это может быть признаком психического заболевания. По оценкам исследований, около 90% детей с депрессией испытывают какие-либо проблемы со сном.
Уход от друзей и семьи
Ваш сын или дочь отказались от своего обычного социального характера ради более изолированной среды? Подростки часто скрывают свою депрессию или тревогу, опасаясь осуждения или неправильного понимания, и один из способов сделать это — избегать друзей и семью.
Чувство бесполезности
Подростковый возраст — трудное время для большинства, и время от времени возникают временные чувства печали, стыда или вины. Но когда эти типы чувств затягиваются или становятся настолько изнурительными, что вашему ребенку становится трудно справляться с повседневной жизнью, есть вероятность, что налицо гораздо более серьезная проблема.
Самолечение
Подростки, страдающие невыявленной депрессией, тревожностью, СДВГ, биполярным расстройством или другими типами психических заболеваний, часто занимаются самолечением в качестве метода побега.