Восприятие движения и времени
Восприятие пространства
Восприятие неподвижных, статичных предметов — тема, пусть и хорошо проработанная в общей и экспериментальной психологии, до сих пор, тем не менее, не закрыта. И при этом значительно более сложным вопросом является восприятие движения и времени.
Изучать проблемы восприятия нельзя в отрыве от физиологических особенностей нашего организма. Восприятие, в том числе и восприятие движения, осуществляется благодаря очень сложному физиологическому механизму, природа которого еще не вполне выяснена.
Как известно, окружающие нас образы проецируются на сетчатку глаза. Если тот или иной образ (например автомобиля) движется по сетчатке, это будет считаться движением или не будет? Может быть и так, и не так. Автомобиль проехал мимо — его образ проскользил по сетчатке. Мы перевели свой взгляд — образ стоящего автомобиля тоже скользнул по сетчатке. Может быть и иначе. Мы стоим и смотрим на стоящий автомобиль — его образ покоится на сетчатке. Мы провели глазами вслед проезжающему автомобилю — образ так же неподвижен на сетчатке.
Как известно из физики, во вселенной нет какой-то центральной точки отсчета, начала координат. Нет и «объективно нулевой» скорости: нет таких объектов, про которые можно сказать точно, что они стоят на месте (обратное, по крайней мере, не доказано). В физике любые скорости — относительны. Так и в нашем зрительном восприятии, мы не измеряем некоторую универсальную скорость, пусть даже и относительно поверхности Земли. Мы оцениваем скорость относительно нас самих.
Скорость пролетающих мимо объектов, а также пробегающих, проползающих, проплывающих и т.д., мы оцениваем двояко:
— пассивно (не следя глазами за объектом),
— активно (следя за ним).
В первом случае скорость оценивается как раз по скорости перемещения образа по сетчатке — с рядом поправок, разумеется. Это не самый точный способ. Хотя бы потому, что перемещения образа по сетчатке показывают угловую скорость объекта, и, чтобы узнать его скорость, надо знать расстояние до него. Глаз тем временем сфокусирован на другом объекте, который и помещен в зону лучшей видимости. Расстояние можно оценить по косвенным признакам, например по реальному размеру объекта и размеру образа на сетчатке глаза. Однако этот реальный размер не всегда известен. Если речь идет об автомобиле известной марки, то размер его наблюдателю известен. Если же пролетел камень или неизвестная птица — размер у них может быть разный.
Активной восприятие более точно. Мы следим за объектом. Он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Наш глаз настолько «умный», что даже пытается предвидеть перемещения объекта, чтобы ни на долю секунды не выпускать его из поля зрения.
Как известно, человек выжил в процессе жестокого естественного отбора.
В работе зрительного восприятия большое значение отводится интеллектуальным механизмам обработки информации. Далеко не всегда объект движется перпендикулярно оси наблюдения, оставаясь примерно на одном расстоянии от наблюдателя. Как раз обычно наблюдаемые объекты двигаются, несколько приближаясь или удаляясь. Пример — мы стоим на обочине и наблюдаем, как какая-то машина едет в нашу сторону; чтобы оценить ее скорость надо оценить угловую скорость и изменение расстояния до машины; при этом, чтобы оценить изменение расстояние до машины, сначала надо оценить само это расстояние, это тоже не так просто, на самом деле; могут учитываться и косвенные обстоятельства — например, геометрия дороги или громкость звука, издаваемого машиной.
Косвенных признаков много, и они играют весьма значительную роль в восприятии скорости. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей (так называемое «кинетическое положение»).
При этом следует отметить, что процесс восприятия довольно сильно замкнут в себе. Своим интеллектом и сознанием мы можем быть твердо уверены в том, что предмет находится на одном месте, но впечатление движения все равно может иметь место. Таковы, например, зрительные иллюзии. Нарисованные объекты могут казаться движущимися, если расположены особенным образом. Шагая вечером или ночью по улице, можно заметить, что луна как бы движется вместе с тобой — «идет» параллельным курсом.
Теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Утверждается, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт и др.).
В теориях второй группы утверждается, что восприятие движения имеет специфическое качество, которое не сводится к элементарным ощущениям.
Гештальтпсихологи (М. Вертгеймер и др.) восприятие движения считают специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер назвал фи-феноменом.
Гештальтпсихологами было в частности показано, что из двух предметов, при прочих равных условиях, обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.
В восприятии скорости большое значение имеет прагматический аспект. Дело в том, что природа не наградила нас способностью оценивать скорость движения в каких-либо физических величинах. Наблюдая движущийся на нас автобус, мы не осознаем информацию, что он движется со скоростью 62 км/ч, однако понимаем, что скорость большая, больше, чем та, на которую мы способны, и лучше всего это убраться с дороги такого «зверя». Это обстоятельство облегчает работу восприятия, давая возможность оценивать скорость лишь по весьма грубой порядковой шкале.
Восприятие времени
Восприятие времени изучено меньше, чем восприятие пространства. Нет специализированного органа, занимающегося восприятием времени, нет поэтому и более-менее объективных экспериментов на восприятие времени, сопровождающихся наблюдением за этим органом.
Время можно рассматривать (многие физики и математики этим и занимаются) как четвертое измерение пространства. Как двухмерные бумажки могут образовать трехмерную стопку из бумажек, так и трехмерные кубы, если было бы настоящее четвертое измерение, могли образовать четырехмерную «стопку-мегакуб». Один момент времени плавно и быстро перетекает в другой момент, все эти моменты можно рассматривать каждый в отдельности как трехмерный куб, а в совокупности — как «стопку-мегакуб».
Представим теперь, что кто-то взял кинопленку и разрезал ее на отдельные кадры. Потом все эти кадры были сложены в одну стопку (довольно высокую). Если обладать рентгеновским зрением, то теперь можно наблюдать тело главного героя (героини) не в виде плоской фигуры, а в виде объемной. И весь этот объем отражает два часа жизни этого героя, но мы можем наблюдать его в один момент.
Примерно так было бы, если бы мы были обладателями полноценного восприятия времени. Если бы мы разбили вазу, а потом нас попросили бы представить то, как это произошло, то мы представили бы не несколько картинок-фаз этого события (вот я задел ее локтем, вот она летит на паркет, вот лежат осколки), а полноценную четырехмерную картинку. Это было бы похоже на четырехмерное дерево: сначала ваза цела — это ствол, потом разбилась на части — отсюда ветки.
Разумеется, полноценное восприятие времени потребовало бы колоссальных ресурсов нашего мозга. Даже трехмерные объекты (например шахту или здание сложной планировки) нам удается воспринимать с трудом, а тут четыре измерения. ..
В широком смысле восприятие времени это и есть восприятие всей этой гипотетической четырехмерной картины. Непосредственное наблюдение этого континуума позволило бы наглядно видеть некоторые причинно-следственные связи. Четырехмерный локоть соприкоснулся с четырехмерной вазой-осколками — ствол вазы после этого несколько смещен в пространстве, а потом распадается на ветви. Нельзя, конечно, было бы видеть более тонкие причинно-следственные связи, не видимые глазом: почему, например, зазвонил телефон.
Для нас восприятие времени — лишь очень приблизительное подобие того, что могло бы быть. В основном восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира. Для нас восприятие времени это:
— восприятие перемещения объектов в пространстве,
— восприятие трансформации этих объектов,
— восприятие взаимодействия двух и более объектов,
— установление наглядных причинно-следственных связей.
Элементарными формами восприятия времени являются процессы восприятия длительности и последовательности событий. В узком смысле восприятие времени это и есть восприятие длительности и последовательности тех или иных событий.
Базовым инструментом для оценки длительности событий являются элементарные ритмические явления организма, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от количества этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.
«Биологические часы» работают не так точно, как хотелось бы. В значительной степени они оценивают не объективное, всеобщее время, а субъективное, которое зависит от того, какими событиями был заполнен оцениваемый промежуток. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.
Работа «биологических часов» зависит и от эмоциональных переживаний. Было показано, что если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.
Если мы более-менее свободны в своих перемещениях в пространстве, во времени нам не суждено гулять столь же свободно. Мы плавно перемещаемся по нему со стандартной скоростью. Однако, что роднит восприятие времени с восприятием пространства — мы довольно отчетливо видим то, что находится рядом, а то, что удалено — значительно хуже. Кое-что мы в пространстве видеть не способны, например то, что находится глубоко под землей, — существуют объективные препятствия. Кое-что, однако, мы видим с расстояния во много световых лет. Так же и со временем: некоторые события прошлого и будущего объективно недоступны, некоторые мы можем просматривать на миллионы лет назад и даже вперед (хотя это уже в большей степени предмет работы интеллекта, а не восприятия).
Таким образом, в восприятии времени человеком выделяются два аспекта:
— субъективный,
— объективно-условный.
Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше непосредственное ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени с помощью опорных инструментов.
Фактически час времени — самая популярная из вообще всех единиц измерения на сегодняшний день. Современный человек не может прожить и дня без того, чтобы не сверить свои «биологические часы» с объективными. Час и минута значительно чаще употребляются, чем, например, килограмм или градус. Не случайно поэтому, что провалились все попытки сделать время метрическим: в данном случае сила привычки оказалась слишком высока.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Восприятие
- Автономная сенсорная меридиональная реакция
- Адекватность ощущения и восприятия
- Антиципация
- Апперцепция
- Взаимоотношение целого и части в восприятии
- Восприятие времени
- Восприятие и его основные свойства
- Восприятие пространства
- Восприятие устной речи
- … и другое
Восприятие времени и движения
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.
Учебник
М., 1996.
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Восприятие движения. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не только для человека, но и для животных отсчет времени — чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности.
Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятии наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.
В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл кинестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени.
Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением.
Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. «Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу». Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто «слышать ритм». Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизводит», «соделывает». «Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активнодейственный» [1].
Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени.
Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабо искусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами. Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.
Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью.
Восприятие движения. Отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве, называют восприятием движения. Оно имеет жизненно важное значение. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищей и вызывают быструю ответную реакцию. Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению. При обнаружении объекта на периферии поля зрения осуществляется рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.
С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения.
На этом основании можно было бы заключить, что для восприятия движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату как неподвижную, а себя как движущегося. (При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобной корректировки не производится и человеку при его движении кажется, что весь мир движется вокруг него. )
Второй возможный способ восприятия движения — прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке.
Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения. При пассивных движениях глаз, которые можно вызвать, закрыв один глаз рукой, а другой осторожно сдвигая пальцем, напротив, мир будет казаться движущимся в направлении, противоположном направлению пассивного движения глаза. Значит, стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. В клинической практике при наличии каких-либо нарушений глазных мышц или их нервного аппарата у больных, когда они пытаются двигать глазами, появляется ощущение вращения видимого мира. Перемещение сетчаточных образов становится сигналом движения лишь в том случае, когда человек не получает кинестезических раздражении от движений глаз и головы и ощущает неподвижность собственного тела.
Возможны случаи, когда субъект приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестезических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете. Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.
При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении.
Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения.
Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зрительное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время после окончания действия раздражителя. Благодаря этой способности глаза сохранять в течение некоторого времени произведенное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение. При этом впечатление движущегося предмета возникает в результате восприятия последовательных положений предмета, отделенных друг от друга как некоторым пространственным промежутком, так и некоторой временной паузой.
В лабораторных условиях кажущееся движение исследуют с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включениями можно видеть движение светового пятна от первого источника света ко второму. Это явление получило название «фи-феномена», т.е. феноменальное, существующее только в восприятии, движение.
Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.
1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 205, 209, 210.
НАВЕРХ
Как мы воспринимаем движение в пространстве и время напрямую связаны
RedOrbit Staff & Wire Reports – Your Universe Online
С незапамятных времен люди пытались понять скользкое понятие времени, часто опираясь на знакомые метафоры физического движения Например, «время летит» или «время идет». Когда Эйнштейн опубликовал свою статью по специальной теории относительности в 1905 году, он навсегда объединил понятия пространства и времени в единую, ошеломляющую, но математически элегантную концепцию, известную как пространство-время. Теперь новое исследование человеческого мозга предполагает, что наши движения в физическом пространстве напрямую связаны с тем, как наш мозг воспринимает время.
«Нам казалось, что ученые-психологи пренебрегли тем важным фактом, что в повседневном опыте люди не одинаково оценивают прошлое и будущее», — объяснил ведущий автор Юджин Карузо из Школы Бута Чикагского университета. бизнеса.
В последние годы ряд новых исследований в области пространственного восприятия показал, что люди чувствуют себя ближе к объектам, к которым они движутся, чем к объектам, от которых они удаляются — иллюзия, которая сохраняется, даже когда расстояние до объектов остается точно таким же. такой же. Поскольку наше восприятие времени так тесно связано с нашим восприятием пространства, Карузо и его команда предсказали, что тот же самый основной принцип будет верен и для времени, явление, которое его команда назвала «временным эффектом Доплера»9.0005
Проведя простой опрос людей на вокзале, ученые обнаружили, что люди, как правило, воспринимают будущие времена через месяц или год как более близкие к настоящему, чем времена месяц или год назад.
В рамках отдельной части эксперимента, проведенного онлайн, команда обнаружила, что люди, которые прошли интернет-опрос за неделю до Дня святого Валентина, воспринимали праздник как более близкий к настоящему, чем люди, опрошенные через неделю после праздника.
Хотя эти результаты указывают на поразительное сходство в том, как мы воспринимаем пространство и время, команда хотела выяснить, существует ли прямая связь между ними. Для этого они провели еще один эксперимент с использованием технологии виртуальной реальности.
Команда оборудовала студентов колледжа наголовным дисплеем, который помещал их в виртуальную сцену, где двухполосная дорога была окружена деревьями, уличными фонарями и зданиями с обеих сторон. Для половины студентов виртуальная среда создавалась таким образом, чтобы у них возникало ощущение, что они движутся вперед к большому фонтану в конце дороги. Другой половине дали виртуальный опыт движения назад, от фонтана.
После части эксперимента, посвященной виртуальной реальности, участников спросили, насколько далекой они ощущают конкретную дату — одну через три недели в будущем и другую через три недели в прошлом. Студенты, которые только что получили виртуальный опыт движения вперед к фонтану, сообщили, что будущее было ближе к прошлому, тогда как студенты, которые отошли от фонтана, не чувствовали, что будущее ближе, чем прошлое.
Для второй группы студентов несоответствие между их физическим движением (назад) и хронологическим направлением рассматриваемого события (будущее) имело тенденцию устранять «временной эффект Доплера» — открытие, которое Карузо и его коллеги утверждают, подтверждает прямое связь между нашими представлениями о времени и пространстве. Короче говоря, мы чувствуем себя ближе к будущему, потому что чувствуем, что движемся к нему точно так же, как студенты чувствовали, что физически приближаются к фонтану.
Исследователи также подозревают, что такое совпадение восприятия не простое совпадение, а то, что оно выполняет важную практическую функцию. Законы физики (как мы их сейчас понимаем) не позволяют нам вернуться в прошлое и изменить прошлое. Однако мы можем напрямую влиять на наше будущее. Таким образом, ощущение приближения будущих событий может дать нам психологический толчок, который нам нужен, чтобы подготовиться к этим событиям.
По словам Карузо, «это исследование важно, потому что идея психологической дистанции занимает центральное место в теории и исследованиях в каждой области психологии — социальной, развивающей, когнитивной, клинической — и все же существует неявное предположение, что дистанция до прошлого то же самое, что расстояние до будущего».
Карузо также говорит, что он и его команда хотели бы продолжить свои исследования, изучая, как временной эффект Доплера влияет на нашу повседневную жизнь. Например, связан ли функциональный временной эффект Доплера со здоровой психологической функцией? Может ли ослабленное чувство эффекта привести к проблемам с депрессией и невозможностью убежать от прошлого? Трудно ли людям, не испытывающим темпоральный эффект Доплера, строить планы и принимать решения о будущем?
«Наша работа предполагает, что существует систематическая разница в восприятии людьми расстояния до прошлого и будущего», — заключил Карузо.
Отчет группы был опубликован в последнем выпуске Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук.
Иллюзия времени: что на самом деле?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
(Изображение предоставлено: Изображение часов через Shutterstock)Роберт Лоуренс Кун является создателем, автором и ведущим « Ближе к истине », общественной телевизионной и мультимедийной программы, в которой участвуют ведущие мыслители мира, исследующие самые глубокие вопросы человечества, касающиеся космоса, сознания и поиска смысла. Кун является соредактором (вместе с Джоном Лесли) книги «Тайна существования: почему вообще что-то есть?» Кун предоставил эту статью, основанную на двух недавних эпизодах сериала «Ближе к истине» (продюсер/режиссер Питер Гетцельс), для журнала 9.0034 Голоса экспертов Space.com: комментарии и идеи .
Почему время вызывает споры? Это кажется реальным, всегда здесь, неумолимо движущимся вперед. Время течет, течет, как река. Время имеет направление, всегда движется вперед. Время имеет порядок, одно за другим. Время имеет продолжительность, поддающийся количественной оценке период между событиями. Время имеет привилегированное настоящее, только настоящее настоящее. Время кажется универсальным фоном, через который протекают все события, так что можно установить порядок и измерить продолжительность.
Вопрос в том, являются ли эти особенности реальными реалиями физического мира или искусственными конструкциями человеческого разума. Время может быть не тем, чем кажется — это гладкое единство без частей, вечно существующая сцена, на которой происходят все события.
Связанный: Мировое время: что это такое и как оно работает?
Является ли время физическим?
Ценить время — значит чувствовать ткань реальности. Я беру интервью у физиков и философов в своем общественном телесериале «Ближе к истине», и многие утверждают, что время — это иллюзия. Что они имеют в виду, говоря, что время «не реально»?
Хью Прайс, профессор философии Кембриджского университета, утверждает, что три основных свойства времени исходят не из физического мира, а из наших ментальных состояний: особый момент настоящего; какой-то поток или проход; и абсолютное направление.
«То, что дает нам физика, — сказал Прайс, — это так называемая «блочная вселенная», где время — лишь часть четырехмерного пространства-времени… а само пространство-время не фундаментально, а возникает из некоторого более глубокая структура».
Мы ощущаем «стрелу» или направление времени и даже причинно-следственную связь, сказал он, потому что наш разум добавляет к реальности «субъективный компонент», «так что мы проецируем на мир временную перспективу, которую имеем как агенты. [в этой среде]». [Алан Алда спрашивает: ‘Что такое время?’]
Подумайте о блочной вселенной, которая поддерживается теорией относительности Эйнштейна, как о четырехмерной пространственно-временной структуре, где время подобно пространству, в котором каждое событие имеет свою собственные координаты или адрес в пространстве-времени. Время лишено напряжения, все точки одинаково «реальны», так что будущее и прошлое не менее реальны, чем настоящее.
Время есть, было, будет?
Значит, наши человеческие взгляды вводят нас в заблуждение? Является ли наше ощущение, что время течет или проходит и имеет необходимое направление, ложным? Не придаем ли мы ложного значения настоящему моменту?
«Мы можем изобразить нашу реальность либо как трехмерное место, где что-то происходит во времени, — сказал физик Массачусетского технологического института Макс Тегмарк, — либо как четырехмерное место, где ничего не происходит [«блочная вселенная»] — и если это действительно вторая картина, то изменение действительно является иллюзией, потому что ничего не меняется, все просто есть — прошлое, настоящее, будущее.0005
«Значит, жизнь похожа на кино, а пространство-время на DVD», — добавил он; «В самом DVD нет ничего, что могло бы измениться каким-либо образом, хотя в фильме разворачивается вся эта драма. В любой момент у нас есть иллюзия, что прошлое уже произошло, а будущее еще не существует, и что все меняется. Но все, что я когда-либо осознаю, это состояние моего мозга прямо сейчас. Единственная причина, по которой я чувствую, что у меня есть прошлое, заключается в том, что мой мозг содержит воспоминания».
«Время вышло», — сказал Андреас Альбрехт, космолог-теоретик из Калифорнийского университета в Дэвисе. «Это называется внешним параметром — независимым параметром в [классическом] уравнении движения. Итак, время — время, которое мы знаем с тех пор, как научились измерять время по часам, — кажется, исчезает, когда вы изучаете физику, пока вы не дойдете до теории относительности. .
«Суть относительности в том, что нет ни абсолютного времени, ни абсолютного пространства. Все относительно. Когда вы пытаетесь обсуждать время в контексте вселенной, вам нужна простая идея, что вы изолируете часть вселенной и называете это ваши часы, а эволюция времени связана только с отношениями между некоторыми частями вселенной и тем, что вы называете своими часами». [5 самых точных часов, когда-либо созданных]
Джулиан Барбур, британский физик, описывает время как «последовательность картинок, последовательность снимков, непрерывно сменяющих друг друга. Я смотрю на вас, вы киваете». ваша голова. Без этого изменения у нас не было бы понятия времени».
«Исаак Ньютон, — заметил Барбур, — настаивал на том, что даже если бы абсолютно ничего не происходило, время шло бы незаметно, и я считаю, что это совершенно неправильно».
Для Барбур перемены реальны, а время — нет. Время — это лишь отражение изменений. Из изменений наш мозг конструирует ощущение времени, как если бы оно текло. По его словам, все «доказательства времени, которые у нас есть, закодированы в статических конфигурациях, которые мы видим или переживаем субъективно, и все они сочетаются друг с другом, чтобы время казалось линейным».
Не все ли иллюзорно?
Но не все физики готовы низвести время до второсортного статуса.
Джон Полкингхорн, квантовый физик и англиканский священник, верит, что течение и направление времени реальны и неумолимы. Было бы «ошибочным аргументом», сказал он, использовать теорию относительности для утверждения, что время есть иллюзия, «потому что ни один наблюдатель не знает об отдаленном событии или одновременности различных событий, пока они однозначно не находятся в прошлом этого наблюдателя. И Следовательно, этот аргумент фокусируется на том, как наблюдатели организуют свое описание прошлого, и не может установить реальность ожидающего будущего».
Полкингхорн отвергает представление о статической блочной вселенной пространства и времени вместе. «Мы живем в мире раскрытия и становления», — сказал он.
Фотини Маркопулу-Каламара, физик-теоретик из Института периметра, сказал: «У меня есть печальный опыт, когда физики говорят мне, что время нереально… Это сбивает меня с толку, потому что время кажется реальным. хлопаю в ладоши, так случилось… Я бы предпочел сказать, что общая теория относительности не является окончательной теорией, чем сказать, что времени не существует».
Время — основной конфликт между теорией относительности и квантовой механикой, измеряемый и податливый в теории относительности, в то время как в квантовой механике он считается фоном (а не наблюдаемым). Для многих физиков, хотя мы воспринимаем время как психологически реальное, оно не является принципиально реальным. В глубочайших основах природы время не является примитивным, нередуцируемым элементом или понятием, необходимым для построения реальности.
Если вы являетесь тематическим экспертом — исследователем, бизнес-лидером, автором или новатором — и хотели бы написать статью, напишите нам здесь. (Изображение предоставлено SPACE.com)Идея о том, что время не реально, противоречит здравому смыслу. Но многие идеи о том, как устроен мир, которые человечество считало само собой разумеющимся, потребовали полного переосмысления. Как говорит Тегмарк, «в физике было так много вещей, которые мы считали фундаментальными, но оказались простыми иллюзиями, что мы подвергаем сомнению все — даже время».
Реальность зависит от времени. Является ли время неустранимым, фундаментальным, окончательным дескриптором фундаментальной реальности? Или наше субъективное ощущение течения времени, порожденное нашим мозгом, развившимся для других целей, — иллюзия?
Мнения разделились, но многие физики и философы теперь подозревают, что время не является фундаментальным; скорее, время возникает из чего-то более фундаментального — чего-то вневременного, чего-то совершенно другого (возможно, чего-то дискретного, квантованного, не непрерывного, гладкого).
Альтернативой, конечно же, является наша общая интуиция: время действительно течет, настоящее сверхособенно как единственный реальный момент, а глубокая природа реальности — это становление.
Не могу решить.
Следите за всеми проблемами и дебатами Expert Voices — и участвуйте в обсуждениях — на Facebook, Twitter и Google+. Выраженные взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения издателя. Эта версия статьи была первоначально опубликована на Space.com.
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].
Роберт Лоуренс Кун — создатель, сценарист, ведущий и исполнительный продюсер телесериала PBS «Ближе к истине», соавтором, продюсером и режиссером которого является Питер Гетцелс, — общедоступного телесериала PBS и онлайн-ресурса о космосе, сознании. и смысл, который представляет ведущих ученых, философов и творческих мыслителей, обсуждающих фундаментальные вопросы. Кун опубликовал более 30 книг, в том числе «Тайна существования: почему вообще что-то есть?» (2013) с философом Джоном Лесли, «Ближе к истине: вызов нынешним убеждениям» (2000), «Ближе к истине: наука, смысл и будущее» (2007), «Как думают лидеры Китая» (2011) и «Человек Кто изменил Китай: жизнь и наследие Цзян Цзэминя» (2005 г.), первая биография живого китайского лидера, опубликованная в Китае, и книга-бестселлер Китая в 2005 г. Кун — комментатор BBC, CCTV, CNN и Bloomberg. и ведущий обозреватель газет South China Morning Post и China Daily. Он является создателем и ведущим программы «Ближе к Китаю с Р.Л. Куном» на канале CCTV News и отмеченного наградами документального сериала «Вызовы Китая», также снятого Гетцелсом и транслируемого на станциях PBS и в Китае. Кун также является международным корпоративным стратегом и инвестиционным банкиром, а также председателем-основателем Фонда Куна, выпускающего книгу «Ближе к истине».